Экологи об утечке российского мазута в Черном море: Погибших дельфинов уже до сотни, а птиц не спасти
Экологи об утечке российского мазута в Черном море: Погибших дельфинов уже до сотни, а птиц не спасти

Экологи об утечке российского мазута в Черном море: Погибших дельфинов уже до сотни, а птиц не спасти

Мазут из затонувших 15 декабря 2024 года российских танкеров продолжает накрывать берега Крыма. Раз в несколько часов волны выбрасывают очередной поток нефтепродукта на побережье. Часть этой адской смеси оседает на дне, откуда всплывет после повышения температуры.

Место, где произошла авария, расположено на пересечении миграционных путей дельфинов и перелетных птиц и течений, соединяющих Азовское и Черное моря.

Фактически имеем региональный апокалипсис, последствия которого сложно даже осознать.

О рисках и опасностях этой катастрофы Коротко про рассказали экологи.

Четыре источника утечки мазута

Председатель ОО «Зеленый лист» Владислав Балинский. Фото: ФБ ОО «Зеленый лист»

– Вытекания произошли у Керченского пролива – эта зона наиболее уязвима, с точки зрения опасности для китообразных и дельфинов, – объясняет эксперт Национального экологического центра Украины и председатель ОО «Зеленый лист» Владислав Балинский. – Пролив – наиболее важная точка миграции этих животных, она связывает между собой два огромных бассейна Черного и Азовского морей. Есть данные уже почти сотни погибших дельфинов. В основном это азовки – они маленькие по размерам, постоянно мигрируют через Керченский пролив. Афалины и белобочки тоже могут ходить через Керченский пролив.

Два затонувших российских судна «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» могли перевозить около 9 тысяч тонн мазута – это очень много. И у нас уже были примеры подобных аварий. В 2011 году тоже с судна класса «Волгонефть» был зафиксирован разлив нефти. Но тогда погодные условия были таковы, что большая часть нефтепродуктов попала в Таманский залив, который превратился в своеобразный отстойник для нефтепродуктов. Такого масштабного распространения, как сейчас, тогда не наблюдалось.

– Сейчас же судно «Волгонефть 212» раскололось пополам и затонуло где-то в 6 км от устья Керченского пролива. Пополам было разломлено и «Волгонефть 239». Поэтому мы имеем не один, а как минимум четыре источника распространения нефтепродуктов, – говорит Владислав Балинский.

Кроме того, сильный южный ветер в первые часы после аварии задувал нефтепродукты в Керченский пролив. Затем он изменил свое направление в направлении Анапы – так что большая часть мазута в виде пятен быстро расползлась от начала Таманского полуострова и до Анапы. Все это побережье поражено нефтепродуктами.

Эколог Евгений Хлобистов. Фото: qirim.news

Эколог Евгений Хлобистов. Фото: qirim.news

По словам эколога Евгения Хлобистова, размер пятен мазута в Черном море нестабильный из-за почти постоянных штормов в этой части моря. И именно штормы распространяют остатки мазута по акватории.

- В первые дни после аварии пострадало побережье Черного моря в пределах города Анапа и других пляжей Краснодарского края, дальше пятно путешествовало по направлению течений западного направления, то есть в Крым. В настоящее время пятно наблюдается вблизи Севастополя, есть данные, что мазут заметили уже вблизи Евпатории. Мазут перемещается с водой, и если бы не штормы, он медленно опускался бы на дно, а так он путешествует в потоках воды, образуя сгустки, а при перемешивании с песком образует смесь, которую нельзя потом разделить, - говорит Евгений Хлобистов.

Фото: ФБ Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины

Риски для Одессы, Румынии и Болгарии

- Мазут плавится при температуре от 20 до 45 °C. Соответственно, если температура ниже, то он сгущается, если выше – становится более редким, - объясняет Хлобистов. - У этой марки, скорее всего, температура плавления около 25 °C. Для перевозки такового мазута используют танкеры. Чтобы мазут оставался жидкостью, эти танкеры его подогревают. Именно поэтому в первые часы после аварии большая часть мазута была на поверхности, это была жидкость, у которой были плавучие качества. Затем часть этого мазута охлаждалась, и большие пятна постепенно попадали на дно или в толщу воды.

Кроме направления ветра, для распространения нефтепродукта имеет значение еще и береговое течение, вектор которого направлен против временной стрелки.

- Это в направлении от Керченского к Одесскому заливу, и дальше, в направлении Румынии и Болгарии. Именно поэтому так быстро были зафиксированы пятна западнее Севастополя. Это говорит о том, что дальше мазут распространялся по течению, – отмечает Евгений Хлобистов.

Авария произошла в Керченском проливе – на стыке Черного и Азовского морей. Фото: wikipedia.org

В чем опасность?

- Любое масло формирует пленку на поверхности воды толщиной в одну молекулу. Если дать этому маслу свободно растекаться, огромный объем способен поразить очень большую территорию. Кроме того, для водной среды это полностью изменяет кислородный режим. Доступ кислорода к более низким слоям осложняется. Кроме того, на поверхности воды находятся водоплавающие птицы, – говорит Владислав Балинский.

Сейчас большое количество птиц находится в акватории вдоль береговой линии. Поэтому они оказались в зоне поражения. И, к сожалению, им уже ничем не помочь.

- Спасение пострадавших птиц не будет эффективным. Люди могут спасти несколько экземпляров, а большинство погибнет из-за невозможности самоочищения от мазута, - говорит Евгений Хлобистов.

Конечно, россияне бросились спасать пострадавших птиц и уже заявляют о том, что отмыли около 8 тысяч. Но мировая практика такова, что шанс на выживание у птиц составляет менее 10%. Поэтому то, что россияне сейчас массово «отмывают птиц», не что иное, как очередная манипуляция с целью создания картинки. Реальной пользы это уже не приносит.

Шансов выжить у пострадавших птиц практически нет. Фото: ФБ ОО «Зеленый лист»

Воздействие на флору и фауну будет длиться десятилетиями

- Пятна уже наблюдались западнее побережья Севастополя. И это уже полпути к Одесскому побережью. Сейчас эти пятна распространяются с помощью течений. А затем, с повышением температуры, они могут всплывать в виде пленки, что очень и очень опасно. Относительно времени и влияния на морскую среду – мазут тяжелейший по последствиям и продолжительности, - объясняет Владислав Балинский. - В случае, когда мазута много, – речь идет даже не о годах, а о десятилетиях. Мазут может долго находиться на дне, но когда вода там прогреется до 25 °С, всплывает и мигрирует, в данном случае вдоль Крымского побережья и т.д.

Пока невозможно установить даже стоимость причиненного ущерба.

- У нас нет доступа к объективной информации о количестве и качестве нефтепродуктов, мы не знаем, какое количество и за какое время попало в акваторию Керченского пролива, у нас нет возможности осуществлять наблюдение в акватории Черного моря, российская сторона не обращалась и не планирует обращаться в международные экологические организации, то есть вся информация является либо пристрастной, либо недостоверной, - резюмирует Евгений Хлобистов.

Число погибших дельфинов может исчисляться сотнями. Фото: ФБ ОО «Зеленый лист»

Теги по теме
Черное море Экология
Источник материала
loader