/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F19137c41c9eba70f81b46498218f626d.jpg)
В Украине возник серьезный дефицит газа. Как и кто будет его покрывать и вырастут ли тарифы к следующей зиме?
Эксперты считают, что необходимо уже сейчас закупать газ для прохождения следующего отопительного сезона
Для подготовки к осенне-зимнему периоду 2025/2026 Украина планирует импортировать довольно серьезные объемы природного газа. Министр энергетики Герман Галущенко "стартовой" цифрой называет 1 млрд кубометров, в то время как специалисты, в том числе и из государственного "Нафтогаза", говорят о дефиците в размере не менее 4,5 млрд кубометров, который придется покрывать за счет зарубежных закупок. Ориентировочная стоимость таких объемов газа по коммерческим ценам может составить около 2 млрд долларов.
Отметим, что в течение прошлой зимы Украине уже пришлось покупать немалые объемы газа за рубежом (так, "Нафтогаз" только в феврале-марте импортировал 800 млн кубометров), несмотря на то что руководство "Нафтогаза", глава Минэнерго, да и премьер Денис Шмыгаль заявляли, что собственных энергетических ресурсов достаточно для беспроблемного прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП) 2024/2025 годов.
"Телеграф" с помощью экспертов разбирался, о каком именно дефиците газа идет речь, коррелируются ли его объемы с объемами разрушенной российскими агрессорами газодобывающей инфраструктуры и стоит ли украинцам ждать проблем с газоснабжением в течение отопительного сезона 2025/2026 годов.
"Пройдем без импорта", или На что надеялись в прошлом году
За три прошлых года в связи с падением производства, вызванным разрушениями и временной оккупацией врагом значительной части промышленных мощностей, потребление газа в Украине сократилось приблизительно до 20 млрд кубометров в год (для сравнения, в 2021 году потребление составило 26,8 млрд кубометров в год).
Герман Галущенко заявлял, что за 2023 год Украина потребила 19,8 млрд кубометров газа. В 2024 году потребление составило около 20,5 млрд кубометров. А в 2025 году, судя по данным, обнародованным коммерческим директором группы "Нафтогаз" Дмитрием Абрамовичем, прогнозный уровень потребления газа составит 20,6—20,8 млрд кубометров.
Что касается украинской добычи газа, то, по данным EXPRO Consalting, если в начале широкомасштабного вторжения она снизилась – с 19,8 млрд кубометров в 2021 году до 18,5 млрд кубов в 2022-м и 18,7 млрд кубов в 2023-м, а затем несколько восстановилась.
Так, уже в 2024 году украинские газодобывающие предприятия, несмотря на войну и потерю части добывающих мощностей на временно оккупированных территориях, смогли нарастить добычу на 2,2%, и Украина закончила 2024 год с показателями 19,12 млрд кубометров собственного добытого газа.
О чем говорят эти данные? На первый взгляд, о том, что Украина действительно по соотношению добыча/потребление идет довольно ровно, а формальный дефицит газа в годовом измерении по стране если и есть, то составляет чуть больше 1 млрд кубометров.
Но тогда откуда взяться дефициту на этот год в размере 4,5 млрд кубометров, о котором сегодня говорят эксперты? Неужели эти цифры отражают реальный объем падения добычи в результате атак агрессора на добывающую инфраструктуру? И верить ли сообщениям некоторых зарубежных агентств, которые со ссылкой на источники в газовой отрасли пугают данными о потере Украиной 40% добывающих мощностей?
Только ли потери от обстрелов стали причиной дефицита в 4,5 млрд кубов
На самом деле ситуация со снижением добычи вследствие ударов РФ не настолько критична. Хотя, действительно, украинская газодобывающая инфраструктура ощутимо пострадала от вражеских обстрелов.
Напомним, обстрелы газовой инфраструктуры регулярно происходили в течение 2024—2025 годов, а один из самых масштабных обстрелов именно добывающих предприятий произошел в феврале 2025 года. Агрессор продолжил бить по энергетическим объектам и позже, даже после достижения так называемого энергетического перемирия. По данным "Нафтогаза", всего Россия осуществила 18 массированных комбинированных атак на объекты газовой инфраструктуры.
