Кери-Линн Уилсон: «Я лично делаю все, что в моих силах, чтобы бороться за Украину на культурном фронте»
Кери-Линн Уилсон: «Я лично делаю все, что в моих силах, чтобы бороться за Украину на культурном фронте»

Кери-Линн Уилсон: «Я лично делаю все, что в моих силах, чтобы бороться за Украину на культурном фронте»

Кери-Линн Уилсон: «Я лично делаю все, что в моих силах, чтобы бороться за Украину на культурном фронте»

23 ноября в Украине отмечают День памяти жертв голодоморов. Именно в этот день в 19:00 в Национальной филармонии Украины состоится концерт памяти при участии Национального ансамбля солистов «Киевская камерата», Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины, Национальной заслуженной академической капеллы Украины «Думка», а также звездного дирижера Кери-Линн Уилсон.

Накануне знакового концерта ZN.UA пообщалось с канадкой-американкой украинского происхождения Кери-Линн Уилсон, которая вместе с мужем, генеральным директором Метрополитен-опера Питером Гелбом с первых дней полномасштабной войны России против Украины активно поддерживает нашу страну.

Getty Images

— Еще в 2022 году, в начале широкомасштабного вторжения России в Украину, вы организовали из украинских профессиональных музыкантов (часть из них — беженцы) оркестр Ukrainian Freedom Orchestra, с которым уже третий год подряд выступаете по всему миру в поддержку Украины. Вы много и плодотворно сотрудничали со многими известными оркестрами, музыкантами из разных стран. Что можете сказать об украинской музыкальной профессиональной школе? Какие у вас вообще впечатления от сотрудничества с украинскими музыкантами в профессиональном плане?

— Я восхищаюсь украинской системой музыкального образования. У меня есть опыт сотрудничества с украинскими музыкантами, начиная с 2004-го, когда я дирижировала в Национальной филармонии, а потом в Национальной опере Украины, и заканчивая, конечно же, «Киевской камератой» и моим Ukrainian Freedom Orchestra, с которыми работаю сейчас. Музыканты прекрасно подготовлены. У всех у них глубокое понимание истории музыки и бэкграунда, очень похожее на то, что я получила в канадской системе музыкального образования. Мне особенно нравится украинская игра, потому что она страстная и душевная. И это большее, чего я хочу, когда подхожу к делу как дирижер. Да, сначала думаю о музыкальной технике, а это то, чего мы можем достичь благодаря репетициям. Но природная благородная способность точно чувствовать и исполнять музыкальные произведения — секретный ингредиент, который делает исполнение музыки особенно замечательным. Поэтому мне очень приятно работать с украинскими музыкантами. И браво всем их учителям!

— Прошло всего несколько месяцев с тех пор, как вы стали главным дирижером Национального ансамбля солистов «Киевская камерата». Какое у вас впечатление от сотрудничества с этим оркестром?

— Я очень рада стать главным дирижером «Киевской камераты». Для меня большая честь возглавить ансамбль, которым я так долго восхищалась из-за его преданности украинской музыке и виртуозного подхода к исполнению. И, конечно, основатель этого коллектива — маэстро Валерий Матюхин был большим страстным лидером в современной украинской академической музыке, преданным гражданином Украины.

Поэтому мы с «Камератой» были просто вынуждены пожениться (улыбается), поскольку весной через несколько репетиций должны были выступать в Карнеги-холле. После нашего замечательного первого общего концерта, который прошел в Нью-Йорке на очень высоком уровне, мы почувствовали, что у нас есть общая карма, взаимоуважение и симпатия друг к другу. И мы захотели продолжить эти отношения. Именно тогда меня попросили участвовать в конкурсе на главного дирижера оркестра. Я в восторге от принятого мной решения по двум причинам: во-первых, продолжить нашу миссию исполнять и заказывать украинские произведения сегодня важно в условиях противостояния врагу. И, во-вторых, я люблю этих музыкантов, очень уважаю и восхищаюсь ими. Все они, те, кто решил остаться в своей стране, которая находится в состоянии войны, — мои герои. Поэтому для меня работа с украинцами — это еще и возможность показать, как сильно я их люблю, как хочу быть солидарна с ними, поддерживать их. Это еще один очень сильный элемент моего пребывания на должности главного дирижера этого уникального коллектива. И я хочу, чтобы они чувствовали, что я даю им и музыкальное вдохновение, и надежду на выход за пределы Украины. В следующем году мы намерены поехать с «Камератой» в турне по Америке, а в будущем — по Европе. Уверена, что у нас впереди большое и полноценное будущее. Я очень горжусь тем, что сегодня я — одна из тех, кто возглавляет этот оркестр.

Когда вы впервые услышали о трагедии Голодомора украинского народа? Прослеживаете ли связь между тем, что происходило 90 лет, и тем, что творится сегодня?

— Я впервые услышала о Голодоморе, когда жила в Канаде, была студенткой. Именно тогда сознательно увлеклась историей Украины, старалась понять ее в контексте советского режима. И, конечно, меня очень интересовали ее культура и традиции. Таким образом, я начала изучать все, что касается украинского культурного наследия.

