/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2Fcb1dd10a233dca4940ca54826bbdf54f.jpg)
Хватить жаловаться: охотники-собиратели спят еще меньше, чем жители городов
Исследователи развенчали самое популярное заблуждение в современном мире.
Общепринятой является мысль о том, что современный образ жизни повинен в ежедневном недостатке сна у людей, в отличие от наших предков, которые жили в менее технологически развитые времена. Но анализ 54 исследований сна, проведенных по всему миру, показал, что люди в небольших, неиндустриальных обществах на самом деле спят меньше, чем жители больших городов, пишет New Scientist.
"Все, с кем я общаюсь говорят о том, как ужасно они спят. Но цифры показывают обратное", — говорит Лила МакКиннон из Университета Торонто в Миссиссоге в Канаде.
У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Теории говорят о том, что рост числа гаджетов, таких как телевизоры и смартфоны, уменьшает количество часов, отведенных на сон. Такой эффект даже начинают называть эпидемией потери сна.
Проблема в том, что все эти исследования проводились в индустриальных странах, что оставляет открытым вопрос о том, спали ли люди намного больше до индустриализации. С появлением мониторов активности на запястье стало проще изучать сон в неиндустриальных обществах.
Такие исследования выявили удивительно короткую продолжительность сна. Например, охотники-собиратели сан спят в среднем 6,7 часа в сутки, хадза — 6,2 часа, а баяка — 5,9 часа. Самая короткая продолжительность сна — 5,5-часовой сон общины химба в Намибии, которые являются кочевыми скотоводами.
Маккиннон и ее коллега Дэвид Сэмсон, также из Университета Торонто в Миссиссоге, участвовали в нескольких таких исследованиях. Теперь они сравнили привычки сна в индустриальных обществах, включая США, Австралию и Шри-Ланку, с таковыми в более мелких, неиндустриальных сообществах, включая коренные народы Амазонки, Мадагаскара и острова Танна в Тихом океане.
В целом анализ основан на 54 исследованиях, включающих прямые измерения сна у людей старше 18 лет, у которых не было серьезных проблем со здоровьем. Хотя в этих исследованиях в общей сложности участвовало всего 866 человек, набор данных является наиболее полным на сегодняшний день, говорит Сэмсон.
В целом, эти люди спали в среднем 6,8 часов, но в неиндустриальных обществах средний показатель составил 6,4 часа по сравнению с 7,1 часами в индустриальных обществах.
Ученые также оценили регулярность циркадных ритмов людей, используя показатель, называемый индексом циркадной функции, где оценка 1 является идеальной. В неиндустриальных обществах средний показатель составил 0,7 по сравнению с 0,63 в индустриальных обществах.
Сэмсон связывает большую продолжительность сна и большую эффективность сна в индустриальных обществах с условиями, более благоприятными для сна.
"Мы добились видимого успеха в обеспечении безопасности и защищенности наших мест сна. Нам не приходится бороться с конкурирующими группами людей ночью или хищниками", — говорит исследователь.
С другой стороны, люди в промышленных регионах меньше подвержены эффектам, которые помогают поддерживать циркадные ритмы, таким как более низкие температуры ночью и яркое освещение днем. Авторы исследования подозревают, что менее регулярные циркадные ритмы могут иметь неблагоприятные последствия, которые объясняют, почему многие люди считают свой сон плохим.