Пока об объемах реальных фактических потерь в газодобывающем секторе публично не говорят (что вполне логично, учитывая вопросы нацбезопасности) ни руководители Минэнерго, ни представители добывающих предприятий. По тем же причинам отказываются называть конкретные цифры и эксперты. Хотя и подчеркивают, что данные о 40% вряд ли соответствуют действительности.
"В результате российских обстрелов мы фиксировали уменьшение газодобычи. Но очень важно, как именно это анализировать. Непосредственно в день удара могло быть резкое падение из-за разрушения или технической остановки производства. Но компании делали и делают все для того, чтобы максимально быстро возобновлять деятельность и подавать газ в систему. И потому эти цифры – о падении добычи – они очень отличаются в первый день после удара, на следующий, через неделю-две. Пока планы восстановления по понятным причинам закрыты, и поэтому сегодня абсолютно трудно прогнозировать, на какие показатели по производству мы выйдем по итогам года. Могу лишь сказать, что добывающие предприятия действительно делают титанические вещи для того, чтобы стабилизировать и ускорить возобновление добычи", — рассказал руководитель Ассоциации газодобывающих компаний Украины Артем Петренко.
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук также считает заявления о потере 40% добычи преувеличением.
"Reuters написало, что мы потеряли 40%… Но это невозможно. 40% добывает вся Полтавская область. Насколько я знаю, мы добывали где-то порядка 52 млн кубометров (в день. — Ред.), и добыча снижалась до примерно до 45 млн кубометров. То есть нельзя сказать, что это там 40% или половина", — полагает Корольчук.
Впрочем, некоторые публичные данные по потерям все же есть. Так, коммерческий директор ГК "Нафтогаз" Дмитрий Абрамович заявил, что в течение отопительного периода 2024/2025 годов в результате действий агрессора Украина недополучила около 700 млн кубометров от запланированной добычи.
Сейчас, по словам Абрамовича, значительную часть объектов благодаря усилиям работников отрасли уже удалось восстановить, хотя процесс восстановления в крупнейшей газодобывающей компании, "Укргаздобыча", еще продолжается. Другие ведущие компании (в т.ч. ДТЭК, "Укрнафта") уже смогли восстановиться полностью. Кроме того, по его словам, у предприятий отрасли существовал план наращивания добычи, который также, вероятно, сможет компенсировать потерянные объемы.
Следовательно, говорить о том, что в Украине в настоящее время разрушены добывающие мощности, которые должны в этом году обеспечить добычу, соизмеримую с заявленным дефицитом в 4,5 млрд кубометров газа, вряд ли приходится.
Очевидно, что падение добычи по сравнению с прошлым годом, если и будет, то в значительно меньших объемах (хотя, как считают опрошенные эксперты, прогнозировать здесь что-то довольно трудно, да и не совсем корректно, учитывая абсолютную непрогнозируемость нашего полоумного соседа).
Запасы в хранилищах: отобрали практически "в ноль"
Обнародованные экспертами цифры дефицита в размере 4,5 млрд кубометров, касаются, прежде всего, другого важного показателя — баланса газа в газохранилищах до начала ОЗП (обычно — это первые числа ноября).
По расчетам Минэнерго, для беспроблемного прохождения прошлого отопительного сезона Украине требовалось 13,2 млрд кубометров. В то же время на начало ОЗП 2024/2025 в хранилища было закачано почти на 300 млн кубометров меньше – всего 12,92 млрд кубометров. Статистика говорит, что это самый низкий показатель за последние 10 лет. И, наконец, оказалось, что этих объемов во время прошлого ОЗП не хватило.
Следует учесть, что 4,7 млрд кубометров от этого объема – это фактически так называемый буферный газ, который выполняет прежде всего технологические функции и который возможно, но очень не желательно поднимать из газохранилищ для соблюдения технологических процессов.
