В Национальном парке «Синевир», кроме медведей, будут спасать и оленей
В Национальном парке «Синевир», кроме медведей, будут спасать и оленей

В Национальном парке «Синевир», кроме медведей, будут спасать и оленей

Четыре оленя, две самки четырех и пяти лет, полугодовалый сынишка одной из них и взрослый восьмилетний самец уже рассекают на приволье на территории Национального природного парка «Синевир» на Закарпатье. Это первые новоселы в новом реабилитационном центре для парнокопытных, который здесь появился в ноябре. Заселились они сюда после окончания осеннего гона. В этот период, в ноябре-декабре, самцы как раз сбрасывают рога.

Вольер размером с небольшое село

Пока свобода – относительная, все же благородная компания гуляет в вольере, пусть и размером с небольшое село. Но для четверки новоселов места более чем достаточно. Всего на территории вольера площадью около трех гектаров может поместиться 15-18 оленей и косуль, и их уже, в случае необходимости, готовы здесь принять.

Реабилитационный центр за почти четыре миллиона гривен начали строить в начале этого года.

- Олени к нам приехали из Яремче Ивано-Франковской области и Залесья Киевской области – их перевели сюда из национальных парков, - отметил Коротко про научный сотрудник НПП «Синевир» Василий Беца. - Центр создан с целью оказания помощи животным, после чего мы их выпустим в природу.

Медведи потеряли синоптический навык

Впрочем, в природные условия обитания после реабилитации могут попасть не все благородные постояльцы центра. Одна из олених – почти что ручная, с удовольствием уплетает морковку с рук. Так что, по мнению сотрудников центра, выпускать на свободный выгул ее будет опасно – как для самого животного, так и для людей. Все же не домашняя собачка, а создание, вес которого может достигать сотни килограммов.

Помимо заборов, на территории центра обустроили «бассейны» - чтобы у животных всегда был запас воды, кормушки, склад для сена, есть и инфраструктура для посетителей: беседки, «зеленый класс» и прочее.

Находится олений приют примерно в 25 км от медвежьего – на территории урочища «Красовец» Колочавской общины на Закарпатье. Косолапые соседи пока мечутся между берлогами и вольерами: не понятно, уходить на зимовку или еще повременить. А может, и вовсе отменить спячку? Так уже бывало в теплые зимы.

- Медведи уже впадали в спячку - всего на несколько дней, пока было похолодание. Затем опять наступила оттепель – они проснулись, - отметили Коротко про сотрудники Центра реабилитации бурого медведя НПП «Синевир». – Если снова не впадут в спячку, их придется всю зиму подкармливать. Но что поделаешь – погоду не закажешь. Нарушается баланс в природе: раньше мы точно знали, когда будет зима – за неделю до холодов медведи практически не показываются, уходят готовить берлоги. Сейчас они все вялые, но теперь их поведение не является таким ориентиром в плане погоды. Так что синоптические способности медведи из-за потепления теряют.

Кстати

Регион славится не только медведями и оленями

Собираясь в гости к оленям или медведям, можно посетить местный минеральный источник «Буркут» в Колочаве - означает «кислая», «винная» вода. Источник никогда не пересыхает, даже в самые знойные годы. Такой же водой раньше славилось одноименное поселение на Прикарпатье возле украинско-румынской границы, куда в 1901 году приезжала лечиться этой водой Леся Украинка. Здесь поэтесса написала цикл стихов. Бывал в селе и Иван Франко – дважды заезжал к ней в гости, а заодно рыбачил и сам готовил выловленную в Черемоше форель. Последние почти 20 лет в селе нет ни одного жителя.

Также в Колочаве можно посмотреть первый сельский музей архитектуры и быта в Закарпатье – «Старое село». Это музей под открытым небом, который дает посетителям представление о жизни и быте местных жителей 300 лет назад: как были обустроены дома пастуха, «сабова» - портного, «шустера» - сапожника или «бирова» - старосты, их рабочие места, например, кузня или «драчівка» - то есть пилорама, церкви и школы, еврейские корчмы и «бужні» - синагоги.

Теги по теме
Животные
Источник материала
loader