Дональд Трамп пытается привлечь Китай к мирному урегулированию российско-украинской войны.
Совместные усилия по завершению войны в Украине могли бы стать прецедентом для дальнейшего сотрудничества двух стран, отношения между которыми характеризуются жесткой экономической и технологической конкуренцией, взаимным недоверием и глобальным соперничеством. Тем более что позиция Трампа и его команды и инициатива, которую Китай пытается продвигать с помощью Бразилии, сходятся на том, что допускают уступки России за счет украинских интересов для прекращения огня и достижения потенциального соглашения между Украиной и РФ.
Дональд Трамп до сих пор не озвучил ни одного официального плана окончания войны, объясняя это тем, что после обнародования он станет «никчемным планом». Но заявления, сделанные самим американским президентом и членами его команды, дают возможность выработать обобщенное понимание потенциальных мирных предложений и сопоставить их с китайско-бразильской инициативой:
|
Общее |
Отличие |
1. Деэскалация ситуации |
Обе стороны призывают |
Трамп направляет усилия на достижение соглашения о «немедленном прекращении огня», рассматривая методы убеждения и принуждения в отношении обеих сторон, чтобы посадить их за стол переговоров; |
2. Диалог и переговоры |
Обе стороны считают, |
Китай и Бразилия призывают «все» стороны создать условия для мирных переговоров, а также поддерживают проведение международной мирной конференции, которую признают как Россия, так и Украина (эта идея была предложена накануне Саммита мира в Швейцарии (июнь 2024) и выглядела как способ сорвать украинские усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта). Трамп хочет немедленно посадить стороны за стол переговоров и открыто говорит о необходимости уступок с обеих сторон. Трамп позиционирует себя как посредник между Зеленским и Путиным |
3. Гуманитарная помощь |
Обе стороны соглашаются с необходимостью защиты гражданского населения и прекращением гуманитарного кризиса |
Трамп и его команда отдельно не акцентируют внимание на конкретных аспектах гуманитарной помощи или обмена военнопленными, в то время как инициатива Китая и Бразилии официально включает эти вопросы как один из отдельных пунктов |
4. Ядерное |
Стороны осуждают угрозу использования ядерного, химического и биологического оружия, призывают к избеганию ядерной эскалации |
Трамп и его команда акцентируют внимание на риске втягивания США в конфликт с ядерным государством, отмечая опасность эскалации для самих США. Вместе с тем Китай и Бразилия призывают приложить усилия, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и избежать ядерного кризиса |
5. Безопасность ядерных объектов |
— |
Китай и Бразилия высказываются в пользу соблюдения международного права в сфере ядерной безопасности, в то время как Трамп и его команда отдельно не поднимают эту тему |
6. Экономическое сотрудничество |
— |
Китайско-бразильская инициатива выступает против санкций и изоляции, |
7. Территориальные уступки |
Подход команды Трампа сходится с китайско-бразильской инициативой в том, что не выдвигает требований к РФ о деоккупации украинских территорий и восстановлении суверенитета и территориальной целостности |
Трамп и его команда прямо говорят, что Украине придется согласиться на территориальные уступки, в то время как китайско-бразильская инициатива избегает прямого упоминания, но фактически принимает территориальный статус-кво |
8. Гарантии безопасности |
— |
Команда Трампа обсуждает возможность предоставления гарантий безопасности Украине и участие европейских союзников |
9. Демилитаризованная зона и миротворцы |
— |
Трамп и его команда предлагают создание демилитаризованной зоны и развертывание европейских миротворческих сил для обеспечения режима прекращения огня, в китайско-бразильской инициативе не предусмотрены механизмы контроля и соблюдения режима прекращения огня |
Кроме того, Китай и команда Трампа имеют общую позицию в отношении вступления Украины в НАТО: они разделяют российскую версию фактора НАТО как причину российско-украинской войны и поддерживают отказ от вступления Украины в блок. Впрочем, мотивы у них абсолютно противоположные.
В Пекине считают Альянс важным инструментом американской стратегии глобального сдерживания, направленной против роста Китая.
В то же время команда Трампа считает вступление Украины в НАТО частью компромисса с Путиным, которым пренебрегла администрация Байдена накануне полномасштабного вторжения, и пытается положить его на стол переговоров как одно из условий достижения мира.
В отличие от США, мотивация Китая в обнародовании своих мирных инициатив была направлена не на реальное достижение мира в Украине, а на укрепление собственных позиций на глобальном уровне, прежде всего среди стран так называемого Глобального Юга, а также попытку сбалансировать свой «нейтральный» статус, который приобрел пророссийскую окраску.
Китайско-бразильская инициатива не предлагает механизмов достижения мира, а, скорее, является набором предложений, лишенных реального наполнения. Пекин неоднократно призывал к деэскалации «кризиса в Украине» и содействию мирным переговорам. Впрочем, его обращения направлены не к России: китайская власть избегает осуждения российской агрессии и игнорирует привлечение северокорейских войск к военным действиям на стороне РФ, называя их военное сотрудничество «личным делом» двух сторон. В то же время Китай неоднократно призывал США и западных союзников «прекратить подливать масло в огонь», что в реальности означает остановить поставки оружия Украине. Заявления Трампа о возможном прекращении военной помощи Украине соответствуют видению КНР, активно продвигаемому ею с начала войны. Но такая позиция играет на руку России и лишает украинцев возможности защищаться от российской агрессии.