Кроме того, там хранилось в совокупности по разным данным от 200 до 600 млн кубометров "чужого" газа — в режиме таможенного склада и газа нерезидентов, на которые формально Украина не должна бы рассчитывать.
Следовательно, к началу ОЗП 2024/2025 фактический объем активного газа, который можно было бы отобрать из хранилищ на нужды ОЗП, составлял около 7,6—8 млрд кубометров.
А вот такая заполненность хранилищ, считают эксперты, хотя в принципе и достаточна для прохождения ОЗП, но близка к критическому уровню. К примеру, во время позапрошлого ОЗП 2024/2025 годов Украина использовала 6,7 млрд кубометров газа. И тогда зима была довольно теплой.
В этом сезоне также с погодой повезло, но ситуация могла измениться, и в случае падения температуры отбор газа мог существенно возрасти. Также стоит упомянуть и растущие объемы газовой генерации, которая все активнее внедряется в Украине.
И, наконец, самый важный фактор – атаки со стороны агрессора по добывающей инфраструктуре. Нужно ли было его учитывать — вопрос риторический. После атак россиян зимой 2024/2025 пришлось увеличивать отбор газа из ПХГ, соответственно, "Нафтогаз" в феврале-марте был вынужден компенсировать объемы потерянной добычи покупкой 800 млн кубометров импортного газа, чтобы не допустить риска сокращения буферной части.
Здесь заметим, что большая часть из 4,7 млрд кубометров буферного газа – формально не имеет такого статуса. 4,1 млрд кубометров из него считается "активным газом длительного хранения" и, по идее, могут быть использованы в качестве газового резерва при наличии очень существенной необходимости. Но условия и детали обращения с этим газом пока не афишируются, поскольку являются закрытой информацией, учитывая вопросы безопасности.
К концу этого отопительного сезона Украина вышла на исторически самые малые за последние годы остатки газа в хранилищах. Согласно данным Украинской энергетической биржи, на начало апреля 2025 года в хранилищах оставалось всего 5,5 млрд кубометров.
Учитывая "неприкосновенные" 4,7 млрд кубометров буферного газа и те 0,8 млрд кубометров, которые "Нафтогазу" довольно дорого пришлось покупать за границей в феврале-марте, получается, что в течение отопительного сезона 2024/2025 годов мы практически использовали "под ноль" все расчетные запасы активного газа. К примеру, на начало апреля 2024 года в хранилищах находилось 7,8 млрд кубометров, то есть на 2,3 млрд больше, чем в нынешнем году.
И вот именно для того, чтобы не допустить повторения ситуации с практически пустыми (за исключением буферного газа) ПХГ на конец отопительного сезона, Украина и собирается купить несколько миллиардов кубометров газа за рубежом.
При этом, во-первых, закачать в хранилища "стандартные" около 5 млрд кубометров, во-вторых – компенсировать объемы, связанные с падением добычи, вызванным обстрелами, в-третьих — учесть возможный рост объемов потребления (в частности, учитывая рост газовой генерации), в-четвертых, сформировать запасы на случай ухудшения погодных условий. И, конечно же, учесть риски дальнейших возможных обстрелов газовой инфраструктуры.
Все это в совокупности и дает объемы необходимого импорта для закачивания в хранилища перед ОЗП 2025/2026, по расчетам разных экспертов, от 3 млрд кубометров и даже до 6 млрд кубометров. Ну а 4,5 млрд кубометров – это та цифра, на которую официально ориентируется "Нафтогаз".
Откуда взялась проблема дефицита газа и как с ней бороться
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что, помимо российских ударов по газовой инфраструктуре, одной из причин многомиллиардного дефицита газа является неучет позиции зарубежных трейдеров, которые забрали газ, ранее державших в наших ПХГ, а также недостаточно просчитанные последствия прекращения транзита газа украинской ГТС.
