Рекордные прибыли и мизерные налоги
Рекордные прибыли и мизерные налоги

Рекордные прибыли и мизерные налоги

Рекордные прибыли и мизерные налоги

Кто «оптимизирует» платежи на рынке топлива

Максимальное привлечение внутренних ресурсов приобретает наивысшую актуальность из-за сокращения и нестабильности внешней помощи в условиях растущих потребностей страны обороняться. И даже несмотря на то, что уплата налогов сетями АЗС улучшается, резервы для увеличения отчислений у них есть.

Под знаком плюс

Налоговые платежи увеличились, несмотря на снижение розничных продаж на 2,9%. Так, ТОП-10 сетей по количеству заправочных станций, на которые приходится 54% продаж топлива в стране, в 2024 году уплатили на 38% больше «операционных» налогов — 10,35 млрд грн против 7,39 млрд годом ранее.

Половину из этого прироста дало увеличение уплаты НДС — 4,2 млрд, или на 53% больше показателя 2023 года (2,74 млрд грн). Главную роль сыграла отмена летом 2023-го льготы по НДС на топливо, введенной весной 2022 года (7% против стандартных 20%).

На 26% увеличились отчисления налога на прибыль (НнП) — рост с 1,7 млрд грн до 2,2 млрд. В конце года импульс этому пункта придало введение авансового платежа с АЗС. Этот радикальный и отчаянный шаг стал ответом государства на потерю «берегов» (читай — совести) абсолютным большинством сетей АЗС, декларировавших смешную прибыльность или нулевую эффективность бизнеса, несмотря на исторические рекорды по наценке, которые наблюдались последние три года. Кардинальные изменения в уплате НнП заслуживают отдельного материала. А пока констатируем: лед тронулся.

Зарплатные налоги (НДФЛ и ЕСВ) — также рост на треть. Что это означает? Во-первых, что повысились официальные оклады: по ТОП-50 за год с 11858 до 17482 грн/мес. Во-вторых, что зарплат в «конверте» стало меньше. В наибольшей мере «конверты» похудели в Avantage 7 и БРСМ, где персонал теперь официально получает вдвое больше. В то же время почти половина сетей из ТОП-50 до сих пор предлагают поверить в то, что их сотрудники живут на 12 000–13 000 грн/мес.

Клуб миллиардеров

Все без исключения ТОП-50 автозаправочных сетей увеличили уплату налогов в 2024 году. Но это увеличение неравномерное, а фактическая уплата налогов с пересчетом на рыночные доли или на единицу продаж находится в очень широком диапазоне.

Основной «аномалией» остается крупнейший игрок рынка — ОККО. Сеть не просто продает самый большой объем топлива через свои комплексы, но и демонстрирует недостижимые «налоговые» показатели. Из вышеупомянутых 2,9 млрд грн, которые бюджет получил дополнительно с ТОП-10 в 2024-м, 980 млн пришлось на ОККО. Имея 24% реализации топлива сред ТОП-10 сетей, она обеспечила в прошлом году 35% общей уплаты налогов.

Но самая разительная картина по налогу на прибыль — на ОККО пришлось 55% его поступлений среди ТОП-10. И это при том, что годом ранее вес взноса команды Василия Даниляка (СЕО группы ОККО) составлял 65%, а в отдельные кварталы превышал 80%.

Долгожданное снижение доли ОККО в общем котле, несмотря на увеличение отчислений, объясняется началом уплаты НнП остальным рынком. Прежде всего это касается второго номера — сети WOG. В прошлом году она добавила бюджету почти столько же, сколько основной конкурент, — 955 млн грн. Налоговая нагрузка на литр выросла за год на 72% — рекордные темпы для крупных сетей. Заметно увеличилась уплата по всем пунктам, особенно по налогу на прибыль — вдвое.

Но ситуация с WOG неоднозначна. Несмотря на мощное увеличение общей уплаты налогов, сеть продолжает существенно отставать от ОККО — ключевого конкурента. Команда Андрея Пивоварского удерживает одни из самых высоких по рынку показатели по продажам, ценовая политика — как у коллег из ОККО, но декларируемая прибыльность остается вдвое меньшей, чем у ОККО, уплата налогов на литр — на треть меньше…

Следовательно, у WOG хороший потенциал для дальнейшего наращивания налоговой эффективности в 2025 году.

Третьим игроком, внесшим наибольший дополнительный вклад в госбюджет в 2024 году, стала UPG — 422 млн грн. Это позволило ей дополнить тройку сетей с годовой уплатой более 1 млрд грн налогов. В 2,5 раза UPG нарастила уплату НДС и вдвое — налога на прибыль. Отсюда и самый большой абсолютный годовой прирост по показателю налогов на литр — с 1,67 до 2,82 грн. При этом бизнес Владимира Петренко сохраняет немалый потенциал для дальнейшего «налогового» роста, и определенная «разминка» уже произошла: в четвертом квартале 2024-го UPG возглавила рейтинг крупнейших плательщиков с показателем 3,62 грн/л. Этот уровень вполне объективно соответствует статусу UPG как самой современной сети автозаправочных комплексов в стране с наибольшими суточными продажами.

Вечно перспективные

Еще одним «раскрытием» года стала БРСМ, заплатившая на 535 млн грн, или на 58%, больше, чем в 2023-м. Правда, 417 млн грн пришлось на акцизный сбор, который компания платит при производстве бензина с добавлением спирта. (Его выпускает собственный завод «Фазор», который налоговики недавно обвинили в неуплате 5 млрд грн налогов.) В свою очередь «операционные» налоги оставляют желать лучшего: рост показателя на литр на 27 коп. — до 1,36 грн, как и сам этот показатель, нельзя считать адекватным.