КНР рассматривает российско-украинскую войну сквозь призму своего противостояния с США, в котором отношения с Россией имеют стратегическое значение. Именно поэтому Китай и Си Цзиньпин персонально вложили значительные инвестиции в углубление отношений с РФ и лично с Путиным. Усилия Китая направлены на то, чтобы удержать Кремль от стратегического поражения в войне, поскольку тот выступает сдерживающим фактором и важным партнером КНР против давления со стороны Соединенных Штатов.
Следовательно, затягивание российско-украинской войны при условии избежания ядерной эскалации может иметь добавленную стоимость для Пекина.
Во-первых, война и дальше будет сковывать ресурсы Запада вокруг поддержки Украины, а соответственно, не будет давать возможности сконцентрироваться на Тихоокеанском регионе.
Во-вторых, затягивание военных действий будет увеличивать раскол России с Западом и подталкивать ее к большей зависимости от Китая.
В-третьих, в случае, если Трамп ослабит американские обязательства по европейской безопасности и уменьшит поддержку Украины, он подорвет геополитический вес США в Европе и доверие союзников в мире в целом, а это даст шанс Пекину усилить свои позиции в отношениях с ними.
Впрочем, Дональд Трамп поставил перед собой цель закончить войну, а его команда активно работает над подготовкой переговоров с Путиным. Соглашение, заключенное Трампом с Москвой, может привести к отмене санкций и улучшению отношений РФ с Западом, а следовательно, к уменьшению зависимости Москвы от Пекина. Китай, с одной стороны, не заинтересован в поражении России, а с другой — не хотел бы уменьшения ее зависимости и усиления геополитических позиций.
С учетом этого, в интересах Китая — быть не пассивным миротворцем, а активным участником процесса. Важно, какую роль выберет для себя Пекин, принимая во внимание непростой баланс в треугольнике США—КНР—РФ.
Дональд Трамп призывает Пекин помочь прекратить российско-украинскую войну, но Китай в миротворческом процессе сейчас рассматривают как сторону, имеющую влияние на Путина, которая могла бы способствовать тому, чтобы посадить его за стол переговоров. Впрочем, Пекин имеет амбиции получить более широкое признание своего посредничества и влияния на процессы европейской архитектуры безопасности. Для Украины это несет риск заангажированности и вероятного отстаивания интересов РФ, с учетом их тесной стратегической координации в вопросах глобальной политики.
Пекин неоднократно упрекал США в лице администрации Байдена, будто бы они безосновательно обвиняют его в недостаточных усилиях по прекращению «украинского кризиса», и призывал сотрудничать, чтобы вместе создать необходимые условия для политического урегулирования. Сейчас администрация Трампа более открыта к взаимодействию с Китаем, а их позиции по завершению российско-украинской войны во многом сходятся.
Для самого Пекина, во-первых, это сняло бы угрозу военного столкновения с США, по крайней мере на период президентства Трампа, поскольку он хочет стать президентом «мира», а не «войны». Во-вторых, способствовало бы улучшению имиджа, подорванного отношениями с РФ, прежде всего среди стран ЕС. В-третьих, прекращение огня помогло бы стабилизировать мировую торговлю, энергетические и продовольственные рынки, в чем должен быть заинтересован Китай.
Но китайское привлечение к процессу урегулирования конфликта может опираться на собственный стратегический интерес. Китай может связывать свою помощь Дональду Трампу с политикой США в отношении Тайваня, а также с общим направлением движения нынешних американо-китайских отношений, пытаясь заключить более широкое соглашение, выходящее за рамки торгово-экономических отношений и охватывающее вопрос безопасности в его регионе и конфликтов в Украине и на Ближнем Востоке. Следовательно, американский президент может столкнуться с более высокой ценой, которую выставит ему Пекин ради решения острых международных проблем, в частности прекращения российско-украинской войны. В случае несговорчивости в достижении договоренностей Китай может подтолкнуть Трампа к использованию методов принуждения, которые тот активно применяет во внешнеполитических отношениях.
Определенным образом эта стратегия может сработать в вопросах влияния КНР на Россию для окончания войны. Ведь именно угроза вторичных санкций и давления на китайскую финансовую систему заставили китайскую власть тщательнее отслеживать торговлю с РФ и усилить экспортный контроль над товарами двойного назначения, но этого оказалось недостаточно. Повышение цены поддержки Москвы может стать аргументом для Китая перейти от имитации миротворческих усилий к реальным шагам. Пекин должен встать перед выбором: или он ограничивает военную поддержку РФ и помогает закончить войну, а в ответ получит возможность строить выгодные экономические и торговые отношения с США и Европой, или столкнется с реальными негативными последствиями для себя и значительным ухудшением отношений с Западом. Важно, насколько Трамп сможет создать такое давление.
Поэтому существует очень много факторов, которые будут влиять на решение Китая о его роли в окончании войны. Позицию Пекина будет определять траектория движения китайских отношений и способность новой американской администрации руководить этой траекторией. В новом противостоянии каждая из стран держит экзамен на стойкость. И один из геймов, к сожалению, будет разворачиваться вокруг российско-украинской войны.