Натия Панцулая о силе украинского женского футбола в условиях войны
Натия Панцулая о силе украинского женского футбола в условиях войны

Натия Панцулая о силе украинского женского футбола в условиях войны

Натия Панцулая о силе украинского женского футбола в условиях войны

Третий год подряд соревнования по украинскому футболу проходят в условиях полномасштабной войны. Несмотря на многочисленные вызовы, украинский женский футбол набирает популярность и вносит ощущение нормальности на фоне ежедневных трагедий в Украине. Перед каждым матчем футболистки выходят на поле с украинскими флагами, чествуя минутой молчания память павших на фронте героев, благодаря которым продолжается футбольная жизнь в стране.

Звезда украинского женского футбола Натия Панцулая — украинская профессиональная футболистка и одна из ключевых игроков национальной женской сборной Украины и ЖФК «Металлист 1925» (г. Харьков), амбассадор спортивной одежды украинского бренда SGK1 UA, в эксклюзивном интервью рассказала об особенностях подготовки и проведения матчей среди женских команд Украины, разных вызовах, с которыми сталкиваются украинские футболистки в условиях военного положения, и гендерном равенстве в футболе. Натия также поделилась мыслями об украинском женском футболе как одном из эффективных инструментов спортивной дипломатии и мягкой силы, объединяяющей нацию в условиях полномасштабного вторжения.

— Натия, недавно ты переступила отметку в 150 сыгранных матчей в высшей лиге Чемпионата Украины и 50 матчей за ЖФК «Металлист 1925». Твои эмоции?

— Спокойно это воспринимаю. Я их не считала бы, если бы клуб не сообщил. Меня больше интересуют командные достижения. Они остаются в памяти на всю жизнь.

— Как ты попала в большой футбол? И какие цели перед собой ставишь?

— Моя история банальная. Я жила в селе. На моей улице преимущественно жили мальчишки, и они играли в футбол. Это стало и моим видом спорта. Шаг за шагом. Ключевым моментом, наверное, было мое детство, когда отец брал меня на свои матчи. Он играл правым защитником. Это не было на профессиональном уровне. Просто у нас в селе любили собраться и побегать в футбол. Он был сумасшедшим игроком, и мне это нравилось.

О будущем я особо не думаю, мы идем от игры к игре. Сейчас будет два матча сборной против Бельгии — хочется их выиграть, получить позитивный результат. Что касается клуба, то, конечно, тренер ставит нам задачу выиграть Кубок Украины и получить чемпионство. Я разделяю его желание.

Фото, предоставленное интервьюированным

— С какими проблемами сейчас, в условиях полномасштабного вторжения, сталкиваются молодые футболистки Украины, когда хотят пробиться в большой футбол?

— Думаю, и до войны были такие проблемы: развитие, академии, детские школы для девушек. Для парней они существуют. Не знаю, в каком состоянии, но они есть. Игрок  должен быть уже сформирован в 15 лет под сборные, как U15, а потом U17 и так далее, а не приходить в футбол только в 15 лет.

— В отчете Всемирного экономического форума указано, что полного достижения гендерного равенства на мировом уровне можно ожидать через 134 года. Недавно четверо игроков национальной женской сборной Аргентины отказались от участия в международных соревнованиях из-за унизительной оплаты и плохих условий тренировок. В итальянском клубе «Помиглиано» игрокам не компенсируют лечение, не платят зарплату по контракту, не оплачивают медицинские осмотры. Некоторые футболистки сталкиваются с домогательствами со стороны мужчин в клубе. Какая ситуация в украинском футболе?

— Что касается медицинских осмотров, то, например, лечение травм уже меняется в лучшую сторону, такого, как у итальянок, уже почти нет. Возможно, только в клубах, у которых нет спонсоров и должного финансирования. В целом же клубы несут за все это ответственность. Заработная плата — вопрос очень сложный. Много неприятных историй могу рассказать из своего опыта и не только, но за последние годы все наладилось. Грустно, что получают девушки немного. Это факт. Но сегодня не все клубы можно в этом упрекнуть.

Что касается домогательств, то не скажу, что они были ярко выражены во времена, когда я начала играть в профессиональном футболе. Хотя признаки были. Но мир изменился, и у нас такого уже нет. Все пошло в правильном направлении. О таких случаях я уже давно не слышу.

— Будут ли когда-то зарплаты в женском футболе на уровне мужского?

— Футбол — это бизнес. И он должен приносить средства. Приносить средства женский футбол будет только тогда, когда выйдет на такой уровень, когда многие люди будут наблюдать за ним как по телевизору, так и вживую. А это произойдет не только при правильной работе клубов Украинской ассоциации футбола (УАФ), но и при квалифицированных тренерах. Но это такой замкнутый круг: сначала надо туда вложить, чтобы что-то получить.

