Богдан Драпятый, заместитель главы МВД: «Декларирование позволит гражданам легализировать имеющееся у них незарегистрированное оружие»
Богдан Драпятый, заместитель главы МВД: «Декларирование позволит гражданам легализировать имеющееся у них незарегистрированное оружие»

Богдан Драпятый, заместитель главы МВД: «Декларирование позволит гражданам легализировать имеющееся у них незарегистрированное оружие»

Богдан Драпятый, заместитель главы МВД: «Декларирование позволит гражданам легализировать имеющееся у них незарегистрированное оружие»

С 25 ноября в Украине начнется добровольное декларирование оружия, что позволит гражданам легализировать имеющееся у них незарегистрированное оружие. Это решение — важный шаг к упорядочиванию ситуации с оборотом оружия и созданию в государстве цивилизованных условий владения оружием. О деталях процедуры декларирования, статистике изъятия нелегального оружия и перспективах дальнейшего законодательного урегулирования гражданского оборота оружия ZN.UA рассказал заместитель министра внутренних дел Богдан Драпятый.

 

— Богдан Евгеньевич, каким образом война в Украине, особенно после полномасштабного вторжения РФ, повлияла на количество нелегального оружия в стране? Есть ли у вас точные статистические данные о росте его оборота?

— Спасибо. У нас по состоянию на сегодняшний день в установленном законодательством порядке зарегистрированы почти 1 миллион 400 тысяч единиц разных видов оружия.

— Оружия для охоты, я правильно понимаю?

— Да, обычно это оружие для охоты, для занятия стрельбой и так называемое травматическое оружие для самозащиты. Есть отдельные категории лиц, у которых есть право на это оружие.

— Например, журналисты.

— В частности, журналисты. То есть нарезного, гладкоствольного и травматического оружия у нас более миллиона единиц.

К сожалению, о статистике незаконного оборота оружия говорить сейчас сложно по понятным причинам. В частности, из-за продолжающейся горячей фазы полномасштабной войны России против Украины и огромной протяженности линии фронта (свыше 1000 километров). Но мы анализируем состояние криминогенной ситуации по разным видам преступлений и видим, к примеру, что с начала полномасштабной войны и по сегодняшний день она изменчивая.

Впрочем, есть негативная динамика роста незаконного оборота оружия. Если сравнивать, например, период полномасштабной войны с 2019 годом, то мы видим увеличение случаев изъятия незарегистрированного оружия у наших граждан.

— Речь о любом незарегистрированном оружии?

— Да, и не только об огнестрельном оружии, здесь также учитываются изъятые взрывные вещества, устройства, в том числе гранаты и заряды.

Так вот, если за 2019 год у нас было изъято автоматического оружия около 100 единиц, то в 2023-м уже изъято 1567 единиц оружия этого вида. Если говорить о гранатах, то в 2019-м правоохранители изъяли 2500 единиц, а за 2023 год — около 18 тысяч. То есть мы видим резкое увеличение показателей с началом полномасштабного вторжения.

— Заметили ли вы параллельно с этим увеличение количества преступлений с использованием незарегистрированного оружия?

— У нас есть статистика по статьям 263, 263-1 Уголовного кодекса Украины о незаконном обращении с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами. За этот год правоохранители возбудили 4700 уголовных производств по этим статьям. Конечно, до полномасштабной войны показатели были меньшими. Но из упомянутых 4700 уголовных производств по 3797 производствам вручены подозрения, 3212 дел уже направлены в суд. То есть дела расследуются, и опять же подчеркиваю, что ситуация контролируемая.

Конечно, фиксируются также случаи как совершения преступлений с применением огнестрельного оружия, так и его незаконного оборота. К сожалению, мы видим тенденцию к росту количества и этих уголовных правонарушений. Понятно, что больше всего такого оружия изымается в регионах, граничащих с районами ведения боевых действий. Это Донецкая, Харьковская, Запорожская и Днепропетровска области. Меньше всего изымается оружия на западе — в Закарпатской, Ивано-Франковской и Черновицкой областях.

— География в этом случае объясняет, откуда незарегистрированное оружие оказывается на контролируемой территории.

— Верно. Поэтому, если мы говорим о путях попадания оружия на всю территорию Украины, то это в первую очередь районы ведения боевых действий. Мы это видим, например, на блокпостах, находящихся в юго-восточных областях нашей территории. Это один из путей попадания оружия на контролируемую территорию Украины.