"До ОЗП 2023/2024 в подземные хранилища было закачано 16 млрд кубометров. Мы прошли ту зиму, и не было никаких вопросов. Но там было наших примерно 13 млрд кубометров и еще 3—3,5 млрд кубометров газа трейдеров. Эти 3,5 млрд кубометров создавали давление в системе, благодаря чему проще было поднимать газ для потребителей. Еще один важный момент, о котором никто не говорит, это транзит газа. Не имеет значения, был бы там российский газ, или еще чей-то, 1,5 млрд кубов ежемесячно находилось в системе и создавало давление, позволяя нам отбирать газ и прокачивать потребителям. Так работает газотранспортная система, так она была задумана — у нас было давление в системе, и был объем (в ПХГ. — Ред.), позволявший нам экономить ресурсы подземных хранилищ и не тратиться на сжигание технического газа для того, чтобы прокачивать на компрессорах. Поэтому, на самом деле, если бы транзита и трейдерского газа не было, проблема была бы и в позапрошлом году. И мы бы тогда тоже бегали и кричали, что нам "впритык" хватило газа, "спасайте", — считает Корольчук.
По мнению эксперта, учитывая опыт прошлой зимы, Украине к следующему ОЗП стоит позаботиться о наличии в ПХГ15—17 млрд кубометров газа.
"Сейчас у нас есть более 5 млрд в хранилищах, мы закачаем еще примерно 5 млрд газа собственной добычи. Но еще нам нужно до 5 млрд, чтобы у нас хотя бы было 15 млрд в целом в хранилищах. При этом если зима вдруг будет холодная, то подъем газа может быть даже большим. Поэтому в идеале я вижу картину, что нужно закачать хотя бы до 17 млрд кубометров", – считает эксперт.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко обращает внимание на то, что значительную часть дефицита газа способны перекрыть трейдеры, которые могли бы импортировать его в интересах отечественной промышленности. Однако на внутреннем рынке сейчас существует ситуация, когда коммерческие цены значительно ниже европейских. Следовательно, коммерческий потребитель в Украине даже не рассматривает возможности импорта, а ориентируется исключительно на отечественный газ.
"К импорту необходимо подключать не только "Нафтогаз", потому что он это не способен полностью обеспечить. Надо либерализовать рынок и подключать трейдеров, как международных, так и украинских. Подключать крупнейших потребителей природного газа — это химия, металлурги, другие промышленные предприятия. Чтобы они сами начали этим (импортом газа. — Ред.) заниматься. Но пока они не хотят этим заниматься, потому что ждут, что "Нафтогаз" снова даст им дешевый газ. Однако это повысит цены для бизнеса. Ну а бизнес, наверное, имеет серьезных лоббистов в правительстве, которые этого не хотят. Их устраивает схема, когда "Нафтогаз" продавал им дешевый газ, при этом сам покупая дорогой (на зарубежных рынках. — Ред.)", — считает директор энергетических программ Центра Разумкова.
В свою очередь Артем Петренко рассказал о своем видении причин, которые вызывают ценовой перекос в отечественном коммерческом сегменте и, соответственно, обуславливают отсутствие сегодня интереса к коммерческому импорту.
"До начала полномасштабной войны украинский коммерческий сегмент, то есть промышленность, покупали газ по рыночным ценам на условиях хаб+: это стоимость ресурса в Европе плюс доставка в Украину. Газ поставляли как отечественные частные добывающие компании, так и трейдеры, импортировавшие его из ЕС. После 24 февраля 2022-го значительное количество промышленных объектов, которые потребляли достаточно большие объемы газа, или остановили работу, или были уничтожены и оккупированы. Следовательно, спрос на ресурс от коммерческого сегмента существенно упал. Кроме того, государство приняло политическое решение, что экспорт газа запрещен. То есть рынок стал закрытым, при этом потребление было меньше, чем частная добыча. Именно поэтому в Украине газ стал дешевле, чем в Европе. Так это работает в наших реалиях. Соответственно, чтобы наши внутренние коммерческие цены больше соответствовали рынку, требуется восстановление спроса со стороны промышленности… Если у нас будет рост использования природного газа, особенно в контексте строительства газовых генерационных установок, если война не будет агрессивной, не будет обстрелов энергетической инфраструктуры и промышленность будет развиваться, то, конечно, это повлияет на спрос и предложение. Сразу ли мы "полетим" к хабам+? Вряд ли, но спрос и предложение стабилизируются", — считает Петренко.
