/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fa432f938aed547b6e0a21f8b543bb1a1.jpg)
Мечтал жениться на украинке и осесть на Полтавщине: в боях за Украину погиб 36-летний швед Андреас Броман
История любви потомка викингов и украинской красавицы
Он говорил по-английски, практически полностью понимал украинский — последний год посвятил изучению языка в приложениях, на онлайн-платформах. Однако заговорить на украинском не успел. Хотя одно слово произносил безупречно — пи*ары. Другим словом наши военные оккупантов не называют.
На третий день после заочного знакомства Андреас позвал Светлану замуж
Потомок викингов, швед Андреас Броман еще после Майдана в свои 25 собирался защищать Украину от вторжения россиян. Намеревался попасть в "Азов". Потому что считал украинцев лучшим народом в мире и восхищался теми временами, когда казаки во главе сгетманом Иваном Мазепой вместе со шведами боролись против Московии. Но иностранцев в "Азов" не брали.
У молодого человека не было военного опыта. Он работал тренером в фитнес-центре, официантом в ресторане, строителем — словом, там, где была работа. Стал отцом двоих детей, хотя свою семью так и не создал.
Поворотным моментом в жизни Андреаса, как и у многих на этой планете, стало 24 февраля 2022 года. На следующий день он заказал загранпаспорт, чтобы ехать в Украину. И 6 марта вместе с товарищем прибыл во Львов. "Мы граждане Швеции, хотим присоединиться к украинской армии", — сообщили первому встречному полицейскому.
После соответствующих собеседований и обучения шведов в конце марта зачислили в Интернациональный легион обороны Украины, в котором служат военные-добровольцы из других стран и который является подразделением ВСУ. Легионеры вступили в тяжелые бои за Харьков. Враг в те дни очень сильно бомбил Салтовку. Подразделение, кроме выполнения боевых задач, много помогало гражданским.
— Я прочла в соцсетях информацию об участии иностранцев в защите Харькова и прокомментировала ее, поблагодарив наших добровольных помощников, — Светлана Ревека из поселка Белики бывшего Кобеляцкого района Полтавской области вспоминает историю своего знакомства с Андреасом, которого многие называли Андреем на украинский манер. — Буквально через пару секунд после моего комментария получила сообщение в личные от Андреаса. Он написал, что я ему понравилась…
Сама Светлана в то время находилась в Австрии. На заработках. Она, выпускница Харьковского банковского института, экономист по специальности, целых восемь лет до полномасштабной войны, имея на руках маленького сына, работала "по Европам". Английский язык ей нравился еще со школы, кроме того, брала дополнительные уроки, постоянно его практиковала, поэтому барьера в общении с иностранцем не возникало.
– Уже на третий день после нашего заочного знакомства Андреас написал, что я стану его женой, – тихо улыбается приятным воспоминаниям моя собеседница. — "Я тебя люблю, ты для меня самая лучшая в мире", — повторял в каждом электронном послании. Как любой женщине, мне это льстило, но я не верила до конца, что это искренне. Думала, традиционный мужской набор слов… Но он уходил на позиции, а я за него волновалась, а когда возвращался, у меня отлегало от души. Прямо говорила ему об этом, и он, чувствуя мою заботу, ценя откровенность, восхищался: "Украинки — лучшие жены".
Они стали родителями прекрасной дочери Николь, но мужем и женой им стать было не суждено.
Впрочем, не будем забегать наперед.
Несчастливая правая нога
— Через полгода службы в должности штурмовика в Интернациональном легионе Андреас решил уволиться из него по личным соображениям, — продолжает Светлана. — Тогда я рассчиталась на работе в Австрии и примчалась к нему в Харьков. Здесь мы впервые увиделись в реале.
Город моей студенческой юности был полупустым, и нам казалось, он принадлежит только нам двоим. Взявшись за руки, мы бродили по улицам и площадям под звуки взрывов и все больше влюблялись друг в друга. Тогда я окончательно поняла, что хотела бы быть рядом с этим мужчиной всю жизнь. Люблю открытых, прямолинейных, честных людей, которые говорят то, что думают. И делают то, что хотят. То, что Андреас приехал из Швеции воевать за нас, в то время, как многие "патриоты" бежали за границу, очень о многом говорит. Но героя из себя он не корчил. Разве что, желая мне понравиться, "включил" свой шарм, доброту и еще бог знает что, чтобы завладеть моим сердцем.