По моему мнению, то, что происходит сегодня, ничем не отличается от того, что происходило в период Голодомора 30-х годов прошлого столетия. Это вопиющий акт геноцида. Единственное отличие сейчас, конечно, заключается в том, что мы можем видеть все, что творится, своими глазами. Я путешествую по Украине и видела следы зверств. И мир тоже может это увидеть, благодаря телевидению и социальным сетям. Здесь нет никаких секретов. И сегодня мы снова являемся свидетелями ужасного геноцида целой нации.

— Канада, в которой вы родились, — одна из первых стран, признавших Голодомор 1932–1933 годов геноцидом украинского народа. В США на законодательном уровне этот процесс идет до сих пор. Не все штаты признали Голодомор геноцидом. По вашему мнению, что может ускорить этот процесс? Как инструменты культуры могут способствовать этому?

— Я считаю шокирующим тот факт, что не все штаты Америки признали Голодомор преступлением геноцида. Пришло время сделать так, чтобы это было признано, поскольку мы четко видим, что история повторяется. Действия Путина — это продолжение действий Сталина, это продолжение неустанного желания России стереть Украину с лица земли. У нас есть все знания и доказательства того, что Голодомор столетней давности был реальным. И мы, в частности художники, должны настаивать на том, чтобы не только Соединенные Штаты Америки признали это преступлением, но и все страны, которые еще не сделали этого. И даже наша мощная американо-украинская концертная программа, которую мы представляем в День памяти жертв голодоморов, — один из вкладов в это дело.

— На концерте 23 ноября в Киеве прозвучат «Панихида по умершим от голода» украинского композитора Евгения Станковича и музыка американских композиторов — Adagio для струнного оркестра Самюэла Барбера, сюита для скрипки с оркестром «Красная скрипка» Джона Корильяно и «Список Шиндлера» для скрипки с оркестром Джона Вильямса. На чем вы хотите сделать особенный акцент такой подборкой произведений?

— Я с нетерпением жду возможности дирижировать этой прекрасной программой на концерте, посвященном памяти жертв Голодоморов. Это очень сложное и трагичное время для нас, когда мы чтим память всех невинных жертв Голодомора, потому что, как я уже сказала, эта трагедия продолжается и сегодня. Поэтому музыка, которую я выбрала, очень мощная, глубокая и трогательная. И если она заставит нас плакать, это хорошо, потому что это именно то, что музыка должна делать с нами. Музыка — средство выражения того, что мы держим глубоко внутри. Тот факт, что я выбрала американскую музыку, символичен, потому что я хочу объединить в одной программе произведения из США и Украины. Соединенные Штаты на сто процентов поддерживают Украину и, надеюсь, так будет всегда, что бы ни произошло в будущем. Так что я использую музыку как символ солидарности и поддержки Украины. Например, Adagio для струнного оркестра Самюэла Барбера передает оттенки скорби, грусти, но прекрасным исцеляющим способом. Мне лично очень близко это произведение, и я обожаю им дирижировать. «Панихида» Станковича — очень мощный реквием. Она заставляет нас громко кричать, передает наш страх, гнев.

И, конечно, я очень рада сотрудничать с моей дорогой Богданой Пивненко, которая сыграет очень хорошее произведение Джона Корильяно — сюиту для скрипки с оркестром «Красная скрипка». С Джоном Корильяно мы познакомились и начали сотрудничать еще с моих студенческих времен, я часто дирижировала его произведениями в течение всей своей карьеры, поэтому хорошо знаю композитора. Кстати, фильм «Красная скрипка» (The Red Violin) снял наш друг, а мой муж, который в конце 1990-х был президентом Sony Classical Records, поручил Джону Корильяно написать саундтрек к «Красной скрипке». И именно за музыку к этой ленте Корильяно наградили премией «Оскар». Так что творчество Джона очень близко, дорого и мне, и моему мужу.

И, наконец, что может быть лучшим произведением для исполнения на бис, чем тема Джона Вильямса из «Списка Шиндлера»? Эта музыка идеально подходит завершению программы, потому что дает утешение, наполняет надеждой.

И я думаю, что слушатели в конце концов почувствуют подъем, и мы все вместе сможем получить настоящий катарсисный опыт.

— Что нужно делать на уровне культурной дипломатии, чтобы в нынешних сложных условиях голос Украины звучал мощнее?

— Я лично делаю все, что в моих силах, чтобы бороться за Украину на культурном фронте. Культурная дипломатия несет много смыслов. Культура может быть намного более мощным оружием, чем реальное оружие для убийства. Поэтому, воюя на культурном фронте вместе с коллегами-музыкантами из «Киевской камераты» и Ukrainian Freedom Orchestra, мы распространяем силу и красоту украинской музыки, продвигаем ее невероятно талантливых и отважных музыкантов. И я буду продолжать это делать, пока мы не победим. Мы продолжим это делать, конечно, и после победы, пока не восстановим все культурные институции в Украине, чтобы они снова процветали. Это моя миссия сегодня, и это всегда будет моей миссией.

Слава Украине! Героям слава!

Источник материала
loader