На 27-м Шанхайском международном кинофестивале представили масштабную инициативу по цифровому возрождению китайского культурного наследия - проект "Наследие кино кунг-фу". Китайский кинофонд в партнерстве с медиакомпаниями планирует отреставрировать с помощью искусственного интеллекта 100 классических лент, среди которых - "Кулак ярости", "Большой босс", "Однажды в Китае", "Пьяный мастер" и другие, передает Variety.
"От Брюса Ли до Джеки Чана, от "Крадущегося тигра, затаившегося дракона" до "Волка-воина" - эти фильмы показали миру жизненную силу и дух китайского народа. Они - наши кинематографические визитные карточки для мира", - отметил председатель Китайского кинофонда Чжан Цилинь.
Проект предусматривает улучшение качества изображения и звука при сохранении оригинального стиля и драматургии. Для первого этапа восстановления уже выбрано десять фильмов, на реставрацию которых выделено 100 миллионов юаней (примерно 13,9 млн долларов).
"Искусственный интеллект - это кисть, но креативность - это душа. Классические фильмы о кунг-фу воплощают духовную основу Китая. Мы приглашаем мир присоединиться к этой культурной и технологической перезагрузке", - отметил Тянь Мин, глава компании Canxing Media.
Отдельно на фестивале состоялась премьера анимационного фильма "Лучшее будущее: Киберграница", который стал первым в мире полнометражным проектом, созданным полностью с помощью генеративного ИИ. Фильм является футуристическим переосмыслением культового криминального сюжета фильма Джона Ву.
"Весь этот анимационный фильм был создан всего 30 людьми. Производственный цикл сократился с лет на месяцы", - подчеркнул продюсер Чжан Цин.
Фильм был создан с помощью технологий Quantum Animation по полному циклу: от сценария и моделирования до финальной анимации и рендеринга. По словам Чжана, этот формат открывает возможности для создания совершенно новых китайских кинопродуктов.
"Почему крупнейшие файтинги мира не китайские, если все они заимствуют элементы китайских боевых искусств?? Нам нужно создать следующий Street Fighter на основе наших собственных героев, таких как Вонг Фей-хунг или Нечжа", - отметил продюсер.
Китайские власти поддерживают инициативу через политику, направленную на развитие технологий генеративного ИИ. Хэ Тао из Национальной администрации радио и телевидения напомнил о важности "Временных мер по управлению генеративным ИИ" (2023) и правил маркировки ИИ-контента (2025) для поддержки в медиасекторе здорового развития искусственного интеллекта.
"Искусственный интеллект - это не инструмент, это новая инфраструктура. Он трансформирует сценарный процесс, спецэффекты, дубляж и распространение. В короткометражках и микродрамах ИИ уже стал стандартом", - сказал Хэ Тао.
Для обучения новых кадров в Шанхае создан межотраслевой центр подготовки, который присоединится к подобным центрам в Сиане, Ухане и Сямэне. Национальные рендер-фермы в Гуйчжоу уже сократили время визуальной обработки с более чем года до одних суток. Завершение мероприятия было эмоциональным: почтили ветеранов китайского кино, в частности Юй Жунгуана, Чжан Тана и Юаня Хуна.
"Фильмы о кунг-фу - это о росте, духе и достоинстве. С помощью ИИ мы не стираем прошлое, мы даем ему второе дыхание", - добавил сценарист Чжан Тан.
Глобальный интерес к ИИ в кино стремительно растет. На AI Film Festival (AIFF), прошедшем 5 июня в Нью-Йорке, количество заявок от режиссеров за три года выросло в 20 раз - с 300 в 2023 году до 6000 в 2025 году. По словам CEO компании Runway Кристобаля Валенсуэлы, сегодня миллионы людей создают миллиарды видео с помощью инструментов, о которых только мечтали. Победителем нынешнего AIFF стал фильм Total Pixel Space, а в десятку финалистов вошел украинский короткий метр Distance Between Two Points Of Me - эмоциональный видеоэссе о потере дома и отчуждении.