Китай активизировал инвестиции в горнодобывающую промышленность за рубежом, достигнув самых высоких показателей с 2013 года. Как пишет The Financial Times, в прошлом году страна заключила десять сделок на сумму более 100 миллионов долларов.
Издание отмечает, что Китай является крупнейшим в мире потребителем большинства полезных ископаемых и огромный спрос страны на сырье означает, что ее горнодобывающие компании имеют долгую историю инвестирования за границу. Аналитики и инвесторы утверждают, что рост объемов заключенных сделок частично отражает усилия Китая опередить ухудшение геополитического климата, что делает его все более нежелательным инвестором в ключевых странах, таких как Канада и США.
Отдельное исследование Института Гриффита в Азии показало, что прошлый год был самым активным для китайских инвестиций в добычу полезных ископаемых и строительство за рубежом по меньшей мере с 2013 года.
Основатель группы прямых инвестиций Appian Capital Advisory Майкл Щерб сказал, что за последние 12 месяцев наблюдалась "большая активность, потому что китайские группы считают, что у них есть это краткосрочное окно... Они пытаются заключить много сделок по слиянию и поглощению до того, как геополитика усложнится".
Эта тенденция сохраняется и в этом году. Китайская Zijin Mining недавно заявила, что планирует приобрести золотой рудник в Казахстане за $1,2 млрд. В апреле Appian продала свой медно-золотой рудник Mineração Vale Verde в Бразилии китайской Baiyin Nonferrous Group за $420 млн.
Эксперт по китайским инвестициям за рубежом и директор Института Гриффита в Азии Кристоф Недопиль указывает, что в рамках инициативы "Один пояс, один путь" Си Цзиньпина внешнеполитические, транспортные и инфраструктурные проекты в Китае имеют тенденцию к уменьшению. Однако китайские инвестиции в горнодобывающую промышленность и ресурсы за рубежом остаются большими.
Китай доминирует в переработке большинства важных минералов, включая редкие литий и кобальт, но вынужден импортировать значительную часть сырья. Западные страны, включая Канаду и Австралию, "все осторожнее" относятся к китайским инвестициям в местные горнодобывающие активы, учитывая "стратегический характер многих из этих полезных ископаемых".
Аналитики и банкиры отметили, что китайские компании стали более искусными в выкупе горнодобывающих активов у западных конкурентов в последние годы, часто готовы рассматривать долгосрочную перспективу при оценке и инвестировать в более рискованные сделки.
"Раньше китайское правительство выбирало одного покупателя для продажи активов и поддерживало эту группу. За последние три-четыре года правительство позволило китайским группам конкурировать между собой. Это означает, что они больше не боятся проиграть Западу", - указывает Щерб.
В свою очередь аналитик корпоративной консалтинговой компании SP Angel Джон Мейер считает, что Китай заключает сделки, "чтобы активно держать Запад подальше от определенных критически важных материалов, в которых он доминирует".
Самыми активными китайскими горнодобывающими группами в сделках за рубежом являются CMOC, MMG и Zijin Mining. Китайские финансовые учреждения также выдали миллиардные кредиты на проекты по добыче и переработке полезных ископаемых в развивающихся странах.
Сопредседатель международной арбитражной группы юридической фирмы Bois Schiller Flexner, которая работает в ряде африканских стран, Тимоти Фоден отмечает, что китайские компании позиционируют себя как получающие выгоду от ресурсного национализма в таких странах, как Мали.
Некоторые военные правительства в Африке пытаются взять под контроль западные горнодобывающие активы и требуют более высоких роялти. По словам юриста, китайские компании часто готовы согласиться на менее прибыльную сделку, если они могут взять на себя управление активом.