В течение двух месяцев влюбленные жили поочередно в Харькове, Беликах, Полтаве, путешествовали по Западной Украине, потому что Андреас хотел лучше познакомиться со страной. В то же время мужчина постоянно искал возможности присоединиться к другой бригаде. И, конечно, нашел. Но, провоевав месяц в составе 59-й ОШБ, получил ранение в правую ногу. Светлана была рядом. И в госпитале и в реабилитационном центре в Киеве. За переводчика и за "скорую психологическую помощь".
После восстановления воин снова вернулся к своим обязанностям на фронте. Но вскоре его несчастная правая нога снова пострадала. "Броман" (его фамилия стала его позывным) отправился с ребятами на эвакуацию побратимов. Когда они прибыли на позиции, враг начал обстрел из танка, в результате чего он снова был ранен в ту же ногу.
Тяжелое физическое состояние военнослужащего уравновешивал психологический подъем, ведь Светлана сказала, что беременна.
Андреас решил тогда, что, когда станет на обе ноги, попытается найти себя в гражданской жизни. Почти целый год лечился в Швеции (он был родом из города Сандвикен). Однако ни рождение дочери, чему он очень радовался, ни то, что военно-врачебная комиссия в Украине признала его ограниченно годным к службе, не перевесили его желание бороться за Украину.
— Андреас видел, что мне в Швеции непросто, хотя нас всячески поддерживали его родные и друзья. А сам он страдал от… тишины, – вспоминает Светлана. — Кто воевал, тот поймет: мозг привыкает к взрывам и звукам оружия в режиме 24/7.
Он не мог забыть погибших побратимов. Многие его лучшие друзья полегли в Украине. Один из них – двадцатилетний финн.
Война изменила жизненные ценности Андреаса, ведь пережитое на фронте не проходит бесследно. У него были и флешбеки (внезапное, интенсивное переживание прошлого опыта, часто травматического, когда человек чувствует, что событие происходит снова. — Ред.), и ночные кошмары. Словом, ПТСР в его типичных проявлениях. И все чаще Андреас говорил мне: "Я не могу сидеть здесь, сложа руки. Попробую быть где-нибудь полезным. Может, не на фронте. Но я смогу что-то делать, кому-то помогать".
Мы с самого начала не собирались оставаться в Швеции, и это решение было прежде всего Андреаса. Оба очень скучали по Украине. И в один майский день 2024 года вернулись домой.
Ограниченно пригодный гранатометчик
— Как отнеслись родители Андреаса к тому, что их сын едет воевать в чужую страну?
— Наверное, они были от этого не в восторге. Но им пришлось смириться с выбором своего взрослого и самостоятельного сына. Он просто поставил всех перед фактом. Его слово — это все.
— А какова была ваша реакция на решение гражданского мужа вернуться в армию?
— Снова влиться в ряды ВСУ для Андреаса было очень важно. Он был согласен выполнять любые задачи и начал готовить меня к этому заранее. Подумывал о том, чтобы служить водителем. Но был зачислен на должность гранатометчика в 66-ю отдельную механизированную бригаду — присоединился к ней, поскольку в ней служил его лучший друг, гражданин Германии, который, к сожалению, позже погиб в ходе боевых действий.
— Ограниченно годный гранатометчик?
– Это не так сложно, как штурмовик. Штурмовики должны быть быстрыми, а у него после ранений уже не было нужной скорости и силы. То есть в пехоту он точно не годился.
Это можно назвать иронией судьбы, но его правая нога снова пострадала. Год назад во время выполнения боевой задачи гранатометчика Андреаса Бромана атаковал fpv-дрон. От удара сломалась кость.
Андреас смирился, что ему придется всю жизнь терпеть боль в трижды раненой ноге. Однако смириться с завершением собственной военной миссии так и не смог.
— Видимо, вы говорили о том, что он может не вернуться с войны…
— Конечно. Еще в начале наших отношений Андреас просил меня кремировать его тело, а прах развеять над морем у Швеции. Но после возвращения в прошлом году в Белики он изменил свое устное завещание. Мы попали на похороны местного защитника, и Андреас сказал: "Вдруг я погибну, похоронишь меня рядом с бойцами, которые здесь лежат. И я буду рядом с тобой".
А еще раньше спрашивал, нельзя ли в случае чего похоронить его на Поле Полтавской битвы, где есть братская могила шведов, погибших в боях с армией Петра I. Для него это было место силы. Мы дважды были там. Он очень гордился своими земляками, потомками викингов. Хорошо знал настоящую, а не советскую, извращенную, как мы, историю Северной войны 1700—1721 годов (война коалиций Швеции и Московии. — Ред.). Андреаса нельзя было вытащить из музея: он подолгу рассматривал там каждый экспонат. Считал, что гены шведов и украинцев перемешаны, ведь викинги и солдаты шведской армии женились на украинках.