Фото, предоставленное интервьюированным

— Довольна ли ты инвестициями в женский украинский футбол в условиях войны?

— Если взять наш клуб, где я сейчас играю, то да. К нам там относятся с огромным уважением, и я это чувствую. Видно их работу и отношение. Это в первую очередь финансирование и условия. За свой клуб «Металлист 1925» я могу сказать, что стопроцентно удовлетворена.

— Вернемся к гендерному равенству. Недавно арбитр из Албании Эмануэла Руста удалила страницу в Instagram из-за сексизма в ее сторону. По ее словам, судейство — это вопрос не пола, а компетентности. Есть ли подобные проблемы в украинском футболе? Как бороться с этим в Украине и на международном уровне?

— То, что она удалила страницу, ее выбор. Можно было оставить и бороться. Можно было абстрагироваться и просто делать свою работу. Она сделала свой выбор. Ее можно понять в принципе. В украинском футболе, думаю, такие признаки проявляются. Если матч судила девушка или женщина, то потом появляются комментарии разного характера. Это можно прочитать под постом, есть такое. Думаю, это трудно изменить. Это процесс воспитания с детства. Неважно, мужчина ты или женщина, надо быть воспитанным, оставаться человеком и уважать выбор других. Но это непростая задача.

— Поддерживаешь ли ты международный социальный проект TARGET (продвижение гендерного равенства среди молодых футболистов), к реализации которого подключилась УАФ?

— Приятно, что такие проекты создаются. Особенно для детей, чтобы они с детства усваивали и несли правильные понятия. Думаю, это правильно. В этом плане нужно развиваться и двигаться вперед.

— В июне национальная женская сборная Украины сыграла свои матчи в квалификационном турнире Евро-2025 против Уэльса. Поддержать нашу сборную на стадион «Лланелли» пришло много украинских болельщиков. Несмотря на рейтинги и прогнозы, матч закончился вничью 1:1. А матч-ответ — 2:2. Какие впечатления от этих матчей у тебя?

— Эмоции в сборной всегда переполняют. Мне кажется, когда мы сыграли 1:1, то поняли, что можем. Доказательством этому была наша вторая игра, потому что два гола, которые они забили, — это чисто наши командные ошибки. Но мы сумели все исправить и получить позитивный результат. Это были невероятные матчи, когда играешь против соперника, который считается высшим по классу, но, выходя на поле понимаешь, что все получается, все возможно. Когда звучит свисток и начинается игра, нет равных классов, есть только уверенность, опыт и, наверное, характер. Желание тоже выходит на первое место.

— В Уэльсе национальная женская сборная встретилась с украинской диаспорой и вынужденными переселенцами, которые объединяются вместе по всему миру ради помощи Украине. Как это было?

— Когда-то такие встречи у нас были в Польше. Сейчас такие встречи отличаются от тех, что были до полномасштабного вторжения России. Все происходит особенно тепло, очень чувствуется связь, что мы словно родные. Хоть и встречаемся в другой стране, но мы будто одно целое, как одна семья.

Фото, предоставленное интервьюированным

— О стадии плей-оф Евро-2025. Как оцениваешь последний сбор в Стамбуле и Кишиневе? Довольна ли ты результатами матчей против сборной Турции? Как оцениваешь следующего соперника?

— Всегда довольна, потому что мы получили позитивный результат. Если есть результат, значит, подход был правильным, тренировочный процесс был построен правильно. Не вижу никаких недостатков или минусов. Сейчас готовлюсь к следующему сбору. Мы понимаем, что Бельгия — соперник совсем другого уровня. Нет ничего невозможного. Это зависит только от нас и нашего желания.

— Как на твою игровую форму влияют логистические проблемы? Из-за войны дорога занимает много времени и сборы сборной проходили за границей. Влияет ли это на результаты команды, по твоему мнению?

— Есть много нюансов. Дорога обычно тяжелая у нас, и это понятно. К тому же, если мы играем в чемпионате игру и на второй день выезжаем, то это очень тяжело. Вместо того чтобы восстановиться, проводишь время в автобусе, где восстановление вообще не происходит. Мы тратим день или два для полноценного восстановления. У нас в сборной это прекрасно понимают, поэтому первые тренировки поставлены на тактику, вспомнить все и войти в ритм.

— Как проходит подготовка к матчам ЖФК «Металлист 1925» в селе Счастливом Киевской области? Трудно ли ментально настроиться на игру, особенно на выездных матчах в Полтаве и Кривом Роге? Ведь это все происходит на фоне регулярных тревог в столице из-за дроновых и ракетных атак, отключения света? Например, матч твоей команды против «Шахтера» перенесли из-за тревоги, которая длилась больше десяти часов.

