Последние кадровые зачистки в финансовом блоке правительства, подробно описанные нами на прошлой неделе — сигнал о начале больших пертурбаций во власти. Давно сложившемуся триумвирату Арахамия—Шмыгаль—Гетманцев, Банковая отрубила финансовую голову и руководитель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия утратил ключи от главного «госсейфа» — налоговой. До этого операционным «руководством» ГНСУ занимался глава профильного комитета парламента Даниил Гетманцев. (Плюс офис президента с лета прошлого года напрямую контролирует таможню, а после захода на финмониторинг Филиппа Пронина — человека вице-премьера Алексея Кулебы — и его).
Арахамия — большой лишний «рот», но его можно было бы еще какое-то время терпеть, если бы он сам сильно не подставился. Для Банковой очень болезненным стало расследование журналиста «Украинской правды» Михаила Ткача по «Карпатнефтехиму». Водитель главы президентской фракции способствовал съемке интервью в правительственном квартале? Как такое вообще возможно? Более того, зафиксировано, кто и как передавал документы, распечатанные из реестра налоговой. Это предательство из самого сердца команды.
Разговор президента с Давидом Арахамией, конечно, был очень нелицеприятным. Арахамии предъявили «игру» на стороне независимых СМИ, то есть противника. И ему нечего было ответить. Доверие восстановить уже невозможно. И все же это — всего лишь повод для резких движений Банковой по отношению к вотчине Арахамии, а не причина. Причина как раз в том, что в разгаре большая предвыборная оптимизация системы управления и потоков. И Банковая поставила на своего нового фаворита — вице-премьера Алексея Кулебу.
Но! В руках Давида Арахамии все еще «поводок» от премьера (он же многократно обеспечивал Шмыгалю неприкосновенность), а также необходимая для этого коробка с «кубиками» фракции и сателлитов, которые Арахамия тасует последние пять лет. Зная каждый на ощупь.
Для президента парламент — «побочка»: Зеленский давно обесценил Верховную Раду, как отдельную ветвь государственной власти. Однако вымарать роль парламента из процесса перетасовок в Кабмине и принятия законов невозможно. Как «шкурных», так и «евроинтеграционных». Тем более что принятие последних позволяет делать хорошую «мину» при такой себе игре как перед партнерами, так и перед электоратом.
Поэтому гаранту Конституции приходится соблюдать ее некоторые формальности и рубить головы в рамках «оптимизации» власти осторожно.
Президент и его фракция. Вместе невозможно и врозь никак
Некогда рандомное формирование списка «слуг народа» дало естественные побеги — несубъектную фракцию, обязанную лидеру всем. Зеленский напоминает кредитора, который через своих «коллекторов» выбивает из нардепов «долги». За пять лет каденции парламента коммуникация президента со своей фракцией от командного размаха Трускавца, скукожилась до серых воспитательных зумов с малой фракцией в 30–40 депутатов. Без какой-либо надежды на обратную связь. Основной месседж — его настроение, под которым стремление удержать власть, а значит, контроль над необходимым количеством «кнопок».
Однако «кнопки» давно и глубоко западают. Из этого обстоятельства выросло партнерство верхушки «слуг» с парламентскими группами-сателлитами («Довіра» и «За майбутнє!»), подпершими некогда мощное монобольшинство, а также постыдная необходимость пользоваться услугами не только оппозиции, но и остатков ОПЗЖ. С чужими не нужно нянчиться, а можно просто договариваться на взаимовыгодных условиях.
Внутри «слуг народа» сложились три условные группы. Первая — самая узкая из тех, кто еще надеются удержаться в команде президента, входя в состав малой фракции «слуг». Вторая — желающие остаться во власти, но уже смекнувшие, что у Зеленского им не светит, находятся в активном поиске нового политического локомотива. Участники третьей группы хотят побыстрее сдать мандат и заняться своими бизнес-делами — тоже достаточно распространенный план. Особенно на фоне всеобщего страха получить «по голове», если свои счета власти выставят военные.