Резонным считает присоединение отечественных трейдеров и промышленных потребителей к решению проблемы импорта газа и Роман Сторожев, президент Ассоциации недропользователей Украины. С этой целью необходимо обеспечить ликвидацию искажения цен между коммерческим сегментом и импортным паритетом. Для этого, по его мнению, "Нафтогаз" должен "отпустить" часть своих коммерческих клиентов, которые сейчас получают от него газ дешевле европейской цены.
"Что касается дальнейшего импорта, то я бы выступал за то, чтобы коммерческий сегмент потребителей был менее сконцентрированным и более доступным для трейдеров. Это способствовало бы выравниванию цен с импортным паритетом, потому что тогда бы происходила конкуренция ресурсов внутренних и импортированных. На практике, я думаю, что если бы "Нафтогаз" высвободил часть потребителей, которых он сконцентрировал на себе, то это стимулировало бы других трейдеров брать этих потребителей на обеспечение. А если при этом "Нафтогаз" одновременно будет выкупать излишки газа у добытчиков, как он это делал раньше, то появится дефицит, и цена подрастет до импортного паритета, я думаю, очень быстро.
И если мы сейчас говорим о проблеме с финансированием (речь идет о поиске средств на импорт газа. — Ред.), то это бы позволило переложить часть этой проблемы, хотя бы в части обеспечения текущих потребностей коммерческого сегмента, на украинских трейдеров, которые бы осуществляли такой импорт. Что касается "Нафтогаза", то каких-либо потерь для него не будет. Ведь в таком случае компания в меньших объемах будет закупать более дорогой импортированный ресурс. То есть по стоимости для "Нафтогаза" это будет где-то посередине, и потому, я думаю, что это будет иметь смысл для всех", — считает Роман Сторожев.
Руководитель Ассоциации недропользователей Украины также не исключает возможности возвращения в украинские газохранилища газа зарубежных трейдеров, что способствовало бы стабильности украинской газотранспортной системы. В этом же контексте он упоминает о возможных планах создания ЕС стратегического запаса газа, который мог бы храниться в украинских газохранилищах.
"Если энергетическое перемирие будет действовать, то в этом случае риски для международных трейдеров снижаются, и программа закачки природного газа в украинские хранилища на период лето-осень 2025 года с последующей продажей его в отопительный период на пике цены, в принципе, выглядит достаточно привлекательной. Учитывая низкие тарифы украинской ГТС и низкие тарифы для компаний, которые работают с газом в режиме таможенного склада (это газ, который в режиме транзита заходит в Украину, хранится, а затем идет обратно в Европу). Поэтому если риски будут для них приемлемы, то я думаю, что они будут это делать, экономический смысл в этом есть.
Кроме того, в Европейском Союзе на стадии обсуждения существуют идеи создания стратегического резерва природного газа в объеме до 10 млрд кубометров. Он будет предназначен для трансграничных стран, граничащих с Украиной, – это, прежде всего, Словакия, Венгрия, Польша и Молдова. Этот газ принадлежал бы европейским компаниям, но мог храниться в наших хранилищах. В этом случае это бы, конечно, стабилизировало нашу систему, давление в ней, и одновременно "подпирало бы" с точки зрения давления европейскую газовую систему. Для нас это не было бы решением проблемы баланса природного газа, но точно стало бы решением вопроса со стабильностью нашей ГТС. Для нашей газотранспортной системы это также были бы дополнительные поступления. И в принципе, в том, что это работает, никто не сомневается. Потому что до войны это работало, каждый год у нас сотни компаний хранили довольно большие опции природного газа. Поэтому я считаю эту идею достаточно интересной и уместной", — говорит Роман Сторожев.
Тот факт, что такое предложение для европейцев – "на столе", подтверждают и источники "Телеграфа" в Министерстве энергетики.