Другой путь — это организованные преступные организации, которые занимаются торговлей оружием. Мы видим случаи, когда переделанное или потерянное оружие оказывается на рынке оружия, например.

— Фиксируете ли вы случаи организованной продажи нелегального оружия?

— Однозначно такие случаи фиксируются. Национальная полиция Украины выявляет схроны оружия. К примеру, с 2019-го до 2022 года правоохранители фиксировали единичные факты выявления схронов, а уже в 2023 году их обнаружили 117. За десять месяцев 2024-го — 137 таких схронов, в которых хранилось 308 единиц автоматического оружия и 106 единиц другого огнестрельного оружия, 4136 гранат, 220 гранатометов, сотни тысяч зарядов и других боеприпасов, а также более тонны взрывчатых веществ.

Кроме этого, полицейские документируют торговцев оружием, выявляя каналы его распространения и, соответственно, изымая из оборота. За десять месяцев этого года было девять сотен попыток сбыта оружия и боеприпасов, во время чего из незаконного оборота изъяли 569 единиц оружия, 1,5 тысячи гранат, почти 200 килограммов взрывчатки.

— Звучит не слишком обнадеживающе…

— К счастью, прямого влияния на ухудшение криминогенной ситуации пока нет.

Мы не видим бандформирований, которые бы терроризировали население, осуществляли ракет, шантаж или совершали другие незаконные действия. Более того, если говорить о количестве таких преступлений, как разбои, грабежи, кражи, то в период полномасштабной войны мы, наоборот, наблюдаем его уменьшение. Так что нам удается оперативно реагировать на вызовы и держать ситуацию под контролем.

Сейчас создан Координационный центр по противодействию незаконному обороту оружия, возглавляемый министром внутренних дел, в который привлечены все правоохранительные органы, причастные к противодействию незаконному обороту оружия. Что также помогает нам на этом пути.

— Тем не менее мы ожидаем законодательных изменений, предусматривающих, что все же незарегистрированное оружие надо будет добровольно сдать государству. Что даст нам так называемый закон о декларировании оружия, вступающий в силу буквально на днях?

— Контроль над оборотом оружия — важная составляющая обеспечения безопасности в Украине. Это также приоритетный вектор работы Министерства внутренних дел, часть концепции «Безпекового середовища».

Закон о декларировании оружия — один из этапов, который мы внедряем для снижения количества преступлений, совершенных с его использованием, также он будет способствовать защищенности граждан.

Второй аспект — граждане, которые задекларируют найденное оружие, смогут его в дальнейшем законно хранить у себя.

— Здесь прежде всего речь о людях, у которых есть так называемое трофейное оружие, правильно?

— Нет, не трофейное, а найденное или полученное оружие, которое не зарегистрировано в Национальной полиции.

Трофейное оружие, то есть оружие, найденное на поле боя или изъятое военнослужащими, учитывается по отдельным нормативам и хранится в Вооруженных силах Украины.

В законе же о декларировании речь идет о найденном оружии, которое есть у гражданских лиц, но пока не зарегистрировано.

И чтобы гражданина не привлекли к уголовной ответственности за незаконное хранение этого оружия, мы и предлагаем ему сдать это оружие, задекларировав его в органах полиции, и на период военного положения, а также 90 дней после окончания военного положения, хранить его у себя.

Собственно, поэтому в этом законодательном изменении в первую очередь заинтересованы не сами правоохранители, а граждане, имеющие на руках незарегистрированное оружие.

Но, с другой стороны, эти изменения позволят правоохранительным органам, в частности Национальной полиции, усилить контроль над ситуацией с оборотом оружия и действительно понимать, сколько оружия есть на руках у наших граждан, знать, что это за оружие, и при необходимости идентифицировать его.

— Закон вступит в силу с 25 ноября. Какой будет процедура? Куда идти гражданам, чего ждать? К каким вопросам готовиться?

— Мы сделали процедуру декларирования оружия максимально простой и понятной: граждане в возрасте от 21 года, у которых есть незарегистрированное оружие, должны прийти в органы Национальной полиции, задекларировать это оружие и на период военного положения могут оставить его у себя на хранении. В этом же законе мы также предусмотрели, что после окончания военного положения граждане, при желании и при возможности, смогут это оружие переделать на разрешенные виды огнестрельные оружия, чтобы уже поставить его на учет как оружие, разрешенное к применению и хранению.

