Гнев громад. Сколько денег израсходовали громады на помощь фронту без военного НДФЛ?
Гнев громад. Сколько денег израсходовали громады на помощь фронту без военного НДФЛ?

Гнев громад. Сколько денег израсходовали громады на помощь фронту без военного НДФЛ?

Гнев громад. Сколько денег израсходовали громады на помощь фронту без военного НДФЛ?

Проблема помощи громад фронту остается крайне актуальной на протяжении всех трех лет полномасштабного вторжения. К сожалению, эта тема стала поводом не только для серьезной дискуссии, но и для манипуляций со стороны центральной власти. Центр развития инноваций совместно с общественной инициативой «Голка» исследовал, как местная власть финансировала потребности фронта при отсутствии «военного» и «силового» НДФЛ, который громады недополучили из госбюджета в конце 2023-го и в 2024 году, а также как громады обеспечивали восстановление после вражеских ударов.

Общественная инициатива "Голка"
 

В общей сложности за прошлый год 262 опрошенные громады выделили из местных бюджетов около 25 млрд грн на потребности громад и сил обороны. Из них около 9 млрд — на собственные нужды и оборону громад, а 15 млрд — на силы обороны в целом. Поэтому общая сумма по Украине значительно больше.

Опрошенные громады израсходовали на силы обороны как минимум 0,01% годового бюджета, а максимум — 24,3%. В исследовании сознательно не приводятся показатели по отдельным громадам из соображений безопасности, а информация рассматривается в разрезе областей. Важно, что количество громад, которые ответили на вопрос и предоставили свои данные, в областях разное. Поэтому в этом тексте мы, рассматривая проблему, не сравниваем, кто больше потратил, а информируем, что громады продолжают помогать фронту даже после того, как государство забрало военный НДФЛ и якобы полностью взяло на себя эту функцию.

Где средства на финансирование сил обороны?

«Военный» и «силовой» НДФЛ — это налог на доходы военнослужащих, чрезвычайников, правоохранителей и сотрудников силовых структур (полицейских, прокуроров, спецслужб и лиц рядового и начальствующего состава), который они платили в местный бюджет в течение предыдущих лет.

Здесь важно понять, что до 2022 года, когда «военный» и «силовой» НДФЛ попадали в бюджет громады, где юридически была зарегистрирована военная часть, речь шла не о таких значительных суммах, как после полномасштабного вторжения.

С решением парламента забрать «военный» и «силовой» НДФЛ не соглашались местные власти. Об этом говорит заместитель городского головы Днепра Владимир Миллер: «Семьи военных, чей НДФЛ забрали из городских бюджетов, живут сейчас в городе. И у многих из тех, кто сейчас является военным, раньше были другие профессии, и их налоги шли в городской бюджет. Город это потерял, когда они пошли в ВСУ. Хотя бы какую-то часть этого НДФЛ должны были бы оставить громадам».

Когда количество военных существенно увеличилось три года назад, суммы отчислений в бюджет громады тоже значительно возросли в 2022-м и 2023 годах.

Получилось так, что зарплату военным платило государство, налог шел в бюджет местных громад, а обеспечивать военных должно было опять-таки государство. Расходы на оборону, в частности зарплату военным, не могут финансировать международные партнеры. Это можно делать только за налоги, которые уплатили в госбюджет непосредственно украинцы. Именно поэтому государство вернуло себе «военный» и «силовой» НДФЛ для выполнения своих функций.

Но даже после того, как в местном бюджете де-факто не осталось средств, предусмотренных на функцию обороны, граждане все равно пикетировали органы местного самоуправления с требованием выделять больше средств на поддержку ВСУ.

 

Один из архитекторов децентрализации, эксперт Юрий Ганущак поясняет, что у государства должно быть распределение функций между национальным и местным уровнями власти и на выполнение этих функций каждый уровень должен иметь соответствующее финансирование:

«Оборона — это действительно функция государства. Однако, по моему мнению, само государство не справляется с этой функцией. Местное самоуправление более гибкое. Поэтому логично было бы в нынешних экстремальных условиях позволить местному самоуправлению подставить плечо государству. Для этого государство должно оставить НДФЛ со всех плательщиков местному самоуправлению».

Как распределять этот НДФЛ — вопрос дискуссионный.

Кто вернул больше всего средств в госбюджет?

Заместитель директора Центра развития инноваций по вопросам аналитики и ІТ Михаил Лейченко, команда которого занималась сбором и обработкой данных, объясняет: «Действительно, оборона — это функция государства, и средства на нее должны быть именно в госбюджете. Но данные, которые мы собрали и проанализировали, свидетельствуют о том, что громады и дальше помогают фронту устранять последствия вооруженной агрессии. И это понятно. Нацбезопасность сейчас — это ценность для всех».

Исходя из данных, предоставленных громадами, больше всего помогла силам обороны за три квартала 2024 года Днепропетровщина — почти 786 млн грн ушло из местных бюджетов.

Одесчина занимает второе место. Здесь затраты достигли 586 млн грн.

