Качество управленческих решений, в частности и в образовании, непосредственно зависит от качества информации, на которой они основываются. И здесь речь не только про решения, которые принимает МОН, но и про решение родителей о выборе школы, или учителей и руководителей школ про стратегию класса или всего учебного заведения ради повышения академической успешности учеников. На всех уровнях достоверность, полнота и своевременность данных — основа эффективного управления. Ключевым условием для этого является единое цифровое образовательное пространство, которое, в частности, должно включать:
- единую унифицированную базу данных учеников с демографическими характеристиками, необходимыми для анализа тенденций и разработки образовательной политики, направленной на преодоление неравенства;
- единую базу результатов обучения учеников после каждого этапа образования (ВНО после начальной, средней и старшей школы);
- портал обмена данными между учебными заведениями, хранящий образовательную историю каждого ученика;
- мощное школьное программное обеспечение, способное не только поддерживать школьные базы данных, но и генерировать аналитические отчеты, необходимые для руководства школой, а также автоматически интегрировать данные школ в национальную систему.
Задача создать такую систему чрезвычайно амбициозна, но такой подход обеспечит системное управление образованием, которое базируется на данных, а не на хаотичных предположениях. По крайней мере именно так работает образовательная система в Британии.
Передача демографических данных об учениках во время так называемой школьной переписи здесь происходит непосредственно от школы в министерство без агрегирования, то есть передаются первичные персональные данные каждого ребенка. В таких условиях любой новый запрос на государственном уровне может быть получен трансформацией уже собранных первичных данных, а не после очередного цикла бюрократии.
Экспорт данных из школьной системы в национальную базу данных и их обновление проходит трижды в год в четко установленные сроки (обычно это конкретные даты в октябре, январе и мае). Эти даты обязательны для всех государственных учебных заведений, поэтому ни один ученик не потеряется, если в момент переписи переходит в другую школу. Во время формирования файла с данными для переписи национальная цифровая система требует, чтобы в профиле каждого ученика в электронной системе были данные по полному перечню показателей. А также проводит ряд автоматических проверок, в частности на согласованность данных между школами. Если возникают несогласованные данные и ошибки, школе дается время на их исправление, после чего они перегружаются повторно за считанные минуты.
Данные национальной базы открыты для работников школы в объеме, который отвечает их профессиональным полномочиям. Когда новый ученик поступает в школу, его профиль заполняют не только на основе аппликационной формы от родителей. Благодаря доступу к национальной системе, школа наполняет профиль ученика информацией об академических достижениях на предыдущем этапе обучения (например результаты независимого тестирования из младшей школы), необходимые, в частности, для определения, в какой группе сложности должен учиться ученик. Ведь в британской школе есть дифференциация учеников по их способностям и достижениям на предыдущих ступенях образовательного пути. Вместе с тем добавление данных происходит без ручной обработки, автоматической загрузкой стандартизированных файлов.
Вдобавок благодаря государственному порталу School-to-School новая школа может запросить у предыдущей другие необходимые данные с демографическими признаками ученика: статусы (например статус ребенка из малообеспеченной семьи, ребенка с ООП, статус разных форм опеки и т.п.), контактные данные родителей и ребенка, статистику посещения школы, оценки, поведение и другую информацию. Такие файлы загружаются автоматически после получения, что обеспечивает полноту образовательной истории ученика. Отдельно от предыдущих файлов загружаются строго конфиденциальные данные, связанные с безопасностью и защитой ребенка: истории насилия (включая домашнее), поведенческие проблемы, диагнозы, сохраненная информация о предоставленной в предыдущей школе (школах) помощи и разработанные планы работы с ребенком, судебные решения или перечень лиц, имеющих ограничение в общении с ребенком, и т.п. Эти данные дополняют профиль ученика, но доступ к ним ограничен, ведь безопасность персональных данных здесь на самом высоком уровне. Соответственно, когда ученик выбывает со школы, по требованию школы-реципиента школьное программное обеспечение генерирует файлы с историей, которая следует за ребенком.
Благодаря единому цифровому пространству британское Министерство образования (Department for Education) оперативно получает первичную информацию о каждом ученике, что в сочетании с академическими результатами и социально-экономическими показателями позволяет видеть реальную картину в образовании как в статике, так и в динамике. Это позволяет правительству обоснованно разрабатывать меры для улучшения результативных показателей демографических групп учеников, школ, развития регионов, поощрять и развивать образовательный персонал, какой именно нужен и где особенно нужен, эффективнее распределяя государственные ресурсы. Однако на этом процесс не заканчивается и собранная аналитика не остается тайной для избранных. Национальная система — не только реципиент данных, но и поставщик обобщенных аналитических показателей для управления на уровне школы.
Так автоматически через интеграцию национальной системы с программным обеспечением учебных заведений школам становятся доступны средние показатели академической успеваемости учеников с одинаковыми стартовыми показателями (независимое тестирование на предыдущем звене обучения), в дальнейшем использующиеся для расчета целевых показателей: индивидуальных для каждого ученика и агрегированных целевых для учителей, руководителей школ и местных управлений образования. Это позволяет разрабатывать индивидуальный подход к каждому ученику, формировать управленческие стратегии на уровне класса или школы, а также оценивать эффективность работы учебного заведения, его подразделений или общее качество образования в общине.
Национальная база данных в Британии частично доступна для общественности. Для этого на правительственном сайте открыт аналитический портал, который позволяет всем желающим формировать гибкие, индивидуализированные отчеты для анализа образовательных тенденций, обеспечивая прозрачность, поддержку управленческих решений и открывая новые возможности для независимых научных исследований.
Отдельного внимания заслуживает портал для сравнения школ, который обычно используют родители, когда выбирают школу для ребенка. Для этого достаточно лишь указать свой почтовый индекс и приемлемое расстояние. А дальше уже выбрать параметры для сравнения, включая финансирование школ и академический прогресс групп учеников, и система сконструирует сравнительный отчет.
Можно ли построить такую систему в Украине? В течение нескольких последних лет в нашей стране внедряется АИКОМ, который может стать хорошим стартом, чтобы заложить основы именно такого цифрового образовательного пространства. Вполне осознаю, что результат такого проекта проявится не сразу, поскольку тенденцию должны подхватить и разработчики школьного программного обеспечения, на что могут уйти годы. Впрочем, такой системный подход может существенно изменить управление образования на всех уровнях.