Конечно, если переделать оружие на разрешенные образцы невозможно, его придется просто сдать. Что, собственно, и действующее законодательство предусматривает.

Но в большинстве случаев, по сути, декларирование позволит гражданам легализировать имеющееся у них незарегистрированное оружие и законно его хранить на период действия военного положения.

Форма декларационной заявки максимально проста. Там просто надо указать, что оружие было найдено или получено в таком-то месте, в конкретную дату или промежутке времени.

Не все виды оружия будут подлежать декларированию, но, например, автомат или пистолет, которые сейчас не разрешены в обороте для гражданских лиц, можно будет задекларировать и оставить у себя на хранении. Также этим оружием можно будет воспользоваться для защиты от российских оккупантов.

Здесь не без исключений для людей с уголовным бэкграундом или лиц, совершавших домашнее насилие. Конечно, они задекларировать оружие не смогут.

Конечно же, мы также будем фиксировать идентификационные номера оружия, фотографировать его, но после этого отдавать назад гражданам до окончания военного положения. Оружие с признаками корректирования маркировки или ее уничтожения не будет подлежать декларированию.

Если лицо не захочет оставить найденное или полученное оружие на период действия военного положения, органы Национальной полиции примут его на добровольных началах, что исключает уголовную ответственность.

— Указанных законом 90 дней будет достаточно? Как вы оцениваете свою «пропускную способность» на случай, если желающих будет действительно много?

— С 25 ноября мы все усилия приложим для того, чтобы обеспечить простой доступный механизм декларирования для граждан. Так что обратиться можно будет в любой территориальный орган Национальной полиции, имеющий соответствующие возможности и ресурсы.

А уже через 90 дней после окончания военного положения, если гражданин захочет оставить это оружие у себя, переделав в другой вид разрешенного оружия, процедура будет несколько иной. Мы однозначно это оружие будем отстреливать, проверять по нашим стандартам, проводить баллистическую экспертизу. И только после того, как выясним, что это оружие не причастно к совершению правонарушений, вернем его нынешнему владельцу.

Но на первом этапе, более простом и более быстром, мы поставили цель вывести из незаконного оборота огнестрельное оружие, которым уже владеют люди, вывести его из так называемой тени и проинформировать владельца такого оружия об установленных правилах его ношения, хранения и перевозки для защиты его и окружающих.

— Богдан Евгеньевич, а если не придут?

— Может и такое быть. Но сейчас владельцам незарегистрированного оружия угрожает ответственность по статье 263 Уголовного кодекса — от 3 до 7 лет лишения свободы. Добровольное декларирование или сдача избавит их от этого риска, и это весомый, по моему мнению, аргумент.

— Добровольное декларирование — это наше украинское ноу-хау? Что об этом говорит мировой опыт, в частности в поствоенных странах?

— Конечно, мы в Министерстве внутренних дел и Нацполиции тщательно изучаем международный опыт регулирования оборота огнестрельного оружия. Что мы видим? Например, в развитых европейских странах (Австрии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Италии, других) законодательство очень жесткое, и заметен тренд на его усиление. Если мы посмотрим на законодательство поствоенных стран (Боснии и Герцеговины, Хорватии, Сербии и других), то увидим разные подходы и шаги, которые лишь частично можно адаптировать под наши реалии. Прежде всего к решению проблемы они обычно приступали уже после завершения боевых действий, внедряли такие механизмы, как выкуп оружия и программы амнистии оружия, проводили разные информационные кампании, которые поощряли граждан сдавать незарегистрированное оружие.

Так что на основе их опыта мы внедрили уникальный вариант и пошли путем декларирования. Ни в одной стране мы не увидели такого механизма. Почему мы пошли по этому пути? Мы понимаем, что ожидать окончания полномасштабной войны для решения этого вопроса нерационально.

Если помните, то статью 263 Уголовного кодекса Украины в начале полномасштабной войны изменили таким образом, чтобы лицо не несло уголовную ответственность в случае, если оно добровольно сдало оружие. Мы посмотрели статистику, насколько наши граждане добровольно сдают все оружие. К сожалению, она невысока — около тысячи единиц огнестрельного оружия в год.

Мы однозначно ожидали другой порядок цифр. Потому что, также напомню, в начале марта 2022 года был принят Закон «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины», который предоставил право органам государственной власти выдавать нашим гражданам оружие для отпора вооруженной агрессии России.

