Громкое уголовное дело со взяткой в 200 тыс. долл. за Брусницкую водолечебницу, которое тянется с 2019 года, интересно не только тем, что позволило прокурорам наконец-то реализовать свои давние обещания и прижать хорошо известного украинским и румынским таможенникам буковинского бизнесмена Юрия Кушнира, фамилию которого в своей тронной речи упоминал каждый вновь назначенный генеральный прокурор вместе с клятвой уничтожить в стране контрабанду.
Кушнира, который вдруг решил заняться оздоровлением населения, приняли на взятке тогдашнему главе Черновицкой областной рады Ивану Мунтяну за содействие в передаче в аренду коммунального лечебного комплекса на минеральных водах. А это для них обоих преступление, предусмотренное частью 4 статьи 368, статьей 369 Уголовного кодекса Украины.
Так вот, этот криминал неожиданно сыграл на позитив в общественно важном вопросе, далеком от таможенных и медицинских дел. А именно — в восстановлении законных прав громад на коммунальные земли.
Ошибка или сознательная фальсификация государственного реестра?
Почти одновременно в столичных судах вышли сейчас на финишную прямую два продолжительных судебных процесса, так или иначе связанных с месторождениями лечебных вод на территории буковинского села Брусница Вижницкого района.
Это упомянутое уголовное дело №991/361/25 со взяткой в схеме «бизнес — власти» за возможность направить предпринимательские частные средства в развитие санатория, разрушенного бесхозяйственностью его собственника — Черновицкой облрады. Высший антикоррупционный суд утвердил соглашение о признании виновности между прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры и главным подозреваемым в брусницкой взятке.
А также дело №910/4423/24, где Брусницкая сельская рада отвоевывает у Черновицкой облрады и Минюста 8,58 га этой водолечебницы, создавая судебный прецедент в пользу всех громад страны.
Как видно из материалов следствия, приманкой для предпринимателя бросить руководству и депутатам облрады несколько сотен тысяч у.е. неправомерного вознаграждения стала земля водолечебницы.
По рыночным ценам, ее стоимость намного больше задокументированной Национальным антикоррупционным бюро взятки. Иван Мунтян заверил своего друга-бизнесмена, что вскоре он заберет участки в свою собственность. Поскольку, мол, они принадлежат облраде, то депутаты смогут провернуть схему их приватизации. К слову, это не единственный пример спекуляции облрадой коммунальной землей.
Но тут претензии на территорию водолечебницы заявила Брусницкая сельская рада. Она подала судебный иск против Черновицкой областной рады и государственных регистраторов Минюста с требованием вытребовать все четыре участка в пользу своей громады как единственного законного их владельца и, соответственно, исправить записи в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
Ведь все эти годы сельрада пользовалась официальным документом (никем не отмененным, подтверждено в судах), который свидетельствовал о ее праве собственности на землю (см. документ 1). Принятые на его основе решения сельрады предоставить отдельные санаторные участки в аренду никто не оспаривал.
Коррупционное дело Кушнира—Мунтяна засветило параллельное извлечение из Госреестра, где владельцем участков значится какая-то несуществующая громада области в лице Черновицкой областной рады (см. документы 2–3).
Ошибка или сознательное внесение ложных данных в документ государственного значения сотрудниками Минюста времен Елены Лукаш?
Чтобы разобраться в этом, и истец, и ответчик просили суд привлечь соответчиком Министерство юстиции Украины в лице его департамента государственной регистрации, на основании решения которого и появилась запись о праве собственности на землю за Черновицкой областной радой.
Услышать позицию Минюста важно еще и потому, что дело Лукаш успешно продолжили ее преемники. Практика закрепления коммунальных земель за областными радами продолжается до сих пор. Во всех областях. Правда, случай одновременной регистрации земельных участков за разными юрлицами по-настоящему уникален.
Однако судьи снисходительно решили не вызывать на заседание регистраторов Минюста и не акцентировать внимание на их ответственности за внесение ложных данных в государственную систему учета информации о правах на землю.
Суд вдохновляет громады бороться за свое имущество
Брусницкая сельрада аргументировала иск требованиями закона Украины от 06.09.2012 №5245-VI об окончательном размежевании земель государственной и коммунальной собственности, а также положениями Земельного кодекса и закона о местном самоуправлении, которые признают субъектом права собственности на коммунальную землю именно территориальную громаду села, поселка или города.
«Облрадовские» юристы объясняли свою позицию только одним: на указанных участках размещены здания, являющиеся собственностью облрады. Так что, мол, и земля принадлежит органу представительной власти областного уровня.
На это суды первой и апелляционной инстанций заметили, что «согласно действующему законодательству наличие на земельном участке недвижимого имущества Черновицкой облрады не дает ей права собственности на этот участок».
Судьи также подчеркнули: «Земельный кодекс Украины не относит областные рады к субъектам права коммунальной собственности на земли, а только уполномочивает их представлять общие земельные интересы территориальных громад, которые возникли вследствие объединения громадами на договорных началах принадлежащих им земельных участков коммунальной собственности (часть 5 статьи 83 ЗКУ)». Поскольку ни одна громада области не принимала решение сформировать на участках водолечебницы совместную частичную собственность, то облрада не имеет к ним никакого отношения.
Таким образом, суд признал, что владельцем более 8 га санаторной земли является Брусницкая громада в лице своей сельской рады.
Недавно Северный апелляционный хозяйственный суд подтвердил, что решение Хозяйственного суда города Киева от 22.01.2025 «обоснованное, отвечает обстоятельствам дела и действующему законодательству».
Это судейское заключение кардинально меняет до сих пор молчаливую позицию местного самоуправления и вдохновляет громады отвоевывать коммунальные земли, являющиеся их важным активом развития.
Заместитель начальника Западного межрегионального управления Министерства юстиции Иван Гринюк советует брать при этом пример с Брусницкой сельрады. «Если местные рады считают регистрацию коммунальных земель незаконной, пусть идут в суд», — объясняет чиновник.
Руководство Черновицкой областной рады предлагает свой выход из ситуации, которым могут воспользоваться коллеги из других областей. «На очередной сессии рассмотрим проект решения передать Черновицкой городской громаде зарегистрированные за областной радой коммунальные земли. Готовы рассмотреть обращения других громад», — отмечает глава краевого парламента Алексей Бойко.
Вопрос же ответственности регистраторов и самого Минюста за фальсификацию государственной информационной системы о недвижимом имуществе и его владельцах остается открытым.