За какие деньги, когда и у кого будем покупать газ в этом году
В Минэнерго и "Нафтогазе" сегодня заявляют, что на нужды импорта будут направлены средства, выделенные правительством Норвегии (грант 140 млн евро), и кредит ЕБРР (270 млн евро). Источники Forbes в украинском правительстве также говорят о возможности привлечения еще 500 млн евро от ЕИБ и 100 млн долларов от украинских государственных банков через рефинансирования НБУ. В целом, если рассчитывать на импорт 4,5 млрд кубометров, это около половины необходимых средств. Где брать вторую половину – пока вопрос.
В настоящее время рассматриваются разные варианты. Так, известно, что ведутся переговоры о получении так называемого "грантового газа", который Украина бы закачала для использования в качестве буферного газа, а затем при более благоприятных обстоятельствах вернула бы или частями выкупила. Возможно, деньги на импорт будут искать у других доноров. Возможно, предприятия Группы "Нафтогаз" используют на это часть собственных средств. А может быть, как советуют специалисты, получится подключить к вопросу импорта коммерческий сегмент.
Запрос относительно источников финансирования закупки среди других вопросов "Телеграф" адресовал пресс-службе "Нафтогаза", но на момент публикации статьи ответ еще не поступил.
Другой вопрос – когда именно Украина собирается закупать газ и достаточно ли пропускной мощности интерконнекторов, чтобы прокачать его в нужных объемах. У разных экспертов на этот вопрос свой взгляд.
Как считает Артем Петренко, с последним вопросом проблем у Украины быть не должно.
"Пропускная способность на межгосударственных точках — почти 57 млн кубометров в сутки. Поэтому никаких проблем относительно объемов импорта у нас нет. Мы можем импортировать из стран ЕС — Польши, Венгрии, Словакии и Румынии. Было бы желание и были бы деньги. Этой зимой "Нафтогаз", когда возникла экстренная потребность в импорте после российских ударов, успешно это сделал, и три страны обеспечивали поставки газа в Украину", — говорит Петренко.
Владимир Омельченко со своей стороны считает, что фактор пропускной способности важен, и рекомендует не затягивать с вопросом импорта, а по возможности начинать его уже сейчас.
"Стоит вспомнить, как в прошлом году "Нафтогаз" заявлял, что вообще не планирует импортировать. Был даже такой мощный пиар-ход господина Чернышова (Алексей Чернышов, бывший глава ГК "Нафтогаз Украины", ныне вице-премьер и министр национального единства. — Ред.), что мы впервые в истории Украины пройдем зиму на собственной добыче, без импорта. Сейчас мы видим, что из этого вышло.
Что касается этого года, то стратегия здесь может быть только одна: покупать газ уже прямо сейчас, потому что времени нет. 4,5 млрд кубических метров — это означает, что каждые сутки нужно импортировать около 25 млн кубов. А это практически на грани возможности интерконнекторов между Украиной и Европейским Союзом. Поэтому если мы это будем делать в последний момент, даже если будут деньги, то у нас может не хватить импортных мощностей, чтобы закупить этот газ в достаточных объемах", — считает эксперт.
Роман Сторожев также полагает, что газ нужно начинать закупать уже сейчас, а не "отлавливать" какой-то период летом, когда он якобы может быть дешевле.
"Самый лучший вариант начинать сейчас и закончить где-то в октябре, то есть идти по классическому сценарию. Даже если мы где-то просчитаемся, и цена будет ниже, скажем, в июне, все равно мы выйдем на какую-то среднюю прогнозируемую цену. Если же мы будем "ловить самую низкую точку", пробовать ее угадать, то ми рискуем потерять время и в результате купить ресурс дороже. То есть, на мой взгляд, к этому вопросу нужно подходить сбалансированно", — считает Сторожев.
Здесь следует добавить, что отсутствие импорта газа в прошлом году стало предметом рассмотрения временной следственной комиссии ВР по ценообразованию в энергетике. В частности, нардеп Алексей Кучеренко заявил, что будет инициировать государственный аудит "Нафтогаза", одним из изучаемых вопросов которого станет, почему компания не импортировала газ прошлым летом, когда он был дешевле, продавала газ собственной добычи на бирже ниже европейской цены, а в результате в феврале-марте уже 2025 года вынуждена была потратить значительно большие средства на покупку дорогого импортного ресурса. По одной из версий, обсуждаемых в политикуме, это было решением того же Чернышова, который хотел оставить после себя плюсовый баланс на счетах "Нафтогаза".
