«Когда вы освободите гражданских?»
«Когда вы освободите гражданских?»

«Когда вы освободите гражданских?»

«Когда вы освободите гражданских?»

Как Украине возвращать гражданских из российской неволи — главное из дискуссии представителей государства и правозащитников Carpathian Sea Democracy Week

Больше 16 тысяч гражданских украинцев сталижертвами насильственных исчезновений и произвольных задержаний со стороны Российской Федерации. Но только в отношении 1861 лица верифицирован факт заключения, и всего 886 из них Международный комитет Красного Креста признал лишенными свободы. Эти цифры — не просто статистика. За каждой из них — судьба человека.

О системных вызовах, стоящих перед государством, правозащитниками и международным сообществом по возвращению гражданских из плена, говорили участники дискуссии «Вызовы идентификации и возвращения гражданских из российской неволи: стратегии государства и общественного сектора» в рамках международного мероприятия Carpathian Sea Democracy Week.

Правозахисна Група "СІЧ"

Категории пленных — и масштабы проблемы

Представитель Офиса Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Станислав Кулиш подчеркнул, что настоящее количество удерживаемых намного больше официальных цифр: «С одной стороны, это большие цифры, а с другой — мы понимаем, что их больше. У нас нет полного доступа к информации по всем гражданам, которых удерживает страна-агрессор».

По словам Кулиша, гражданских заложников РФ условно можно разделить на три категории:

  1. Бывшие военные или связанные с обороной (волонтеры, АТОшники, правоохранители), которых РФ причисляет к военнопленным, чтобы манипулировать обменным фондом.
  2. Гражданские, осужденные Россией во время оккупации, формально находящиеся в тюрьмах по приговорам оккупационной власти.
  3. Незаконно удерживаемые гражданские, о которых почти ничего не известно — ни об основаниях задержания, ни о месте пребывания.

Особенно сложная третья категория. РФ систематически скрывает информацию, не допускает международных наблюдателей и не реагирует на запросы о судьбе задержанных.

Международное давление и кампания People First

Исполнительный директор Центра гражданских свобод и лауреат Нобелевской премии мира Александра Романцова акцентировала внимание на необходимости постоянного дипломатического давления: «Мы создали международную кампанию People First, чтобы возвращение гражданских стало первым вопросом в каждых переговорах. Не металлы, нефть или политические амбиции. Первое, о чем должны спрашивать каждый посол или бизнесмен: «Когда вы освободите гражданских?». Это должны быть первые вопросы китайского посла, индийского бизнесмена, закупающего нефть у Российской Федерации и администрации Трампа».

На примерах освобождения Олега Сенцова, Александра Кольченко, Алексея Чирния масштабные международные кампании доказали свою эффективность. Теперь стоит задача масштабировать кампанию People First и сделать видимыми судьбы тысяч неизвестных.

Системные изменения в Украине: что необходимо сделать

«Преступления против гражданских в неволе, совершенные во время российской агрессии, — не только военные преступления, но и преступления против человечности. Их масштаб, циничность и системность требуют решительной реакции международного сообщества и реального привлечения виновных к ответственности», — подчеркивает юрист и документалист Правозащитной группы «СІЧ» Юлия Полехина.

Она также акцентирует внимание на необходимости внутренних реформ в Украине, в частности:

— признание правового статуса освобожденных гражданских и предоставление им надлежащих социальных гарантий — медицинской, психологической и юридической помощи;

— упрощение бюрократии: введение «единого окна» для документов, создание реестра лиц, прошедших через плен, и эффективной системы верификации;

— усиление координации между министерствами и Уполномоченным Верховной Рады по правам человека;

— бесплатной адвокатской помощи и государственного финансирования центров психологической поддержки.

«Международное гуманитарное право нуждается в обновлении. Современные войны — это гибридные конфликты, в которых гражданские становятся заложниками и инструментом шантажа. Украина должна инициировать изменения в Женевские конвенции», — подытожила Полехина.

Пропавшие — не только трагедия, но и правовой вопрос

Особое внимание во время дискуссии уделили работе Международной комиссии по вопросам пропавших без вести (МКПБ) в Украине. По словам руководителя отдела координации данных программы МКПБ Марии Михалко, пропавшие без вести — это не только гуманитарная, но и правовая проблема: «Мы должны не только найти этих людей и вернуть их домой, но и достичь справедливости — для них и их родных».

