В 2024 году украинский рынок дизельного топлива продемонстрировал значительный рост импорта на фоне серьезных структурных изменений и оптимистичных ценовых прогнозов на 2025 год. Об этом говорится в аналитическом материале ZN.UA, подготовленном директором "Консалтинговой группы А-95" Сергеем Куюном и аналитиком компании Иваном Марченковым.
По данным экспертов, в прошлом году импорт дизтоплива в Украину вырос на 8% и достиг 6,65 млн тонн, что составляет 75% от общего импорта моторных топлив. При этом произошло значительное сокращение источников поставок — с 20 до 16 стран, а доля топ-5 поставщиков выросла с 75% до 93%.
Наиболее показательным стало "греко-румынское соперничество" за украинский рынок. "Наибольшая динамика роста принадлежит грекам, которые увеличили поставки более чем в 2,7 раза — до 1,36 млн тонн", — отметили авторы материала. В то же время эксперты указывают на неопределенность будущего греческих поставок из-за высоких цен.
Что касается глобальных ценовых трендов, 2024 год показал устойчивую тенденцию к снижению. "В 2024 году были все признаки профицита сырья, доказательством чего стало снижение цен до средних 75 долл. за баррель, тогда как в 2022 году это было почти 100 долл., а в 2023 году — 82 долл. за баррель", — подчеркнули аналитики.
Особое внимание эксперты уделяют возможному влиянию новой американской администрации на мировые цены. По их оценкам, увеличение добычи нефти в США может привести к значительному снижению цен на мировом рынке. "Соперничество между Россией и Саудовской Аравией в начале 2020 года привело к падению цен до 20 долл. за баррель", — напоминают авторы материала.
На внутреннем рынке Украины происходит консолидация импортеров. Количество компаний-импортеров сократилось с 318 до 185, при этом доля топ-10 импортеров выросла с 51% до 56%. Лидером импорта стала компания ОККО с показателем 789 тыс. тонн.
2025 год может принести дальнейшие изменения на рынке в связи с внедрением закона о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов, который устанавливает новые требования для участников рынка.
Также стало известно, что поставки нефти из РФ в Китай достигли исторического максимума.