Повезем ли газ из США?
Что касается источников поставки импортного газа, то эксперты преимущественно говорят, что в Европе достаточно компаний, готовых продать нам газ. При этом эксперты не исключают, что одним из источников поставок могут быть США.
На сегодняшний день примеры успешного контрактирования американского газа украинскими компаниями уже есть – летом прошлого года ДТЭК заключил контракт о поставках LNG до конца 2026 года, а уже в декабре заявил о поставке около 100 млн кубометров американского LNG, который получил через терминал в Греции.
Впрочем, по данным СМИ, оказалось, что, несмотря заявления ДТЭК об "усилении энергетической безопасности Украины", большая часть конкретно этого газа попала все же не в Украину – журналисты пишут, что "значительная часть из первой американской партии ДТЭК уже продал своим партнерам-конкурентам в ЕС". Эту же информацию "Телеграфу" подтвердил и Владимир Омельченко, отметив что "ДТЭК не для Украины, ДТЭК поставил газ для Европы, не в Украину ".
Активно работает по направлению получения американского LNG и группа "Нафтогаз". В марте стало известно, что "Нафтогаз" подписал уже второй контракт с польской ORLEN на поставку 100 млн кубометров американского газа.
"Я так понимаю, что нынешние закупки (американского газа. — Ред.) это этакие пилотные проекты поставки, чтобы оттестировать, как это работает, в какую стоимость оно реально обходится. Но если говорить о диверсификации поставок, то, конечно, надо работать и с этим ресурсом. Потому что диверсификация поставок для Украины — это очень важно. Есть общее правило, что не может быть ресурса одного происхождения более 50%", — прокомментировал эту тему Роман Сторожев.
Вырастут ли цены для населения
В Украине сегодня действует законодательный мораторий относительно стоимости газа, поэтому газ населению (а также ряду других категорий) поставляется по льготным ценам. Реализовано это путём механизма возложения специальных обязанностей (ПСО) на некоторых государственных участников рынка природного газа.
Срок действия прошлого постановления правительства о льготных ценах должен был закончиться 1 апреля 2025 года, и незадолго до этого появились прогнозы о возможном росте стоимости газа для населения. Но 28 марта правительство приняло очередное постановление, которым сохранило льготные цены для населения до 31 октября 2025 года.
Следовательно, бытовые потребители газа – клиенты "Нафтогаза" (около 98% всех таких потребителей) будут получать его по цене 7,96 грн (с НДС) за кубометр (у других поставщиков цена может быть до 9,99 грн за кубометр).
Кроме того, этим же постановлением правительство ввело в список предприятий, на которые распространены ПСО, государственную компанию "Укрнафта". Она ранее продавала добываемый ею газ (за 2024 год — 1,17 млрд кубометров) на коммерческом рынке, но теперь будет обязана продавать (кроме газа, идущего на ее собственные нужды) "Нафтогазу", который уже будет обеспечивать льготные цены.
По мнению экспертов, такое решение, во-первых, призвано обеспечить необходимые объемы газа для населения в текущем отопительном сезоне, а во-вторых, будет стимулировать коммерческий сегмент.
"Понимаю, почему "Укрнафта" переводится на поставки для категории ПСО. Потому что после российских атак возник определенный дефицит ресурса именно в этом сегменте, поэтому правительство приняло решение забрать с (коммерческого) рынка эти объемы и перевести их в сегмент ПСО. Это, по моему мнению, выглядит как профессиональное и сбалансированное решение", — считает Роман Сторожев.
В свою очередь Артем Петренко считает, что решение расширить действие ПСО на государственную "Укрнафту" позволит снизить объем импорта для подготовки к зиме, а также будет стимулировать активность коммерческих потребителей, что может повлиять на рост цены на ресурс.