— Да, это тяжело для всех девушек. Проходит разминка, организм подготовлен к основной работе на поле, но звучит тревога и ты можешь сидеть два-три часа, а потом снова готовишь организм, и все не так, потому что времени для подготовки меньше. К тому же мы все спортсмены и питаемся по-разному. Например, кто-то — за три часа до игры, кто-то — позже или раньше. И это время сложно спрогнозировать, потому что тревоги продолжаются по-разному. Но не это страшно. Есть эмоциональные девушки, которые потом не могут собрать себя в кучу, потому что услышали неподалеку взрыв. Все это влияет, но таковы сегодня реалии, к сожалению. Нам приходится жить с этим.

— Ментальное здоровье в женском футболе, особенно в условиях войны, активно обсуждают футбольные специалисты за рубежом. Например, шотландский специалист Брайан Грэм заметил: «Мы не можем позволить не обращать внимания на влияние ментального здоровья на футбол». Какова, по твоему мнению, ситуация с этим в нашем футболе и как ее улучшить? Как ты следишь за своим ментальным здоровьем?

— Если честно, то для меня это сложный вопрос. Думаю, на каждого человека эта война повлияла по-своему. Не знаю, как другие с этим справляются, но я четко осознала, что жизнь — это самое ценное, что у нас есть. Поэтому ее нужно прожить в удовольствие. Каждый день, просыпаясь, я настраиваю себя на позитив. Вокруг столько хорошего и интересного. И это не о вещах. Я радуюсь мелочам, особенно, если проснулась и за окном солнышко. Тогда буду весь день ходить улыбаясь. Конечно, плохие новости влияют на меня, иногда, бывает, накрывает. Я не знаю, как на сегодняшний день улучшить ментальное здоровье наших игроков. Это все индивидуально. Думаю, самым действенным было бы, если бы мы услышали новость, что наш сосед-террорист исчез с карты мира.

— В условиях военного времени в Украине активно развивается адаптивный спорт. Например, в Одессе ввели систему адаптивных видов спорта: каяк, дайвинг, байдарки и сапы. Также состоялся турнир по баскетболу на колясках «Кубок Черного моря». Как ты относишься к таким инициативам? Планируешь ли принимать участие в таких программах для ветеранов как тренер?

— Это очень круто. Не знаю, брала ли бы участие как тренер, — на это нужно сначала выучиться. Понаблюдать и поболеть для начала мне было бы интересно. Эти люди заслуживают намного больше, чем мы им даем. Я поддерживаю такие социально полезные инициативы.

— Какие сейчас есть проблемы в украинском женском футболе? И что надо сделать, чтобы он становился более сильным, несмотря на все вызовы?

— Основная проблема — это война. Нужно строить, создавать детские школы, академии, потому что дети начинают свой спортивный путь с шести лет. Может, с пяти, кто захочет. Тогда будет не набор, а отбор самых лучших. И тогда будет уровень. Но все зависит от финансирования. Чтобы что-то получить, надо вложить.

— Сейчас больше возможностей для девушек, чем было у тебя, когда ты начинала свою карьеру в профессиональном футболе?

— Однозначно да. Но есть куда двигаться.

— По твоему мнению, уместен ли футбол сейчас, на третий год войны? Есть ли у украинского женского футбола шансы подняться до мирового уровня в условиях полномасштабного вторжения?

— Много профессий уместны, потому что людям нужно жить дальше. Жить в депрессии очень трудно. Можно сойти с ума. Мы занимаемся делом, которое делает нас счастливее. Хотя бы на несколько часов в день. И дарит положительные эмоции людям. Хоть у нас и не так много болельщиков. Выйти на высокий уровень — это плодотворный труд и не одного года, в структуре. Об уровне футбольного роста во время войны не хочу размышлять, потому что так не должно быть. Не должно быть войны.

— Веришь в силу женского футбола как эффективного инструмента спортивной дипломатии?

— Не владею дипломатией. Просто верю в футбол. Сила в единении. Футбол — командный вид спорта. За счет футбола можно много что изменить. Если он правильно работает, если есть правильное футбольное воспитание.

Просто полюбите этот вид спорта. Тех, кто смотрит и болеет, благодарю. Те, кто о женском футболе не знает, пусть просто попробуют раз посмотреть нашу игру по телевизору или вживую, если будет такая возможность, на клубном уровне и не только. И получить удовольствие от игры. Это искренний футбол и в нем мало фальши.

Материал подготовлен в рамках стажировки в органах государственной власти (Одесская областная государственная администрация, Департамент международного сотрудничества и протокола) при поддержке Democracy Reporting International

Фотографии: УАФ, ЖФК «Металлист 1925», личный архив Натии Панцулая.

Источник материала
loader