В четверг, 21 ноября, в нидерландской Гааге произошло то, чего многие надеялись избежать.
Впервые в истории Международного уголовного суда (МУС) этот орган выдал ордера на арест топ-чиновников государства, которое причисляют к "глобальному Западу", да еще и близкого союзника США.
Теперь любое из 120 государств-членов МУС (включая Украину) имеет обязательства арестовать израильского премьера Биньямина Нетаньяху, а также экс-министра обороны Йоава Галанта, если те окажутся на их территории, и выдать их в Гаагу.
И хотя решение суда об аресте еще не означает признания вины – но в случае задержания обвинительный приговор против них очень реален.
Но это – далеко не единственное последствие опубликованного ордера на арест.
Подробнее о решении и его последствиях, в том числе для Украины, читайте в статье редактора "Европейской правды" Сергея Сидоренко Гаага против Израиля: почему ордер МУС на арест премьера Нетаньяху бьет и по Украине.
Далее – краткое ее изложение.
Офис прокурора Международного уголовного суда смог убедить судей в том, что Нетаньяху и Галант, скорее всего, разделяют ответственность за масштабные военные преступления и преступления против человечности, совершенные израильской армией в секторе Газа во время операции возмездия за террористические акты, совершенные ХАМАС 7 октября 2023 года, и последующей зачистки Газы.
Решение МУС уже поделило мир.
Часть ведущих мировых игроков, прежде всего в США, объявила о предвзятости Международного уголовного суда.
В команде будущего президента Дональда Трампа уже пообещали жесткие ответные действия.
Но есть также государства, которые восприняли это как свидетельство того, что справедливость существует, а представители прозападных государств не имеют иммунитета за военные преступления.
Европа склоняется скорее к последнему подходу, но без энтузиазма.
Для Украины все это несет серьезные вызовы.
Во-первых, эти события способны подорвать авторитет решений МУС в мире.
В Европе уже есть государства, которые публично отказываются арестовывать Нетаньяху, несмотря на решение суда.
Это дополнительно подрывает наши усилия по обеспечению ареста Владимира Путина.
Во-вторых, это может ударить персонально по прокурору Международного уголовного суда Кариму Хану (ключевому лицу в расследовании российских преступлений), который и без того имеет серьезную проблему.
Кто-то подал на него жалобу якобы из-за сексуальных домогательств, что породило слухи о российской или иной спецоперации по его дискредитации.
Смена прокурора МУС посреди расследований для нас не будет положительным развитием.
И в-третьих, противодействие США может ударить по дееспособности Международного уголовного суда.
В Соединенных Штатах уже рассматривают идею введения санкций, и вопрос скорее в их объеме.
Если арестовать все долларовые счета и не позволять проводить никакие транзакции Международного уголовного суда в долларах или с конвертацией через доллар – то это станет серьезным ударом и сможет ограничить операционную деятельность Суда, прокурора МУС и следователей.
Украине, которая требует расследования новых международных преступлений россиян, это точно не на руку.
Подробнее – в материале Сергея Сидоренко Гаага против Израиля: почему ордер МУС на арест премьера Нетаньяху бьет и по Украине.