"Сейчас мы видим, что государство в рамках подготовки к отопительному сезону возложило на "Укрнафту" спецобязанности по поставкам газа "Нафтогазу" по фиксированной цене. До этого "Укрнафта" поставляла газ по нерегулируемым ценам (которые все равно были ниже европейских. — Ред.) на коммерческий рынок. И, соответственно, потенциально это решение позволит государству, во-первых, подготовиться к ОЗП, а во-вторых, снять определенный объем с коммерческого сегмента, что в свою очередь будет стимулировать промышленность покупать газ на рыночных условиях", – говорит Петренко.
Владимир Омельченко считает, что такое решение хоть и правильное, но его недостаточно, чтобы привлечь внимание промышленных потребителей к зарубежным рынкам.
"Укрнафте" поручили поставлять газ исключительно для населения, это около миллиарда кубов. Это, мне кажется, правильно, но недостаточно. По моему мнению, этого не хватит, чтобы полностью решить проблему. Это половинчатое решение. А для решения проблемы необходима либерализация нашего рынка и внедрение market coupling с рынком Европейского Союза", – считает эксперт.
Что касается прогнозов возможного роста стоимости газа для населения, то эксперты сомневаются, что власти пойдут на такой шаг.
"В период военного положения и так есть значительная задолженность со стороны населения за потребление природного газа и за коммунальные услуги. По объективным и субъективным причинам. Поэтому как-то поднять цены и вывести все эти сегменты в рыночную плоскость – сейчас вряд ли получится. Поэтому я не думаю, что в такой период в жизни нашего государства кто-то пойдет на такие риски, как значительное повышение цены газа. Просто это вряд ли сработает", — считает Роман Сторожев.
"Мы понимаем, что есть меморандум с Международным валютным фондом, где есть упоминания о либерализации цен. Но, по моему мнению, дискуссия по этому поводу будет происходить уже после завершения действия военного положения. Плюс — на законодательном уровне есть мораторий на повышение цен, поэтому считаю, что пока все останется в нынешнем формате ", — говорит Артем Петренко.
"Я думаю, что мораторий для населения вряд ли отменят. Но чтобы держать такую цену для населения, нужно в первую очередь, чтобы весь ресурс "Нафтогаза" шел не для бизнеса, а только для населения и теплокоммунэнерго. И чтобы "Нафтогаз" частично выкупал газ для населения у бизнеса, у частных газодобытчиков по конкурентным ценам. Если его не будет хватать. А промышленные предприятия, крупные потребители, сами должны беспокоиться, где им взять газ", — считает Владимир Омельченко.
В то же время, судя по публичным заявлениям представителей "Нафтогаза", в компании рассматривают на этот ОЗП и жесткие сценарии, которые, в частности, предусматривают введение ограничений на потребление газа.
"Очень много сценариев прописано, некоторые из них прагматично будут предусматривать жесткие меры, в том числе и по ограничению потребления. Хотя, в моем понимании, мы этого не допустим, поскольку возобновлять потребление газа значительно сложнее, чем в электричестве, и совсем другие технические особенности. Я думаю, что мы справимся в миксе закачка плюс импорт", — заявила недавно заместитель главы наблюдательного совета "Нафтогаза" Наталья Бойко.
По ее словам, многое будет зависеть от атак на газовую инфраструктуру, а также удастся ли решить проблему импорта газа, в частности, найти деньги на его закупку и стимулировать импорт со стороны отечественной промышленности.
Пока же очевидно, что "были бы деньги" — и вопрос решится. Но денег пока недостаточно. С другой стороны, не стоит полагаться и на то, что россияне перестанут бить по энергетической инфраструктуре. Соответственно, есть еще много задач со звездочкой, которые нужно решать уже сейчас.
Напомним, "Телеграф" ожидает ответ от ГК "Нафтогаз Украины" на запрос относительно ситуации с прохождением отопительного сезона 2025/2026 годов. Редакция будет внимательно наблюдать за ситуацией с закачкой газа в хранилища и информировать читателей о ходе событий. Не переключайтесь.