Первая волна разочаровавшихся парламентских «слуг-уклонистов» сформировалась еще год назад, когда на столе у вице-спикера Александра Корниенко лежали 60 заявлений о сложении мандатов. Тогда напор прозревших «слуг народа» удалось сдержать. Однако тихий саботаж сдержать невозможно. Тягучая атмосфера «дембеля» — явление не столько политическое, сколько психологическое. Все знают, что разбитый непланируемо долгим плаванием «корабль» «Слуга народа» скоро зайдет в док и будет разобран на запчасти. Его капитану и команде вместе уже невозможно, но и врозь пока никак.
Фракция так и не научившаяся служить народу и не боровшаяся за свою субъектность «растворяется» в договорняках, дрязгах и конфликтах. На сегодня заблокированы два ключевых парламентских комитета. Помимо комитета по вопросам правоохранительной деятельности во главе с Сергеем Ионушасом («аватар» замглавы ОПУ Татарова), с октября не функционирует комитет по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, которым руководит глава партии «Слуга народа» Елена Шуляк.
Ее очевидный политический «дрейф» в команду некогда скинутого за борт экс-вице-премьера Александра Кубракова не располагает сидеть на «двух стульях» в уже неродной партии. Тем более что это сидение не дало никакого результата, кроме коррупционных скандалов, компрометирующих в том числе президента. Сама Шуляк, по информации наших источников в комитете, готова подать в отставку (не дожидаясь голосования в зале по процедуре), но при условии сложения депутатского мандата. Вряд ли ей дадут красиво уйти в команду Кубракова. Которого, кстати, Банковая на всякий случай решила слегка приобнять, сделав советником министра обороны.
Сателлиты «Довіра» и «За майбутнє!» вообще не парятся. Им выгодно как нынешнее положение, так и развал расползающегося большинства. Те же яйца, только в профиль. Но с бонусом коалиционной квоты в Кабмине. Но мы ж понимаем, что правительство народного доверия ни с Петром Порошенко, ни с Юлией Тимошенко Зеленский создавать не намерен. Для него логично, в целях экономии внутренних ресурсов, сберечь в парламенте существующий расклад. И легкий, искрометный, а главное договороспособный Давид Арахамия, долгое время выполняя функцию «клея», очень устраивал президента.
Зачем Арахамия, если есть Стефанчук?
«Они на одной волне, что экономит не только время решения вопросов, но и обеспечивает психологический комфорт президенту, — рассказывает наш источник на Банковой о взаимоотношениях главы фракции и президента. — Но в какой-то момент, по-видимому, Давид увлекся. Его экономический интерес перевесил здравый смысл. Арахамия «откусил» от бюджетного «пирога» везде где только мог, включая «контроль» за сигаретным и другими рынками».
До сих пор размен «аппетита» главы президентской фракции на стабильность большинства казался Банковой равнозначным. Тем более что «пирог» большой и всем есть куда вгрызаться. Поэтому три года войны блокирование тех же налоговых накладных в пользу Давида Арахамии и отставного нардепа Игоря Абрамовича руками главы профильного комитета Даниила Гетманцева и своего человека во главе налоговой не замечалось. Еще раз: все говорит о том, что очевидная циничная коррупционная схема, подложенная под бизнес всей страны, на ровном месте сформировавшая тень с миллионными откатами организаторам, толерировалась президентом. И только замаячившие на горизонте выборы (когда бы они в итоге ни состоялись) и связанная с этим необходимость выполнения задач, поставленных перед вице-премьером Алексеем Кулебой, похоже, заставили Зеленского обесточить Арахамию и перевести течение ключевых финансовых «потоков» под контроль офиса. Не государства. Офиса.
