Европа готовит самое большое повышение табачных акцизов за десятилетие. Что это означает для Украины
Европа готовит самое большое повышение табачных акцизов за десятилетие. Что это означает для Украины

Европа готовит самое большое повышение табачных акцизов за десятилетие. Что это означает для Украины

Европа готовит самое большое повышение табачных акцизов за десятилетие. Что это означает для Украины

Европейская комиссия обнародовала предложения, касающиеся изменений налогообложения табачных изделий в странах ЕС. Причин для осовременивания Директивы о структуре и ставках акциза, применяемого к табаку и табачным изделиям, назрело несколько. Это необходимость повысить минимальные ставки акциза; появление и распространенное использование новейших продуктов — вейпов, никотиновых паучей и других; неотложные проблемные вопросы противодействия нелегальному рынку табачных изделий.

Для разработчиков акцизной политики в Украине важно обратить внимание на будущие подходы ЕС к налогообложению для обеспечения ее результативности.

Во-первых, предложенные изменения, представленные на рассмотрение широкой массе — полисимейкерам, экспертной среде и гражданскому обществу 16 июля 2025-го, должны вступить в действие с 1 января 2028 года. Государствам — членам ЕС дается достаточно времени для внесения изменений в национальное налоговое законодательство. Кроме того, на увеличение ставок акциза на некоторые табачные изделия дается переходный период до 1 января 2032 года. Это касается сигар, сигарилл, табака для нагревания и табака для кальяна. Европейский подход к реализации акцизной политики базируется на принципах предсказуемости и последовательности. Экономист Артур Лаффер рекомендует учитывать упомянутые принципы при формировании налоговой политики во избежание налоговых шоков и резких всплесков показателей теневой экономики. Кейсы резкого увеличения налоговой нагрузки приводят к нарушениям рыночного равновесия и потере общей экономической эффективности.

Во-вторых, Директивой предлагается новый подход к установлению минимальных ставок акциза. При их определении будет учитываться экономическая ситуация в странах — членах ЕС путем корректировки ставки налога, принимая во внимание индекс уровня цен (price level index — PLI) соответствующей страны ЕС. PLI рассчитывается Евростатом. 2/3 размера ставки налога будет фиксированной, а 1/3 ставки будет корректироваться с учетом диспропорции социально-экономического развития и паритета покупательной способности европейских стран. Даже для государств — членов ЕС минимальные ставки акцизного налога будут дифференцированные. В странах Центральной и Восточной Европы они будут ниже, чем в странах Западной Европы и нордических странах.

В-третьих, важно акцентировать внимание на размере и дифференциации ставок акцизного налога на табачные изделия в разрезе подакцизных товаров. Сейчас минимальные ставки акциза на сигареты определены на уровне 90 евро/1000 штук при условии, что доля акциза составляет не менее 60% в средневзвешенной розничной цене сигарет. Если ставка в стране определена на уровне 115 евро/1000 штук, то это требование можно не соблюдать. В то же время обновленной Директивой предлагается, что минимальная ставка акциза на сигареты должна увеличиться до уровня 215 евро/1000 штук, откорректированного на индекс уровня цен. Важно отметить, что ставка может быть как меньше, так и больше этого уровня в зависимости от показателя корректировки. Поэтому в странах Центральной и Восточной Европы он будет меньше с учетом экономических реалий. Вместе с тем видоизменяется требование о доле акциза в средневзвешенной розничной цене сигарет, — она должна составлять уже 63%. Но если в стране ЕС минимальная ставка акциза будет составлять 274 евро, откорректированная на индекс уровня цен, то это требование можно не соблюдать.

Минимальные ставки акциза на сигареты в странах ЕС не менялись более десяти лет, и государства-члены самостоятельно повышали уровень акцизной нагрузки. Самый низкий уровень минимального акцизного обязательства на сигареты в ЕС действует в Болгарии — 107,4 евро/1000 шт. Его размер в Польше составляет 154 евро/1000 штук, в Германии — 186,1 евро, в Эстонии — 186,7 евро, во Франции — 378 евро/1000 штук. Поэтому, несмотря на существенное поднятие минимальной ставки акциза на сигареты, для подавляющего большинства стран ЕС это не будет значительным вызовом в сфере фискального регулирования. Наибольшие риски остаются для восточного фланга ЕС, где уже наблюдались всплески нелегальной торговли сигаретами в случае значительного увеличения налоговой нагрузки. Поэтому одновременно придется усиливать действенность политик противодействия нелегальному рынку табака.

Нелегальный рынок табака восстанавливает свои позиции в Украине

Вскоре в ЕС будут действовать гармонизированные правила налогообложения табака для нагрева и вводятся минимальные ставки налога на этот вид подакцизной продукции. По сравнению с сигаретами ставки акциза существенно ниже. Запланировано, что с 1 января 2032 года ставка акцизного налога на табак для нагрева составит 108 евро/1000 единиц. Минимальная акцизная налоговая нагрузка на табак для нагрева будет вдвое ниже по сравнению с сигаретами.

