Возможен ли диалог между таможней, бизнесом и общественностью
Возможен ли диалог между таможней, бизнесом и общественностью

Возможен ли диалог между таможней, бизнесом и общественностью

Возможен ли диалог между таможней, бизнесом и общественностью

Успешная таможенная политика — это не только о тарифах, процедурах и контроле. Это также о взаимопонимании между регулятором, бизнесом и общественностью. К сожалению, сейчас диалог между этими тремя напоминает разговор на трех разных языках без переводчика.

Институт аналитики и адвокации в партнерстве с ОО «Технологии прогресса» проанализировали барьеры в этом трехстороннем взаимодействии и предложили пути к их устранению. Дальше — самые важные выводы и аналитический взгляд на перспективы улучшения диалога в таможенной сфере.

Молчание партнеров

Несмотря на формальную открытость, механизмы коммуникации между таможней, бизнесом и общественностью на удивление слабые. Взять хотя бы Общественный совет при Гостаможслужбе. Орган, призванный представлять интересы общества, мягко говоря, неэффективный. Действующий его состав не менялся уже четыре года. Прозрачность работы низкая, потому что реакции таможни на предложения консультативно-совещательного органа не публикуются надлежащим образом. А главное, сами консультации часто сводятся к информированию, а не к практическим разъяснениям или реальному учету позиции бизнеса и общественности.

Особое беспокойство вызывает ограниченное представительство малого и среднего бизнеса (МСБ). Он не имеет возможности принимать участие в формировании таможенной политики, что создает асимметрию интересов в пользу крупных игроков, у которых есть ресурсы для адвокации своих позиций.

Согласно результатам опроса:

  • всего 22% представителей бизнеса считают, что могут влиять на таможенную политику;
  • при этом 45% общественных активистов верят в способность приобщиться к изменениям.

Это свидетельствует не только о слабом вовлечении бизнеса, но и о потере мотивации со стороны предпринимателей принимать участие в процессах, в которые они не верят.

В рамках исследования мы провели опрос представителей бизнеса и общественных организаций, чтобы выяснить их оценку взаимодействия с Гостаможслужбой: насколько эффективна координация, насколько доступна и своевременна информация, а также как работают консультационные механизмы по нормативно-правовым актам.

С помощью инфографики можно продемонстрировать расхождения в восприятии разных аспектов координации, используя нейтральную оценку — тройку:

  • во всех представленных параметрах общественность воспринимает работу Гостаможслужбы лучше, чем бизнес, который более тесно взаимодействует с таможенными органами;
  • эффективность проведения консультаций при подготовке правовых актов получила наименьшее одобрение от бизнеса — около -0,6 (то есть 2,4 балла), тогда как общественность оценивает этот аспект выше;
  • бизнес более негативно отзывается об эффективности координации, работе совещательных органов, каналах коммуникации, зато общественность об этих аспектах лучшего мнения;
  • работу совещательных органов оценили не хуже всего, но все равно ниже нейтрального уровня. Бизнес поставил этому аспекту 2,8 балла, а общественность — 3,0, то есть на грани нейтральности. Это может указывать на низкую осведомленность МСБ о деятельности этих органов или скептицизм по поводу реального влияния советов на принятие решений.

Институт аналитики и адвокации

Причина расхождений в разных ролях. Бизнес — практический игрок, оценивающий в первую очередь результат: учли ли, облегчили ли работу, ответили ли. Но при этом общественность больше сосредоточена на процессах — мониторинге, просвещении и адвокации, а более высокая терпимость к процедурной неопределенности является частью их деятельности.

Что делать, очевидно: расширять консультации с бизнесом, открыть информационные каналы и создать инструменты обратной связи, доступные для всех заинтересованных, работать над результативностью и узнаваемостью совещательных структур.

Нереализованный потенциал Общественного совета

Действительно, Общественный совет потенциально является важной составляющей в треугольнике таможенного взаимодействия. Ведь, кроме общественного контроля над работой таможни, он может подавать предложения к нормативным актам и быть информационным хабом для бизнеса и граждан. Однако все эти функции работают лишь частично по ряду причин.

Во-первых, из-за устаревшей нормативной базы (постановление КМУ №996).

Деятельность Общественного совета регламентируется постановлением, которое не учитывает современные условия, в частности полномасштабную войну, цифровизацию и необходимость в прозрачности. Внесенные на время военного положения изменения разрешают не публиковать документы, что противоречит самой идее общественного надзора. Вот и имеем закрытость и снижение доверия к органу, который должен быть публичным и подотчетным.