Насколько решительно Банковая намерена «размахивать» мечом перед раненным «драконом», станет понятно совсем скоро. Тем более что у руководителя фракции уже заметно отросла новая «голова» — Арахамия сблизился с главой СБУ Василием Малюком. Их дружба против Ермака, у которого на ухе «сидит» генерал Поклад (говорят «копает» и под Малюка, и под главу ГУР Буданова), объяснима. Малюк прекрасно понимает, что снять с должности его может только Рада. А Верховной Рады без Арахамии как бы и нет. А кто может «догнать» Арахамию? Ну, не ГБР же…
Сигналы о том, как мощно растет желание главы офиса президента закрыть парламентские формальности, рвется наружу из всех пробанковских ТГ-помоек: «Под Арахамией «зашаталось» так, как не шаталось никогда. Подавится, как Саша-стоматолог в свое время. В идеале нужно забрать те десятки миллионов, которые он заработал на войне, и отдать ВСУ». Медиа-киллеры начали активно формировать общественное мнение в отношении главы президентской фракции. И, по-видимому, это только начало.
О том, как может быть больно, хорошо знает спикер Руслан Стефанчук, который не так давно прошел «чистилище» ТГ-киллеров. Однако, «обварившись», Стефанчук, как в известной сказке, лишь помолодел. Спикер сумел не только психологически собраться, но и так сконцентрироваться на работе, что 248 депутатов парламента проголосовали за токсичный и коррупционный законопроект №6013. Этот кейс смело ложится в заглавие политического портфолио спикера. Мы подробно писали о «достоинствах» законопроекта, включая скрытую приватизацию государственных и коммунальных предприятий, бездумную отмену Хозяйственного кодекса, а также вкинутую в законопроект прямо перед голосованием поправку об отмене штрафов недобросовестным поставщикам Министерства обороны.
Скандал в медиа был большой. Впрочем, как и инструментарий спикера-лоббиста: начиная с личного обзвона депутатов и заканчивая обещанием органам местного самоуправления следом за этим законом внести новый, который отменит все антиконституционные нормы №6013. В сети достаточно неофициальных версий, поясняющих такую настойчивость Стефанчука, но нас в данной истории, как и Банковую, интересует исключительно результат. Если Стефанчук без Арахамии смог протащить через зал такую «пахучку», то зачем Арахамия?
Но есть нюанс. Фамилия депутата, который нейтрализовал самую скандальную поправку в законе по поставщикам и МО (речь о внесении поправки в Бюджетный кодекс, уже поддержанной профильным комитетом) — Арахамия. Выходит, что глава фракции по сути дал основание президенту не ветировать уже ставший в публичной плоскости токсичным закон, а значит, еще раз показал, насколько тонко продолжает играть. Так что если Зеленский подпишет законопроект, это совсем не значит, что новым «суперклеем» большинства в парламенте станет Стефанчук.
Внутри премьериады. Битва между Шмыгалем и Кулебой
По сути, мы говорим о параллельно разворачивающемся сражении межу Ермаком и Арахамией. Нет Арахамии — нет Шмыгаля. Аксиома. Вы, конечно, помните длинный список ярких претендентов от Банковой на замену премьеру, который каким-то чудесным образом прирос к креслу на Грушевского. Витренко, Федоров, Чернышов, Кубраков, Свириденко…. Все мимо. И вот теперь — Кулеба.
Вице-премьер получил от президента «мандат» на ресурсную и административную организацию выборов. Кулеба уже сделал достаточно большое количество заявлений, организовал команду в ключевом Министерстве развития громад и территорий и «провел» своих людей на налоговую, финмониторинг и КГВА. Не побоимся предположить даже, что прямым инициатором первого удара по финансовой голове триумвирата Арахамия—Шмыгаль—Гетманцев был именно Кулеба, который, взяв на себя обязательства перед президентом, должен был получить инструменты для их выполнения. Однако помимо финансов, ключевое в подготовке к выборам — договоренности Банковой с органами местного самоуправления (ОМС). Административный ресурс никто не отменял. А силами глав областных государственных администраций тут не обойдешься. Поэтому для Кулебы критично важно налаживать долгосрочный контакт с регионами и громадами-миллионниками.
Ну, и каковы успехи владельца «мандата» от президента?