МКПБ фокусируется на документировании исчезновений, поиска людей, а также идентификации тел погибших. Важно, чтобы каждый павший или замученный получил имя, был возвращен семье для достойного погребения и главное — не остался лишь цифрой в отчетах.

МКПБ не впервые работает с такими вызовами. Один из самых показательных примеров — работа в странах бывшей Югославии после войны 1990-х, в частности, в деле геноцида в Сребренице. Именно тогда экспертные данные МКПБ стали доказательствами в суде ООН о военных преступлениях.

«Мы хотим, чтобы и в Украине собранные доказательства были приняты в судах — как национальных, так и международных. Это основа для правосудия», — заметила Михалко.

Единая база для освобождения: как помочь гражданским в плену РФ

Россия удерживает тысячи гражданских украинцев — без связи, без официальных обвинений, без шансов на защиту. Многих удерживают инкоммуникадо годами. Например,городского голову Голой Пристани Александра Бабича — уже больше трех лет. А журналиста Дмитрия Хилюка и гражданскую Ирину Горобцову судят по надуманным обвинениям вроде шпионажа или терроризма.

«Проблема в том, что до сих пор нет единого учета таких людей. Семьи обращаются в разные организации, но эти данные не объединены», — говорит руководитель департамента документирования Медийной инициативы за права человека Анастасия Пантелеева.

Чтобы изменить ситуацию, правозащитники предлагают создать единую систему верификации удерживаемых гражданских. Это даст возможность упорядочить информацию и усилить адвокационные усилия.

Второй шаг — распределение на целевые группы: пожилые люди, тяжелобольные, люди с инвалидностью или журналисты. Это поможет привлекать международные профессиональные сообщества к кампаниям за освобождение конкретных людей.

«Единая база и целевые списки — это путь к эффективному международному давлению. Этот подход даст возможность говорить о конкретном человеке, которого нужно вытащить из российских застенков, а не о сухой статистике. И это может реально повлиять на переговоры», — подчеркивает Пантелеева.

«Паспортизация через истязания»: как РФ имитирует «добровольность» оккупации

Юрист Правозащитной группы «СІЧ» Ксения Онищенко приводит конкретный пример одного из многочисленных преступлений РФ — принудительную паспортизацию на оккупированных территориях Украины, которую Москва подает как «добровольное решение граждан»: «В российских пабликах — овации и «празднование» референдумов. А за этим стоит система принуждения, лишение базовых прав, истязаний и запугивания».

Во время документирования свидетельств людей, которым удалось выбраться из оккупации, правозащитники фиксируют масштабные нарушения прав человека. Тех, кто отказывается от российского паспорта, не допускают к медицинским услугам, пенсиям, образованию, работе. Более того — людей похищают, удерживают в неволе, пытают, чтобы создать искусственную статистику «добровольного принятия гражданства». Все это — чтобы потом использовать как «доказательство» для пропаганды на международных площадках.

Правозащитник подчеркивает: сегодня одна из самых эффективных стратегий — постоянная публичная огласка, донесение правды до мирового сообщества. Адвокационная кампания должна быть скоординированной — со стороны общественного сектора, дипломатических миссий и государства: «Мы должны заставить международные институты действовать. ООН, Красный Крест, другие организации должны не молчать, а создавать новые механизмы давления на РФ. Бездействующие санкции, — это лишь формальность».


Люди — в первую очередь

Эта дискуссия еще раз подтвердила: возвращение гражданских из российской неволи — не только задачи для правозащитников и государственных структур. Это вопрос, который должен звучать на каждом международном форуме, во время каждой дипломатической встречи. Потому что люди — прежде всего.

Каждый незаконно удерживаемый украинец — не просто статистика, а чья-то жизнь, семья, история. Замалчивание этих преступлений играет на руку агрессору. В то же время системная адвокация, единая позиция государства и гражданского общества, международное давление и внимание могут изменить ситуацию. Только объединив усилия, мы сможем вернуть наших людей домой — и привлечь виновных к ответственности.

Справка ZN.UA:

Carpathian Sea Democracy Week — международное мероприятие «ІІ Фестиваль Демократической Недели Карпатского Моря», проходивший с 28 апреля по 3 мая 2025 года в Трускавце—Сходнице.

Это событие — аналог известных демократических фестивалей Европы, где ежегодно собираются ведущие политики, общественные деятели и представители бизнеса для обсуждения актуальных вопросов. В Украине же, при поддержке скандинавских стран, такое мероприятие дает возможность наладить рабочие контакты с северными странами Европы.

 

Источник материала
loader