Последовательность проведения проверки кандидатов на должности судей КСУ следует пересмотреть – эксперт
Последовательность проведения проверки кандидатов на должности судей КСУ следует пересмотреть – эксперт

Последовательность проведения проверки кандидатов на должности судей КСУ следует пересмотреть – эксперт

Последовательность проведения проверки кандидатов на должности судей КСУ следует пересмотреть – эксперт

Почти во всех конкурсах на государственные должности, в первую очередь, проверяют компетентность кандидатов.

Одной из проблем Конституционного Суда, заложенной в законодательстве, является последовательность проведения проверки кандидатов на должность судей КСУ. Почему ее следует пересмотреть, пишет эксперт по судебной реформе Лаборатории законодательных инициатив Карина Асланян «Конкурс в Конституционный суд Украины: (не)усвоенные уроки».

«Дело в том, что закон определяет, что первым этапом конкурсного отбора является проверка высоких моральных качеств всех кандидатов, которые допущены к этому этапу. На практике этот этап, во-первых, занимает больше времени, чем определен законом (4 месяца), а во-вторых, долгая и тяжелая проверка теряет свою актуальность для тех кандидатов, которые впоследствии не проходят оценки признанного уровня компетентности в сфере права. Например, во втором конкурсе, объявленном Советом судей Украины, соответствующую оценку не прошли все кандидаты», – пишет автор.

На самом же деле, по словам Асланян, почти во всех конкурсах на государственные должности, будь то в бизнесе или в общественном секторе, первым всегда проверяют уровень компетентности. Автор объяснила, что никто не нанимает врача или IT-шника, если они не способны провести уникальную операцию или разработать уникальный алгоритм.

«Судьи КСУ — это уникальные специалисты, поэтому вместо того, чтобы тратить месяцы на проверку десятков кандидатов на добродетель было бы более эффективно отсеивать большинство из них на этапе оценки профессионализма. А у кандидатов с подтвержденным уровнем компетентности проверять имущество, состояние и образ жизни. И если они безупречны, предоставлять субъекту назначение», – добавила Асланян.

По ее словам, при такой последовательности тоже результат может быть нулевым, ведь вполне вероятно, что те, кто покажет высокий уровень компетентности, окажутся неблагополучными. Однако такой результат можно получить быстрее.

«А в конкурсных процедурах скорость — это также время, деньги, эффективность и даже полномочия органа. Пример КСУ показывает, что длительные процедуры отбора, вероятно, приведут к временной потере полномочия Конституционного Суда», – добавила автор.

Несмотря на шесть отборов кандидатов в судьи Конституционного Суда Украины, четыре вакансии в суде пока незаполнены. А завершение полномочий еще у трех судей КСУ в конце января 2025 фактически парализует работу этого института. Ведь состав суда будет составлять только 11 судей, а для полномочия Большой палаты КСУ, которая рассматривает конституционные представления и конституционные обращения, должно быть минимум 12.

Источник материала
loader
loader