В селе Змиевка Херсонской области проживают потомки шведов, которые основали его в XVIII веке. Это село, ранее известное как Старошведское, является единственным местом в мире, где сохранился старошведский язык. А на Черниговщине когда-то было поселение викингов.
Он и сам, когда отпускал длинную бороду, был похож на викинга. А как настоящий украинец, любил вареники с картошкой и борщ.
Мечтал жить в Беликах, среди сельской природы. И чтобы Николь, у которой есть двойное гражданство, поскольку она родилась в Швеции, росла в традиционных украинских ценностях, которые ему очень импонировали: в полноценной семье, в уважении к старшим.
Россию же вообще не воспринимал. Считал, что это государство не имеет права на существование из-за его многолетней агрессивной внешней политики.
"Нету": двухлетняя Николь будет знать папу только по фото
…Восстановившись дома через пару месяцев после перелома ноги, Андреас снова встал в строй. "Хочу быть полезным и бороться рядом с побратимами", — сказал Светлане, как всегда, в очередной раз отправляясь на войну.
На этот раз служил в тылу, рядом с линией фронта, на одном из самых горячих направлений – Лиманском. Выполнял какие-то задания по городу, тренировал военных… Словом, делал то, что приказывало командование.
– Андреас никогда не рассказывал мне подробностей о боевых действиях. У него всегда все было хорошо, – вздыхает Светлана. — Он, как только выпадала свободная минутка, всегда звонил по телефону с включенной видеосвязью. Наш разговор начинался с того, что он признавался мне в любви и заканчивался словами "Я тебя люблю". Даже когда мы ссорились из-за каких-то мелочей, все равно говорил: "Ты моя вселенная". Расспрашивал о Николь, которую любил безгранично. Вообще он своих детей очень любил, и они отвечали ему тем же. "Дети для меня это все", — часто говорил.
У нас с ним не было секретов. Я знала, например, когда он шел на позиции и возвращался. Знала и то, что Андреас иногда уговаривал командиров присоединиться к гранатометчикам на поле боя. Его первый боевой выход прошел успешно. Перед вторым выходом на позиции сообщил, что неделю с ним не будет связи. Но через три дня мне позвонили из штаба и сообщили, что он считается пропавшим без вести…
Светлана надолго умолкает, сдерживая слезы.
— Его тело не смогли вынести сразу, — наконец-то находит в себе силы говорить дальше. — Я очень благодарна его побратимам, рискнувшим сделать это позже. Россияне тогда там очень давили. В сообщении говорится, что Андреас погиб 13 июля при штурмовых действиях. Жду расследования бригады.
Светлану сейчас очень поддерживают друзья — и те, с которыми Андреас воевал, и те, что остались в Швеции. Они лучше других понимают ее потерю, поскольку знают, что Светлана с Андреасом были самой большой любовью друг друга.
А ее сердце каждый раз кровью обливается, когда Николь, которой еще нет и двух лет, бежит к телефону, когда тот звонит. Маленькая девочка привыкла, что это папа звонит по видеосвязи раз по десять в день… Но, не увидев родного лица, грустно вздыхает: "Нету". И идет целовать папину фотографию.
Мама водила ее уже на Аллею Героев в селе, где Андреас нашел вечный покой, и объясняла дочери, что папа теперь живет там…
Николь, говорит Светлана, очень похожа на него. И внешне, и по характеру: скандинавские гены победили.
Многочисленная шведская родня погибшего не смогла приехать на похороны, учитывая сложность оформления проездных документов, поэтому увидит могилу Андреаса только на годовщину его смерти, когда там уже установят памятник.
Кстати, в августе Андреас со Светланой планировали пожениться. Для него это было очень важно. Он даже с военным капелланом договорился об обряде венчания…
— В этом месяце Андреас должен был получить отпуск и мы планировали поехать в Киев, чтобы там зарегистрировать брак, — говорит женщина. — Перед этим дважды пытались подать заявление в ЗАГС в Полтаве и Кобеляках. И все как-то не складывалось — то он приезжал только на выходные, то у его паспорта истекал срок действия. И мы вынуждены были откладывать роспись. Отдельным вопросом стоял поиск переводчика. Андреас злился, потому что не мог ездить по десять раз туда-сюда, его бы никто не отпустил.
Светлане кажется, что каждый год ее жизни с Андреасом засчитывается за десять. Она была слишком насыщена разными хорошими и грустными событиями. Как будто ее любимый спешил жить. И в то же время они так много не успели. Скольким их мечтам никогда не сбыться! Осталась только память…
Фото предоставлены Светланой Ревекой

