Европейский Союз за год потерял больше денег на российскую нефть и газ, чем на финансовую помощь Украине, пишет The Guardian.
Согласно оценкам Центра исследований энергетики и чистого воздуха (Crea), ЕС купил российскую нефть и газ в 2024 году на 21,9 миллиарда евро на третий год войны, несмотря на усилия избавиться от зависимости континента от российского топлива.
По данным Кильского института мировой экономики, эта сумма на одну шестую превышает 18,7 млрд. евро, которые ЕС выделил Украине на финансовую помощь в 2024 году.
Исследователи собрали данные о торговле, чтобы оценить стоимость российского топлива, проданного по всему миру на третьем году вторжения. По их данным, в календарном 2024 году ЕС потратил на импорт российского ископаемого топлива на 39% больше, чем выделил для Украины. Цифра помощи не включает военные и гуманитарные взносы.
Не принимавший участия в анализе экономист Кильского института Кристоф Требеш сказал, что существует разительный разрыв между количеством помощи, которую доноры мобилизовали для Украины, по сравнению с прошлыми войнами: европейские доноры тратят в среднем менее 0,1% ВВП в год.
«Многие страны были более щедрыми в прошлых конфликтах. Германия, например, мобилизовала гораздо больше помощи для освобождения Кувейта в 1990/91 годах, чем для Украины за аналогичный период времени», - отметил он.
В отчете также говорится, что Россия заработала 242 миллиарда евро от мирового экспорта ископаемого топлива за третий год своего полномасштабного вторжения в Украину, а доходы с начала войны «теперь приближаются к триллионной цифре», поскольку страна адаптируется к санкциям.
«Россия получает до половины своих налоговых поступлений от нефтегазового сектора и пытается обойти санкции, перевозя топливо на теневом флоте старых и незастрахованных танкеров. По словам Crea, неизвестные корабли отвечают за транспортировку примерно одной трети доходов от экспорта ископаемого топлива», - пишет издание.
В среду послы ЕС согласовали новые меры против теневого флота России в рамках 16 раунда санкций с начала войны.
Исследователи Crea подсчитали, что российские доходы от ископаемого топлива могут упасть на 20% из-за усиления существующих санкций и восполнения пробелов. Меры включают закрытие «лазейки в нефтепереработке», по которой Европа может покупать российскую нефть, переработанную в другой стране, и ограничение потоков газа через трубопровод «Турецкий поток».
В отчете также содержится призыв к подавлению сжиженного природного газа. Европа сократила импорт российского газа по трубам с начала войны в Украину, но частично утолила свой энергетический голод с помощью поставок суперохлажденного газа, в том числе из России.
Ян-Эрик Фенрих, газовый аналитик компании Rystad Energy, сказал, что роль СПГ в ЕС и Великобритании резко возросла с начала войны, подскочив с довоенного максимума в 81,3 млн. рублей. тонн в 2019 году до 119 млн. тонн в 2022 году.
"В прошлом году Россия заняла место второго экспортера СПГ в Европу", - отметил он.
Практически потеряв европейские нефтяные и газовые рынки, РФ не только не теряет надежды, но и не оставляет попыток вернуться со своими энергоносителями в Европу. И разрабатывает для этого гибридные стратегии. О том, как Россия маскируется, чтобы вернуть свои нефть и газ в Европу. Как ее остановить ”, рассказывала команда Центра “Стратегия ХХІ” – Михаил Гончар , Оксана Ищук , Игорь Стукаленко и Андрей Чубик .
А о необходимости введения Украиной санкций на транзит нефти и газа российского происхождения читайте в статье "Россия получает 12 миллиардов долларов за счет Украины. Пора это остановить".