/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fa68921eb94eb40362389edca4290ba11.png)
Угрожают ли Украине газовые блекауты зимой? Есть хорошая и плохая новости
За тепло зимой придется дорого платить
В начале августа РФ активизировала удары по украинской газовой инфраструктуре. На фоне дефицита голубого топлива в подземных хранилищах и неопределенной ситуации с импортом, Украина оказалась перед реальным риском газовых блекаутов уже этой зимой. Каких сценариев ожидать в предстоящем отопительном сезоне, разбирался "Телеграф".
Российская стратегия
Стратегию оставить украинцев без газа, враг начал реализовывать с новой силой еще в начале года: уже 15 января 40 ракет атаковали газовую инфраструктуру на западе страны. В феврале крылатые и баллистические ракеты летели по мощностям "Нафтогаза" на Полтавщине.
В марте украинская газодобыча пережила одну из самых масштабных атак за все время полномасштабного вторжения: россияне использовали 67 ракет и около 200 ударных дронов.
"Старания" оккупантов не прошли даром: по оценкам экспертов, прошлый отопительный сезон Украина завершила с рекордно низкими запасами в хранилищах, потеряв от 40% до 50% собственной газодобычи. А если так, то этот дефицит нужно покрывать, чтобы предстоящей зимой страна не замерзла.
За счет чего? Конечно же, импорта. Чтобы этого не произошло, Россия также позаботилась: в ночь на 6 августа РФ нанесла удар по компрессорной станции Оператора ГТС у украинско-румынской границы. Этот объект обеспечивал альтернативные поставки газа в Украину через диверсифицированный маршрут от греческих LNG-терминалов.
Но, конечно, это не единственный маршрут поставки импорта. В Минэнерго рапортуют об ударных темпах закачки газа в хранилища: "Ежедневно мы имеем максимально необходимый объем для того, чтобы сформировать этот достаточный уровень в предотопительный сезон", – отмечал замминистра энергетики Николай Колесник.
– В месяц они закачивали максимум 1,5 млрд. Это очень максимальные темпы, просто рекордные, – соглашается нардеп от "Батькивщины", первый заместитель председателя комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКУ Алексей Кучеренко, комментируя ситуацию "Телеграфу".
Хватит ли газа?
Этот "достаточный уровень" газа для прохождения грядущей зимы в правительстве оценивают в 13,2 млрд кубометров. Их нужно накачать до 1 ноября, когда начинается отопительный сезон. О чем говорит эта цифра? Этого объема голубого топлива зимой будет достаточно?
– Это будет на грани. У нас в последнее время растет потребление, кроме того, может не повезти с теплой зимой, – говорит Кучеренко.
– Считать действительно сложно: часть территорий оккупирована, каждый день какие-то предприятия подвергаются ракетным обстрелам и как потребители газа они исчезают с карты. В то же время появляются предприятия, которые становятся дополнительно новыми потребителями. Это предприятия, которые сжигают газ, производят электроэнергию (газотурбинные установки), устанавливаемые частным бизнесом и громадами, получившими такое оборудование за счет доноров. Поэтому посчитать, сколько мы будем потреблять газа в этом отопительном сезоне, можно только примерно, – отмечает "Телеграфу" нардеп от "Слуги народа" член комитета по вопросам энергетики и ЖКУ Сергей Нагорняк.
– Если зима будет относительно теплой и не будет критических ударов по объектам газодобычи, то этого объема хватит. Как хватило его и прошлой зимой. Но, конечно, будет ситуация, когда мы все доскребем до дна, до буферного газа, – добавляет глава Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар в комментарии "Телеграфу".
Эксперты говорят о благоприятном климате, но надежды на теплую зиму не могут быть основой государственной энергетической политики.
– Сколько было бы оптимально иметь газа для спокойного прохождения отопительного сезона? По оценкам Центра исследований энергетики, это 14,2 – 14,8 млрд кубометров, чтобы не иметь никаких хлопот, – объясняет "Телеграфу" его директор Александр Харченко. – С другой стороны, при 13,2 млрд, при теплой зиме, нам вполне может хватить этого объема. Поэтому основной вопрос как будут развиваться события. Будет ли холодно? Насколько холодно? Будет ли холодно долгий период? Как будут нанесены дополнительные удары по угольной генерации [ТЭЦ], из-за которых потребуется больше газа для выработки электроэнергии. То есть слишком много факторов, влияющих на то, хватит ли нам этого объема газа.
А сколько же газа в хранилищах есть сейчас, из необходимых 13,2 млрд кубометров? По оценке аналитиков ExPro в начале августа там было уже около 10 млрд. кубических метров голубого топлива. Эту информацию подтверждают и в Раде.
– Правительство сообщило, что сейчас они вышли на отметку в 10 млрд, – говорит Кучеренко.
То есть закачать нужно еще 3,2 млрд и на это у "Нафтогаза" есть больше двух месяцев. Успеют?
– Если сохранятся темпы и главное – будут деньги, то на 13,2 миллиарда [до 1 ноября] они теоретически могут выйти. Это вопрос, в первую очередь, денег "Нафтогаза", – объясняет Кучеренко.