Если ориентироваться на показатель 2,62 грн/л, с которым закончила год пятерка лидеров среди ТОП-10, потенциал БРСМ измеряется в 680 млн грн. Это сумма, которая потенциально недоплачена в прошлом году и которую бюджет сможет увидеть в текущем году, если налоговики наконец направят сюда свой «прожектор». Очень перспективными могут стать и углубленные исследования этого «месторождения» за 2023 и 2022 годы, когда вообще было не до налогов.

Еще один перспективный персонаж — Avantage 7. Здесь наблюдалась классика жанра: после мощного пинка в конце 2023-го в 2024-м налоговики почему-то потеряли интерес к этому игроку, и он платил налоги без особого энтузиазма. (Здесь прослеживается полная аналогия с БРСМ, которую ГНС встряхнула на 300 млн грн в третьем квартале 2023-го, а потом сеть безнаказанно вернулась к жалким 100 млн грн в квартал.) Хотя некоторое домашнее задание владелец Avantage 7 Наталья Чирич выполнила: официальные оклады по сети выросли вдвое, до вполне рыночных 20 тыс. грн/мес. Тем не менее показатель налогов на литр остался недостойным — 1,43 грн. Это означает, что «налоговый» потенциал сети оценивается в более чем 300 млн грн в год. Она точно эффективнее сетей Shell и AMIC, продававших вдвое меньше, но почему-то плативших налогов вдвое больше, чем Avantage 7.

Что касается упомянутых «иностранцев», то ожидания тоже неплохие. Руль украинской Shell уже перешел к «Укрнафте», выкупившей 51% акций сети осенью 2024 года. Существует уверенность, что выход международной компании был обусловлен не только национализацией 49%, но и хронической бесприбыльностью этого бизнеса, который почти за 20 лет так и не адаптировался к украинским реалиям. Тем не менее Shell было достаточно платить «белые» зарплаты и НДС, чтобы постоянно находиться в топе «налогового» рейтинга. С одной стороны, «Укрнафта» покажет прибыль и налог на него. С другой — вырастут и объемы реализации. Эта ситуация интересна тем, что впервые будут зафиксированы налоги на литр. Посмотрим. (Сеть «Укрнафты» не принимает участия в нашем «налоговом» рейтинге, поскольку невозможно отделить показатели АЗС от остальной производственной деятельности, в частности от добычи, являющейся ключевой специализацией компании.)

AMIC явно улучшит свои позиции благодаря авансовому НнП, потому что до последнего сеть не платила налог на прибыль из-за исторического бухгалтерского убытка. Аннулировать его украинское законодательство не позволяет, но из-за авансового платежа показатель на литр может увеличиться до 1 грн.

Перспективным источником налогов остается и KLO. В течение года столичная сеть улучшила показатель на литр на 82%, до 1,78 грн. Но одна из немногих показала уменьшение прибыли, а также продолжает декларировать мизерные официальные оклады — 12 100 грн/мес. в четвертом квартале 2024 года. Объективно место KLO среди лидеров, потому что сеть достаточно эффективная, даже несмотря на ощутимые потери в реализации, но владельцы компании пока продолжают скромничать.

В полном маргинесе продолжает находиться МОТТО. До конца 2023 года она находилась под контролем Эдуарда Ставицкого и всегда плелась в хвосте налогового рейтинга. Но вот нарисовался новый собственник — сеть «Параллель» и ее лидер Александр Дубинин, а с ними и надежды на положительные преобразования. На протяжении всего прошлого года источники в налоговой рассказывали сначала о смене владельца, потом о формировании новой команды, какой-то реструктуризации, и что, мол, вот-вот все будет ОК и норм… Прошел год, что там на табло? Оклад 9418 грн/мес. по коллективу МОТТО в почти 1500 человек. Это означает, что владелец сети где-то берет 18,5 млн грн наличных ежемесячно, чтобы платить рабочим рыночные 20 000 грн/мес. Где он их берет, вопрос, который наконец-то должны были бы изучить налоговики. Потери бюджета от этих и других загадок МОТТО можно оценить в 150 млн грн.

Также заслуживает внимания «оптовая» деятельность «Параллели», которая демонстрирует повышенную гибкость, предлагая разные формы сотрудничества.

***

С нового года в Государственной налоговой службе новый руководитель, который хочет показать результат. Собственно, рынок топлива будет лучшим маркером, поскольку есть полная ретроспектива работы «предшественников» и база сравнения. А главное, даже невооруженным глазом видно, что вопросы нужно задавать половине заправочных сетей. Мизерные зарплаты, бесприбыльная деятельность — работы много.

Расчеты показывают, что в 2024 году автозаправочные сети недоплатили минимум 6 млрд грн налогов. То есть в «тени» осталось до 30% потенциальных поступлений от этого рынка. Не вызывает сомнений, что крупнейшие неплательщики разделили «оптимизированные» сотни миллионов гривен с налоговиками и их кураторами. И если с последних в бюджет уже ничего не «стряхнешь», то устроить профилактическую воспитательную работу с неплательщиками еще не поздно. Это уже не говоря о том, что их необходимо взять на карандаш в оперативной работе.

Перспективным будет и изучение «подвигов» 2022–2023 годов, потому что там происходили наиболее масштабные злоупотребления. Кроме традиционных проблем, очень интересно посмотреть на трансфертное ценообразование, это когда за границу выводились сотни миллионов долларов из-за завышенных цен на топливо. Криминала в этом нет, если уплачен налог на прибыль, но с этим как раз есть вопросы.

Времени на раскачку нет, налоги были и остаются едва ли не единственным источником финансирования Сил обороны Украины. У новой команды налоговой есть все возможности для быстрых побед на рынке топлива.

Источник материала
loader
loader