Как помочь своему ребенку быстрее стать экономически независимым
Как помочь своему ребенку быстрее стать экономически независимым

Как помочь своему ребенку быстрее стать экономически независимым

Как помочь своему ребенку быстрее стать экономически независимым

В конце июня начинается вступительная кампания в учебные заведения. Перед учениками 9-го класса встает вопрос: что дальше — получать профессию или продолжить обучение в 10–11-м классах? Сейчас в Украине — значительный дефицит квалифицированных работников: потребность в электриках, токарях, сантехниках, строителях, трактористах-бульдозеристах измеряется тысячами. Но чтобы побудить молодежь получать эти профессии, надо понять, что и кто влияет на ее выбор. Вы будете удивлены, узнав, чем руководствуются 10–13-летние подростки, которым через несколько лет придется принять решение о будущей профессии и обучении.

Мы попытались систематизировать некоторые данные и опросы, чтобы помочь именно взрослым — как родителям, так и учителям, — согласовать их представления о будущем детей с профессиональными ориентирами юного поколения. И одновременно научиться доверять выбору каждого из них и оказывать необходимую поддержку.

Вот основные тренды, которые помогут посмотреть глазами подростков на выбор будущей профессии и учебного заведения.

Тренд 1. Идут получать профессию более решительные и самостоятельные. 46% подростков 10–12 лет знают, кем хотят стать во взрослом возрасте. Из-за войны доля тех, кто сделал выбор, уменьшилась на 7%. 41% школьников решили учиться в профессионально-технических учебных заведениях потому, что не захотели «терять два года в школе», 39% — потому, что хотели получить именно эту профессию. Свой выбор они обосновывают собственными интересами и увлечениями (59%) и способностями (30%).

Эти подростки вдвое реже прислушиваются к советам родителей (6%), вероятно, из-за своего характера и слабых родственных связей. По этим причинам учителя иногда рекомендуют им получить профессию — чтобы «избавиться от сложных учеников».

Подростки 10–12 лет, не определившиеся с будущим, продолжают учебу в 10–11-м классах. Они вдвое чаще прислушиваются к советам родителей (до 15%).

Тренд 2. Материальное положение семьи влияет на выбор. Такой косвенный вывод можно сделать из-за связи желания обеспечивать себя финансово с выбором в пользу профессиональных учебных заведений. Туда пошло более половины (57%) подростков, которые хотели бы больше времени уделить зарабатыванию на жизнь, — в целом этого хотят 43% опрошенных, и это приоритет №1 для них. То есть профессию хотят получить дети, нуждающиеся в деньгах. Получение стипендии в размере 1250 грн в случае поступления в профессиональное училище и 1510 грн — в колледж также является определенным стимулом при выборе профессионального обучения. (Источник — исследование «Подростки и их жизнь во время войны».)

 

Тренд 3. Иллюзорность представлений о перспективных профессиях, сформированных соцсетями. Советов последних придерживаются 57% подростков. Facebook, TikTok, Instagram переполнены рекламой курсов по IT, искусственному интеллекту и машинному обучению. Но подросткам никто не говорит, что спрос на IT-специалистов в 2024 году уменьшился. С появлением генеративного искусственного интеллекта ChatGPT рынок изменился — ИИ успешно пишет программы, и потребность в «джуниор»-разработчиках резко уменьшилась. Код, написанный ChatGPT, проверяют «синьор»-разработчики. Сейчас доступны всего несколько сот вакансий в этой сфере. И спрос имеет тенденцию к уменьшению. Так, только в апреле 2025 года в мире были уволены 23 тысячи айтишников.

Но никто не рекламирует профессии электрика, строителя, сварщика, экскаваторщика, специалиста по управлению станками или 3D-принтерами, крайне необходимых экономике именно сейчас, а еще больше — в ходе послевоенного восстановления Украины.

Тренд 4. Увеличивается количество подростков, которые хотят связать жизнь с Вооруженными силами Украины. В 2023 году их доля составляла 5%, в 2024-м — уже 7%.

Тренд 5. Подростки, получающие профессиональное образование, не жалеют о собственном выборе (72%), каждый шестой планирует работать по специальности.

36% подростков считают, что смогут внести вклад в развитие экономики и инфраструктуры.

Тренд 6. Статистика свидетельствует, что все больше подростков выбирают раннее получение профессии. Уже шестой год подряд количество поступающих в заведения профессионального образования хоть и медленно, но растет. Так, в 2024 году в профтехи и заведения профессионального предвысшего образования поступали 230 тысяч человек, в высшие учебные заведения — 328 тысяч. Для сравнения, в довоенном 2021 году профессиональное образование получали 210 тысяч, высшее — 327 тысяч.

Мы публикуем эти данные, чтобы показать, что чаще всего подростки знают, чего хотят. Но часто советы родителей и учителей «помогают» сделать выбор, который забирает у них семь лет на обучение в школе и вузе. В итоге в 21–22 года они оказываются на рынке труда с не всегда актуальной специальностью и необходимостью работать на позициях, где высшее образование совершенно не требуется. Иногда молодые люди вообще разочаровываются в выборе профессии.

Подростки, которые начали получать профессию в 14–15 лет, начинают работать в 17–18. Возможностей для реализации намного больше. И они могут получить высшее образование, когда четко определятся с направлением.

Чтобы помочь детям стать самостоятельными и финансово независимыми, советуем родителям: не отговаривайте их от их желаний, а наоборот, посоветуйте с выбором конкретной специальности. Могут ли подростки ошибиться? Конечно, могут, но это будут их ошибки, которые они сами и исправят. Больше доверяйте выбору своих детей.

Источник материала
loader