С 21 ноября на экранах кинотеатров развернется нешуточная борьба за Апостольский Престол в политическом триллере с элементами детектива «Конклав». Сюжет ленты основан на одноименном романе английского писателя и журналиста Роберта Харриса, появившегоя на полках книжных магазинов в 2016 году. В рецензии ниже выясняем, скрывают ли какие-то тайны кардиналы-избиратели и рассказываем, насколько интересно наблюдать за здешним процессом конклава в целом.
Плюсы:
фильм работает как достаточно увлекательный политический триллер с элементами детектива; уместная ирония; отличная команда актеров и выдающийся перформанс от Рэйфа Файнса; с технической стороны все выполнено на высшем уровне;
Минусы:
кому-то эта история может показаться скучноватой; неоднозначная концовка, которая несколько портит общее впечатление;
«Конклав» / Conclave
Жанр политический детективный триллер
режиссёр Эдвард Бергер
В ролях Рэйф Файнз, Стэнли Туччи, Джон Литгоу, Серджо Кастеллитто, Изабелла Росселлини, Лусиан Мсамати, Яцек Коман, Карлос Дьец, Рони Крамер, Лори Лодди, Мераб Нинидзе, Брайан Ф. О’Бирн
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Умер Папа Римский. Теперь под руководством декана Коллегии кардиналов Римско-католической церкви, британца Томаса Лоуренса, уважаемые господа должны выбрать преемника. Среди прочих больше всего шансов на победу в выборах имеют четыре кандидата — американский прогрессивный либерал Альдо Беллини, итальянский традиционалист с расистскими замашками Тедеско, явно что-то скрывающий канадский консерватор Джозеф Тремблей и, не сочтите за расизм, темная лошадка из Нигерии — кардинал Джошуа Адейеми.
По мере развития событий Лоуренсу придется столкнуться с политическими интригами и тайнами, которые скрывают некоторые кандидаты. Ситуация заставляет декана и самому стать частью этих игрищ, ведь он имеет вполне обоснованные причины обвинить определенных коллег во лжи, которая может повлиять на результаты голосования. Не добавляет покоя этим ватиканским страстям и неожиданное появление никому не известного кардинала Винсента Бенитеса, прибывшего сюда из Кабула. Чем же в итоге закончится эта ожесточенная борьба за Святой Престол?
За экранизацию одноименного романа Роберта Харриса взялся постановщик Эдвард Бергер, предыдущим проектом которого, надо напомнить, был обласканный критиками «На Западном фронте без перемен» (2022) по классическому произведению Эриха Марии Ремарка. Режиссер признался, что после работы над таким эпическим и масштабным кинополотном его тянуло к чему-то противоположному. Именно поэтому далекая от кровопролитных батальных сцен камерная история Харриса заинтересовала кинодела.Впрочем, глядя на политические страсти, которые постоянно бушуют в «Конклаве», местное противостояние идеологий, характеров и амбиций также сойдет за своего рода войну, о чем прямым текстом ссобщит один из персонажей. Только военная форма здесь заменена на пышные рясы с красными моцеттами, а вместо ружей весомым аргументом выступают тайные заговоры и старое доброе коварство, куда ж без него.
Однако, несмотря на всю серьезность сложившейся ситуации, Бергер не без заметной иронии дает понять, что перед нами предстало в своем большинстве пафосное сборище в роскошных одеждах, которое ничем не отличается от «простых смертных» и вынуждено сосуществовать в довольно абсурдных обстоятельствах. По сути, это о любых выборах. Считанные персонажи кажутся теми, кого захочется охарактеризовать «однозначно положительный». Кого-то здесь, например, репутационно похоронит темный секрет из прошлого. А кто-то — расист, еще и курит вейп. И это не говоря об архаичной патриархальности самой институции.
Но главное, что размеренное, неторопливое и сплошь диалоговое повествование неплохо работает как (политический) триллер. Если в начале монотонные разговоры могут показаться скучными, то впоследствии чем больше погружаешься в эту историю, тем интереснее она становится. Плюс здесь присутствует вполне вменяемая интрига.
Достаточно увлекательное содержание подкрепляется выразительной формой. Сама резиденция папы, с ее бесконечными коридорами, или Сикстинская капелла с роскошными фресками, дополняют атмосферу и кажутся полноценными участниками событий.
Невооруженным глазом заметно контрастное цветовое наполнение кадра (местами выразительно симметричного), что еще больше добавляет напряжения в и без того наэлектризованный воздух. Оператор Стефан Фонтейн тяготеет к статичным планам, но там, где это имеет смысл, прибегает к тревеллингам или даже паралаксу (обороты камеры вокруг героев, которые, например, очень часто использует Майкл Бэй). Композитор Фолькер Бертельман намеренно сгущает краски напряженным саундом. О сплошь выдающихся нарядах действующих лиц нечего и упоминать.
Добавляет баллов в копилку положительных впечатлений и замечательный актерский состав. Рэйф Файнс просто невероятен и буквально приковывает зрительское внимание к своему персонажу, заставляет проникнуться его внутренними сомнениями и кризисом веры в церковь. Недаром The Hollywood Reporter в своем обзоре еще в заголовке отметил, что это лучшая роль в карьере 61-летнего английского актера. Как всегда, на высоте пусть значительно более второстепенные, но все равно заметные Джон Литгоу и Стэнли Туччи. Да и скромная роль Изабеллы Росселлини в одной из ключевых сцен позволяет понять важность ее героини — одной из немногих женщин, имеющих место в этой истории.Что может в определенной степени испортить послевкусие от картины, так это неоднозначная концовка, которая в принципе не то чтобы разочаровывает, а скорее оставляет после себя равнодушие. Финальное откровение не вызывает эмоционального всплеска и выглядит, давайте скажем, спорно.
С позиции политического триллера с легким налетом детектива и иронического взгляда на события это работает. Конечно, тема выборов Папы Римского кому-то может показаться не такой уж и интересной, а само повествование — скучным. Но дать шанс этой ленте все же стоит, даже если ваш единственный опыт свидетельства прихода нового Папы к власти ограничивается смелыми юмористическими выходками в молодежной комедии «Евротур» (2004).
Вывод:
«Конклав» заслуживает того, чтобы дать ему шанс и все же познакомиться поближе с бурными ватиканскими страстями.