Во-первых, реверс. Когда противостояние местного самоуправления и центральной власти достигло пика, премьер Шмыгаль мастерски переложил ответственность на вновь назначенного «фаворита» Банковой, заявив, что решение будет принимать вице-премьер Кулеба. В итоге деньги реверсной дотации остались только у прифронтовых громад. А возвращение реверса городам-миллионникам стало вводным условием мэров для возможных предвыборных переговоров с Банковой. Плюс — требование свободно распоряжаться бюджетом и выезжать за границу. Это Алексею Владимировичу для информации.
Во-вторых, вышеупомянутый законопроект №6013 напрямую ударил по громадам и их возможности создавать коммунальные предприятия. Местные власти были основными критиками законопроекта. Заявление Кулебы нашему изданию о рисках отдавать частникам ГП и КП парламент пропустил мимо ушей. Но вице-премьер сильно и не настаивал, ссылаясь на переходный период, которого на самом деле в законе нет. Пока Стефанчук «самоутверждался», Рада продолжала рушить отношения Кулебы с ОМС.
В-третьих, на прошлой неделе Минобороны, как утверждают наши источники в правительстве, по команде Шмыгаля внесло в Кабмин постановление о выплатах военнослужащим из местных бюджетов. Снова скандал, о котором Кулеба узнал из медиа.
В-четвертых, под ударом оказались субвенции и дотации, заложенные под министерство Кулебы для «ручного» распределения и предвыборного торга с громадами. Опять-таки, по словам источника, Шмыгаль дал команду главе Минфина и его заму не согласовывать ни одну депутатскую инициативу, которая касается выделения дополнительных финансов ОМС. Более того, когда уже заложенные деньги не использованы, то последующие решения будут принимать Кабмин и парламент, а значит, Шмыгаль и Арахамия.
Оценили красоту игры? Алексей Кулеба такими темпами не только очень быстро покинет список претендентов на кресло премьера, но и в статусе вице-премьера, скорее, лишится всякой возможности гарантировать президенту выполнение взятых на себя обязательств по выборам. По причине глубокого конфликта с местными властями. А подготовка к президентским и парламентским выборам, когда бы они ни состоялись, у команды Зеленского — приоритет №1.
…Таким образом, несмотря на усилия главного менеджера страны Андрея Ермака и его «ручных» ТГ-каналов, натравленных на завершение «операции» по устранению Арахамии с политического и финансового поля, президент все еще не закрыл свои двери перед главой фракции. Более того, после участия в одном из массовых инаугурационных завтраков/обедов с вновь избранным американским президентом, у Давида Арахамии запланирован целый ряд челночных поездок в Штаты для проведения неформальных переговоров. (Хотя тут можно еще погадать, от имени какого будущего кандидата в президенты будет действовать Арахамия…) Так или иначе, но отдельный «трек» Арахамии с республиканцами, раздражавший Зеленского до избрания Трампа, сейчас оказался кстати. Особенно на фоне известных «успехов» Ермака, слетавшего за океан в декабре.
Вероятно, Арахамия останется в игре ровно до того момента, пока президент, во-первых, не попадет внутрь предметного диалога с командой Трампа. Во-вторых, не примет окончательного решения заменить многовекторного «пластилинового» Шмыгаля на только своего (и Ермака) «оловянного» Кулебу. (Возвращение Кубракова в команду и его паркетное интервью изданию «Бабель», растиражированное ТГ-каналами, близкими к Банковой, лишь подтверждает серьезность намерений президента. «Спойлер: во всем виноват Шмыгаль»). В-третьих, не «дотестирует» спикера Стефанчука, как стратегическую замену Арахамии в парламенте.
Стефанчук, конечно же, не сможет стать таким блестящим коммуникатором, каковым является действующий глава фракции. Давид Арахамия никогда не забывает о своих интересах, но всегда учитывает и пожелания других людей. Из ста кусков «торта», он «откусит» от каждого и ему за это еще и спасибо скажут. На что Стефанчуку не хватит ни опыта, ни ресурса, ни внутреннего таланта. Остапом Бендером стать нельзя, им нужно родиться.
Но Стефанчук может стать надежным «кирпичом» в новой конструкции Банковой, которая решила пойти на второй срок.