 

Общественная инициатива "Голка"
 

Исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан подчеркивает, что с начала полномасштабной войны международные эксперты назвали одним из факторов победы местное самоуправление и реформу децентрализации, которая создала уникальную систему с более чем тысячей источников поддержки ВСУ: «Почти за три года, даже несмотря на изъятие государством «военного» и «силового» НДФЛ, системное недофинансирование делегированных полномочий (образования, медицины, соцзащиты) и изъятие средств реверсной дотации, муниципальная власть сформировала уникальную систему помощи военным по трем направлениям. Первое — помощь подразделениям, сформированным или расположенным в конкретной громаде. Второе — помощь военным, которые ушли в армию из этой громады. Третье — строительство фортификационных сооружений в сотрудничестве с военными администрациями. Помощь органы местного самоуправления оказывают системно вопреки постоянным попыткам отдельных представителей государственной власти сделать ее невозможной. Вместе с тем муниципалитеты продолжают обеспечивать жителей громад услугами, организуют жизнь ВПЛ и релокацию бизнеса и помогают военным. Именно поэтому все акции в прошлом году, направленные против органов местного самоуправления, провалены. Потому что активные настоящие лидеры громад и гражданского общества видят определяющее значение местного самоуправления в сохранении Украины. Муниципалитеты помогают военным, реализуя фактически статью 17 Конституции Украины. Вместе с тем в этой статье подчеркнуто, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины — важнейшая функция государства. И прямо определено, что именно «государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных силах Украины и в других военных формированиях, а также членов их семей». Что вполне отвечает унитарности Украины, определенной статьей 2 Конституции».

Стоит отметить, что в данных, которые удалось собрать за три квартала прошлого года, не исследовали, сколько средств было израсходовано на работу чрезвычайников, помощь семьям военнослужащих и т.п. Подсчитывали только средства на помощь силам обороны. Поэтому суммы помощи на самом деле больше.

Если проанализировать суммы, которые громады вернули из местного бюджета в виде субвенций в поддержку сил обороны именно в государственный бюджет для дальнейшего распределения, то рейтинг возглавляет Киев. Из столичного бюджета в государственный, согласно планам города, должно было поступить за прошлый год больше 4,4 млрд грн.

 

Общественная инициатива "Голка"

Вместе с тем киевлянин Сергей Огородник, журналист, который освещал деятельность Киеврады в «Рухе ЧЕСНО» и с первых дней полномасштабного вторжения в феврале 2022 года пошел на фронт, объясняет: учитывая то, что функция обеспечения обороны принадлежит государству, местная власть не сможет закрыть все потребности: «Здесь есть разные уровни — тактический и стратегический. Уровень тактический — это когда местные громады способны закупать РЭБ и дроны, чтобы частично перекрыть потребности фронта. И что будет, когда одна громада своих бойцов обеспечит дронами, а другая — нет? Если же говорить о стратегическом уровне, то способна ли хоть какая-то громада «потянуть» завод по изготовлению набоев или разработку новейшего вооружения?».

 

В начале года ZN.UA писало, что Минобороны внесло в Кабмин постановление о выплатах военнослужащим из местных бюджетов.

Но эта инициатива прямо нарушает принцип равенства граждан, в частности военнослужащих. Ведь военные из состоятельных громад получат по 100, 400 тыс. грн, а военные из бедных несостоятельных громад — нет. Но это тема для отдельного разговора.

Как минимизировать коррупцию и оказывать фронту качественную помощь?

Несмотря на то, что сейчас громады помогают фронту на тактическом уровне, для бюджетов местного уровня суммы, которые они отдали на оборону, — немалые. Война всегда требует значительных затрат, и поэтому в общем бюджете на оборону общая сумма отнюдь незначительна. Однако и эти средства нужно использовать эффективно. Между местным самоуправлением и Минобороны должна быть соответствующая координация. Это подчеркивает заместитель министра Денис Улютин: «Органы местного самоуправления оказывают помощь силам обороны по их обращению. Назвать такую помощь системной невозможно, поскольку она касается отдельных подразделений, а не тех, что нуждаются в такой помощи именно для качественного выполнения боевых задач. Отсутствие четкой координации между Минобороны и органами местного самоуправления в части определения потребности не всегда приводит к эффективности такой помощи. Кроме того, не все органы местного самоуправления имеют возможность оказывать финансовую поддержку силам обороны, что не позволяет охватить такой помощью всех силы обороны. Финансово состоятельные громады преимущественно поддерживают подразделения, которые базируются или формировались на их территории».

Действительно, проблема лежит в плоскости прозрачности и качества того, что закупают. И здесь представитель Центра развития инноваций Михаил Лейченко подчеркивает, что затраты из местного бюджета на закупки видны для граждан: «Для бюджетов местного уровня суммы, которые они выделяют на помощь фронту, очень значительны. Именно поэтому нужно создавать «единое окно» для сбора и распределения финансов на потребности сил обороны, чтобы и на государственном, и на местном уровне можно было увидеть полный срез потребностей и приоритезировать затраты и минимизировать коррупционные риски во время закупок. В Минобороны разработали и утвердили кодифицированный список вооружения, который обновляется с появлением новых образцов».

Эти образцы проходят тестирование и проверку относительно безопасности и эффективности использования. Конечно, у Минобороны больше информации о потребностях наших бойцов. По понятным причинам не все закупки на этом уровне видимы, а это увеличивает коррупционные риски и ставит под сомнение эффективность таких затрат.

Лейченко добавляет, что Исследовательский оборонный кластер изучил индекс содействия эффективности Министерству обороны по планированию заказов и развитию вооружения и военной техники: «Гражданские более позитивно оценивают сейчас эффективность Минобороны в формировании текущих и перспективных потребностей для сил обороны. Что касается военных, то они видят, что работа Минобороны здесь улучшается, но до сих пор не считают ее идеальной. Об этом свидетельствуют результаты изучения Исследовательского оборонного кластера».

P.S. Сегодня исполняется 40 дней с тех пор, как от нас ушел основатель Центра развития инноваций Сергей Лобойко, который начинал этот проект. Этой публикацией и полным объемом исследования мы показываем всем, что его дело не просто живет, а мы его продолжаем. Это важно не только для его семьи, но и для нас и наших читателей. Светлая память.

 

! Если орган местного самоуправления, который вовремя не предоставил данные на запросы во время подготовки исследования, желает это сделать, их можно отправить на email survey@cid.centre.

 

Источник материала
loader