В европейских компаниях набирает популярность новая профессия – менеджер (директор) по счастью. Делать сотрудников счастливыми, чтобы они с хорошим настроением повышали свою производительность в рабочее время, - такова основная задача такого специалиста. Коротко про – о новой профессии и ее особенностях.
Улыбайся – ты идешь на работу
Стимулировать сотрудников работать быстрее, лучше и больше и чтобы они не требовали при этом прибавки к зарплате хочет руководство любой компании – от крохотного магазинчика до транснациональной корпорации. Например, еще лет сорок назад в одной распавшейся стране для этого активно использовали доски почета и вымпелы передовиков. Копеечный флажок, нарисованная на станке звездочка, фотографии на стенде «Ими гордится наш завод» и почетные грамоты служили неплохими стимулами… до поры до времени. Сейчас же передовики и рационализаторы предпочитают видеть свои стимулы и мотивации на зарплатной карте.
Однако не все хорошее меряется деньгами. И специалист по счастью должен это объяснить сотрудникам и руководству. Например, для полного счастья кому-то не хватает просто удобного стола или приличного монитора, а кто-то и рад бы работать больше и лучше, но дома постоянно болеющей ребенок… Или интриги в компании плетутся такие, что вот-вот замаячит банкротство. И это тоже должен решать специалист по счастью.
Вот как выглядит описание вакансии директора по счастью на одном из сайтов по поиску работы в Нидерландах:
«Чем занимается директор по счастью: самая важная задача директора по счастью - сделать так, чтобы сотрудники работали с улыбкой и хорошим настроением. Поэтому, будучи главным специалистом по счастью, вы разговариваете со многими людьми, чтобы узнать, какие у них желания и потребности… Быть доверенным лицом и выслушивать - это также задачи главного офицера по счастью. Фактически вся работа и задачи директора по счастью преследуют только одну цель - улучшить и оптимизировать атмосферу на рабочем месте.
Обязанности директора по счастью: придумывать и исследовать идеи, которые способствуют удовлетворению работой, например, прогулки с коллегами, сеансы вдохновения или личные беседы; создать приятную рабочую атмосферу; обеспечить приятные условия труда, например, гибкий график работы; быть контактным лицом и доверенным лицом в случае осложнений, связанных с работой; формулирование, информирование, мониторинг и оптимизация ценностей внутри компании; исследование ресурсов и инструментов, которые способствуют счастью на рабочем месте…»
И за эту работу компании готовы платить от 2350 до 6000 евро в месяц (до вычета налогов)!
Кто-то скажет: так это же может быть простой кадровик или психолог! В общем, да, но нет – не простой. А очень активный, всегда стопроцентно понимающий и счастливый в любое время суток, что бы у него ни происходило в душе или дома.
На французском сайте с вакансиями это объявление уже закрыто. Повезло – они нашли своего директора по счастью. Скрин startup.jobs
Больше «плюшек» хороших и разных
Уметь незарплатно мотивировать сотрудников и при этом не стать врагом номер один для коллег – задача похлеще остальных для специалиста по счастью. Он должен придумать свою систему мотивирования с наименьшим бюджетом.
Например, это могут быть какие-то мотивирующие мероприятия:
- соревнования между отделами или филиалами в разных видах;
- предоставление дополнительных выходных лучшим сотрудникам;
- «плюшки» типа абонементов в тренажерный зал или бассейн;
- возможность работать какой-то день дистанционно;
- дополнительные медицинские услуги;
- программы личностного и профессионального развития – пусть даже в виде тренингов и тимбилдингов, где особо никто ничему не учится, зато бесконечно общаются на не менее бесконечных кофе-брейках;
- инициативы, связанные с балансом работы и личной жизни;
- забота о психическом здоровье сотрудников и т.д.
Образ Шуры из бухгалтерии, которую «выдвинули на общественную работу и с тех пор не могут задвинуть обратно» (фильм «Служебный роман»), очень хорошо подходит под описание специалиста по счастью. Рождения и смерти, личные переписки сотрудников и медиация их взаимоотношений, занять очередь за курицей для любимых коллег, купить подарок на день рожденья от коллектива – все это и еще многое другое - функционал специалиста по счастью а-ля Шура.
В наше время такие «шурочки» занимаются еще и обустройством рабочих мест, мест для отдыха, в их задачи входит и не совсем выполнимое «поддержание атмосферы в коллективе, и пропаганда здорового образа жизни, внимание к эстетике и комфорту, технологическая поддержка» - так пишут польские консультанты. Проще говоря, специалист по счастью – мама и папа в одном лице для своих коллег-"детишек неразумных".
Работа мечты
Обычно в роли специалиста по счастью выступает кто-то из отдела кадров, но это может быть и тот самый любимчик всего коллектива – пусть менеджер, но возведенный в ранг специалиста. В немецких рекрутинговых агентствах специалисты по счастью именуются «директорами по работе с персоналом» или «директорами по вопросам счастья». Но согласитесь – «специалист по счастью» звучит куда как убедительнее и «по-домашнему».
Должность официального весельчака и всеобщей «мамочки» впервые появилась больше 30-40 лет назад, вероятнее всего, в США, откуда этот опыт переняли в Великобритании и Европе.
При этом в той же Британии менеджеры по счастью столкнулись с непониманием их функций. Просто в стране существует некое недоверие к наступлению счастья, особенно на работе. А если человек еще и ходит по офису, участливо спрашивая у каждого сотрудника, все ли хорошо и чего ему не хватает для полного счастья на рабочем месте, то ярлык типа «Он явно не в себе» будет приклеен к нему еще очень долго.
Впрочем, за 6000 евро в месяц плюс бонусы и прибавку к пенсии можно пренебречь всякими ярлыками.
Вот объявление с французского сайта с вакансиями, где крупная компания по разработке ПО ищет себе «менеджера по офису и счастью». После списка интуитивно понятных обязанностей – список из 16 пунктов с преимуществами работы: "менеджеру по счастью» можно 3 дня в неделю работать удаленно, даются талоны на питание из расчета 8,5 евро в день, медицинская страховка, выездные международные конференции минимум дважды в год, занятия иностранными языками, бесплатные фрукты и напитки в офисе…"
Что ж, все правильно: директор по счастью сам должен быть счастливым.