Во-вторых, из-за отсутствия публичной обратной связи.

Гостаможслужба должна реагировать на решения Общественного совета. Но на официальном сайте нет информации, какие предложения были учтены, а какие нет и почему. Обычно ответы присылают по почте или озвучивают на заседании — без публичного доступа. Так что невозможно оценить результативность решений или реальное влияние совета.

В-третьих, из-за отсутствия ротации состава совета.

Действующий состав Общественного совета не обновлялся более четырех лет, несмотря на предусмотренную ротацию. Поэтому снижение динамики и инициативности не удивляет.

В-четвертых, из-за отсутствия представительства малого бизнеса.

Малые и средние предприятия не могут быть членами совета без создания ОО, а типовое положение не выделяет МСБ как отдельного субъекта в работе органа. Получается, что один из главных пользователей таможенных сервисов — малый и средний бизнес — фактически лишен прямого влияния на политику.

В-пятых, из-за недостаточной прозрачности.

Количество опубликованных протоколов и отчетов Общественного совета за прошлые годы не отвечает реальному количеству проведенных заседаний, а отчетам иногда не хватает конкретики о результатах.

На практике Общественный совет не может выполнять надлежащим образом на функции контроля, ни функции представительства. Его деятельность требует немедленной институциональной реформы, пересмотра правового статуса, упорядочения процедур и обновления состава.

Эти проблемы не технические, а системные, ведь проявления проблем с Общественным советом при Гостаможслужбе шире и могут касаться каждого общественного совета в Украине. Решение этих проблем станет важным шагом к восстановлению доверия, в том числе к таможенной политике в Украине.

Что необходимо изменить

Для решения проблем в сфере таможенного регулирования в первую очередь предлагается создать цифровую платформу по таможенным разъяснениям. Такая онлайн-система содержала бы объяснения к нормам таможенного законодательства с возможностью подать обращение, получить консультацию в режиме реального времени и отследить статус запросов. Необходимость этого решения обусловлена тем, что 61% бизнеса указывает на нехватку доступной консультационной поддержки, что приводит к правовой неопределенности и заставляет обращаться к посредникам. Для реализации нужно разработать платформу по образцу «ЗIР» Государственной налоговой службы и распространить компетенцию HelpDesk на более широкий круг вопросов.

Второй важный шаг — обновление постановления КМУ №996: необходимо возобновить обязательную публикацию документов Общественного совета даже в военное время и предоставить ему совещательный голос в кадровых процессах. Советы должны функционировать как открытые площадки для участия общественности в формировании политики, а не как закрытые клубы. Поэтому следует изъять ограничения по обнародованиям и закрепить право на участие в конкурсах, аттестациях и оценивании эффективности органа.

Третьей составляющей реформы является введение прозрачного реагирования на решения Общественного совета. Министерство финансов и Гостаможслужба должны давать письменные публичные ответы на предложения совета в течение десяти рабочих дней. Без такой обратной связи невозможно оценить эффективность и результативность решений совещательного органа. Для этого надо внести изменения в положения об этих органах и ввести открытую публикацию ответов.

Улучшение отчетности совета предполагает, что ежегодные планы и отчеты должны содержать примеры достигнутых результатов, в частности с решенными проблемами бизнеса. Сейчас в отчетах не хватает конкретики, что снижает их информативность и доверие к процессу. Нужно оформлять отчеты с фокусом на результат, добавляя аналитику учтенных и отклоненных предложений.

Последним, но не менее важным шагом является включение малого и среднего бизнеса в координацию путем проведения консультаций и создания отдельных механизмов участия — подкомитетов или отдельных советов. У МСБ сейчас нет прямого доступа к Общественному совету, хотя именно эти предприниматели составляют основу внешнеэкономической деятельности. Необходимо предоставить МСБ возможность прямого представительства в совещательных органах.

Таможенная система Украины — это не только контроль, но и сервис, поддержка торговли и прозрачность. Ее модернизация должна проходить не только технически, но и организационно — путем привлечение всех заинтересованных сторон. А следовательно, речь идет о диалоге, в котором каждый имеет голос, а не просто присутствует. Построение эффективного взаимодействия между таможней, бизнесом и общественностью — не просто демократическая норма. Это — ключ к уменьшению коррупции, улучшению бизнес-климата и в итоге к укреплению экономики.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Ее содержание является исключительной ответственностью ОО «Институт аналитики и адвокации» и ОО «Технологии прогресса» и не обязательно отображает позицию Европейского Союза.

Источник материала
loader
loader