– Вопрос упирается в деньги, – соглашается Гончар. – Газ можно закупить без особых проблем, ведь на рынке Европы нет дефицита газа. Но у нас есть дефицит денег.
А что по деньгам?
Здесь ситуация выглядит гораздо сложнее. Сколько их нужно?
– Для того чтобы пройти этот отопительный сезон, нам нужно дополнительно импортировать 5,5-6 млрд кубических метров газа. В деньгах это примерно 2,5 млрд евро, – отмечает Нагорняк.
А они есть?
– В начале лета "Нафтогаз" имел договоренности с донорами (банки, фонды) на грантовые и кредитные средства. Предварительно были договоренности о сумме до 1 млрд евро. То есть это подтвержденные деньги, которые "Нафтогаз" должен получить, – говорит Сергей Нагорняк.
Так, "Нафтогаз" уже получил в качестве кредитов по 4,7 млрд гривен от государственных "ПриватБанка" и "Укргазбанка" (итого около 193 млн евро, — Ред. ), грант на 380 миллионов евро от Норвегии, а на днях в пресс-службе компании отчитались о 500 миллионах евро кредита от ЕБРР. Впрочем, даже в профильном комитете ВР пока не могут точно ответить соберет ли "Нафтогаз" всю необходимую сумму.
– Скорее всего, "Нафтогаз" просто отчитывается, что вот мы взяли 500 миллионов из предварительно договоренных, и на них импортируем газ. Удалось ли найти более одного миллиарда [о котором было известно в начале лета] – сказать трудно. "Нафтогаз" не так часто приходит к нам на комитет с отчетами, – объясняет Нагорняк.
А если все-таки деньги собрать не успеют? Даже и минимально необходимых 13,2 млрд кубометров газа в хранилищах не будет? Похоже, это вполне вероятный сценарий.
– Правительство прилагает достаточно большие усилия, чтобы обеспечить "Нафтогаз" деньгами. Выдали кредиты из государственных банков, завершают переговоры с Еврокомиссией, ЕБРР о том, что они дадут дополнительные кредиты. Эти все деньги будут, но не раньше сентября, а возможно даже и в начале октября. Таким образом, мы и 13,2 млрд можем не накачать просто по финансовым причинам, – прогнозирует Харченко.
И что тогда?
Мы все замерзнем?
Конечно, нет. К примеру, в прошлом году также был план закачать в подземные хранилища 13,2 млрд кубометров газа. А по факту начало отопительного сезона Украина встретила с запасами на уровне 12,9 млрд. Объемы, которых не хватало, пришлось докупать. Так же может быть и этой зимой.
– Надо будет подбирать импортные объемы прямо из европейской трубы по достаточно высокой цене (ведь отопительный сезон будет в разгаре, – Ред. ), – говорит Кучеренко.
Но дорого не значит холодно.
– Во всяком случае, я не вижу никаких оснований для разговоров о каких-то апокалипсисах, вроде, что газа зимой не будет, мы не сможем найти газ, все плохо… Физически проблем с газом нет, вопрос только в деньгах. Даже если этот объем и не будет достигнут, ничто не мешает Украине при наличии финансов продолжить импорт во время отопительного сезона. Да, это будет дороже, чем купить раньше времени, но это работает. Поэтому я не ожидаю никаких апокалипсисов с точки зрения физики процесса. Нет проблемы, где взять газ, – отмечает Харченко.
НО! Важный вопрос – СКОЛЬКО Украине придется закупать газ, что называется, "с колес". Ведь чем активнее РФ "выносит" газовую инфраструктуру, в том числе добычу, тем больше придется импортировать.
– Где больно? Наибольший негатив приносят обстрелы украинской добычи. И, к сожалению, м*скали это очень хорошо знают, поэтому и интенсивно обстреливают нашу добычу. Такие удары могут быть неприятны, потому что нам придется купить больше газа извне. А какова наша способность покупать газ извне? Украинская ГТС так построена, что в год она может транспортировать 800 миллиардов кубометров. А реально физически наш объем потребления 20 миллиардов, – объясняет Харченко.
А разве есть сомнения, что зимой Россия продолжит терроризировать критическую инфраструктуру?
– Россия будет бить и ракетные атаки могут быть и по добыче, и по хранилищам, – отмечает Кучеренко.
Впрочем, по словам экспертов, российские удары могут повлечь за собой локальные проблемы, но не полный коллапс или газовые блекауты по всей стране.
– В прифронтовых регионах сохраняется высокая вероятность того, что они могут остаться как без газа, так и без света. Энергетики и газовики не всегда могут восстановить инфраструктуру, которая потенциально может быть повреждена врагом. Что касается отдельных регионов, то все будет зависеть от того, какую стратегию РФ имеет относительно обстрелов нашей критической инфраструктуры. Будем откровенны: украинская ПВО на сегодняшний день не может справиться с тем количеством "Шахедов", которые летят на наши города. Если такие массированные атаки будут направлены на критическую инфраструктуру, нам будет достаточно сложно, – резюмировал Сергей Нагорняк.
Следовательно, газ зимой будет и это, безусловно, хорошая новость, но для бюджета это будет означать дополнительные миллиардные расходы.