Унифицированный подход к налогообложению табака для нагрева в государствах — членах ЕС является свидетельством модернизации налоговой политики. Большинство стейкхолдеров в ходе публичных консультаций высказались в поддержку гармонизированных правил налогообложения табака для нагрева. Дифференциация ставок акцизного налога для разных табачных изделий остается в фокусе внимания разработчиков европейской фискальной политики. Уместно напомнить, что незначительная дифференциация уровня акцизного обложения для ТВЭН по сравнению с традиционными сигаретами введена в Украине с 2025 года и вполне вписывается в парадигму акцизной политики ЕС.

Важно учитывать и то, что, в отличие от рынка сигарет, рынок табака для нагрева в государствах — членах ЕС или полностью белый, или не демонстрирует высокие показатели тенизации.

И, наконец, предусмотрен переходный период повышения акцизной нагрузки на табак для нагрева. С 1 января 2028 года по 31 декабря 2029 года ставки налога будут составлять не менее 88 евро за 1000 единиц стиков, а с 1 января 2030 года до 31 декабря 2031 года — не менее 98 евро за 1000 единиц продукции. Плавный переход к более высоким ставкам налогов осуществляется ради того, чтобы избежать резких структурных изменений рынка табачных изделий.

Повышение налогов затронет и другие виды табачных изделий — сигар, сигарилл, табака для кальяна и т.д.

В-четвертых, разработчики табачной Директивы включили в нее новые изделия — жидкости, используемые в электронных сигаретах, никотиновые паучи и другие никотиносодержащие продукты. Европейская комиссия не стала игнорировать тот факт, что упомянутые изделия приобретают все большую популярность и выступают заменителем традиционных сигарет. Введение ставок акциза на новые продукты должно обеспечить сбор дополнительных бюджетных доходов на уровне 900–1700 млн евро.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что безникотиновые жидкости включены в сферу действия обновленной Директивы с целью минимизации схем уклонения от уплаты налогов путем самозамеса (никотин добавляется потребителями вейпов самостоятельно в безникотиновые жидкости). Практика самозамеса очень популярна и в Украине. Для обхода запрета продаются отдельно устройства е-сигарет (не облагаются налогами), вкусы (пищевые ароматизаторы, не облагаются налогами) и никотин (не всегда с маркой акцизного налога). Потери украинского бюджета только от акцизного налога вследствие существования этой схемы в 2025 году оцениваются на уровне 5 млрд грн.

Отдельные страны ЕС не стали ждать официальных решений Европейской комиссии, инициировали и реализовали комплекс мероприятий по налогообложению электронных сигарет, введению определенных запретов и ограничений относительно продукции вейпинга. Чем больше европейских стран внедряют принципы и меры регулирования электронных сигарет и жидкостей, используемых в них, тем больше официальные институты ЕС склоняются к формированию единых гармонизированных подходов к регулированию и налогообложению этих изделий.

В-пятых, значительное внимание уделено вопросам нелегального рынка табачных изделий. Контрафактная и контрабандная продукция реализуется по более низким ценам, чем легальная (с которой платятся налоги), в частности, сигареты и мелко нарезанный табак для скручивания сигарет, и под угрозой оказывается достижение индикативных задач в фискальной сфере и снижение распространенности табакокурения.

В Украине начал действовать полный запрет на продажу сигарет и электронных сигарет с ароматизаторами

Наибольший объем табачного нелегала в государствах — членах ЕС приходится на контрафактные производства. Например, во Франции (у которой высокий уровень акцизов на сигареты) зафиксирован самый большой по объему рынок нелегальных сигарет среди государств — членов ЕС. По данным отчета KPMG, в 2024 году объем нелегала составлял 18,7 млрд штук сигарет, из которых 7,8 млрд — контрафакт.

Чтобы ограничить доступ табачного сырья до нелегальных игроков рынка, в ЕС будет усилен контроль над его перемещением. В частности, предполагается установить нулевую минимальную ставку акциза на табачное сырье и включить ее в действующую в ЕС электронную систему регистрации и мониторинга перемещения подакцизных товаров.

Таким образом, при усовершенствовании акцизной политики Украины, кроме механического поднятия ставок на табачные изделия, необходимо:

  • обеспечить последовательность и плановость повышения налоговой нагрузки с учетом существенных отличий социально-экономической ситуации в Украине и государствах — членах ЕС;
  • сохранить дифференцированный подход к налогообложению разных табачных изделий, в частности ТВЭН;
  • повысить эффективность государственного контроля над перемещением табачного сырья;
  • разработать и имплементировать действенные меры по противодействию схеме самозамеса жидкостей для электронных сигарет.
Источник материала
loader
loader