Этот путь оказался правильным, благодаря ему нам удалось мобилизовать гражданских лиц, хотевших защищать наше государство. В основном все выданное оружие МВД и полиция учли, эта информация есть. Впрочем, мы не исключаем случаев, когда по разным причинам в начале полномасштабного вторжения должным образом документы о выдаче оружия гражданским не оформлялись, так что сейчас граждане имеют право оформить на это оружие соответствующие документы, а после окончания военного положения вернуть его законным образом государству.

— Вы упомянули о выкупе как одном из путей, по которому шли другие поствоенные страны. Почему решили не выкупать?

— В случае выкупа существует всего один покупатель — государство. Мы все-таки даем людям возможность это оружие оставить у себя, переделать на разрешенные образцы, зарегистрировать, а затем при желании они смогут его продать. И не государству, которое гарантированно предложит минимальную цену, а заинтересованным покупателям, по рыночной цене. Возможность продажи заложена в наш вариант, но она не единственная, оружие разрешенных видов можно будет оставить себе.

— Что об этой инициативе думают наши партнеры и союзники? Их предложенный вами путь устраивает?

— Вполне. Мы подробно обсуждали этот механизм и видим поддержку. Но  только его для построения эффективной системы недостаточно. Тут чрезвычайно важным этапом станет и принятие законопроекта о праве на гражданское огнестрельное оружие (реестр. №5708). К сожалению, на сегодняшний день Украина единственная среди европейских стран не урегулировала вопрос оборота оружия на уровне закона. Это, скажем так, вызывает удивление у наших партнеров.

— Что именно будет предусматривать этот законопроект?

— Это проект базового закона, регулирующего оборот гражданского огнестрельного оружия. Он определит порядок получения в собственность огнестрельного оружия, порядок его хранения, транспортировки и изъятия. Также он определит категории оружия, которое может быть у граждан. По сути, он аккумулирует в себе все то, что сейчас определяется массой разных нормативных документов. Конечно же, это не совсем правильно, потому что наша Конституция требует, чтобы вопрос собственности определялся у нас на уровне закону, и право собственности на оружие не исключение. В европейских странах аналогичные законы приняты очень давно, где-то с начала прошлого столетия.

Поэтому нам необходимо отказаться от устаревшего законодательства и пойти путем, которым шли все европейские государства, — на уровне закона урегулировать эти правоотношения.

Соответствующий законопроект есть (№5708). Его приняли в первом чтении за день до полномасштабного вторжения. Как вы понимаете, в связи с коренным изменением ситуации в стране он потребовал усовершенствования, но и эту работу в тесном сотрудничестве с народными депутатами и экспертами мы провели. Так что сейчас надеемся на это, вне сомнения, историческое решение, к которому Украина шла все эти 33 года. А главное, появление цивилизованного законодательного регулирования оборота оружия будет стимулировать граждан к добровольному его декларированию, поскольку определит базовые правоотношения по состоянию на сегодняшний день и перспективы их развития в будущем.

— Предусматривает ли законопроект какие-либо изменения в части легализации оружия?

— Сразу подчеркну, что в Украине уже легализованы некоторые виды оружия, о чем мы упоминали. Но я понимаю, о чем вы, — о расширении прав на владение короткоствольным огнестрельным оружием.

Сейчас нам трудно предсказать, каким будет украинское общество после войны. Это травматический опыт, который нельзя игнорировать. Как нельзя и спорить с тем, что вопросы личной безопасности для большинства стали основополагающими.

Путем компромиссов с народными депутатами в упомянутом законопроекте №5708 ко второму чтению мы подготовили норму, что гражданин Украины может иметь право на владение короткоствольным пистолетом, хранить его дома, применять его для самозащиты, а также для обучения в тирах, с правом транспортировки (например в тир), но без права скрытого ношения. Также мы предложили отложить эту норму на некоторый период времени.

Во-первых, это время нам нужно, чтобы оборудовать так называемые зоны, свободные от оружия (школы, больницы, государственные органы и так далее), арочными металлодетекторами. Во-вторых, чтобы подготовить достаточное количество учебных тиров для людей, которые хотят владеть таким оружием. Внедрить саму систему обучения, прозрачных экзаменов. На все это требуется время, но все эти меры необходимы, чтобы минимизировать возможные риски.

— Работы впереди много…

— На самом деле сделано также немало, и мы уверенно движемся вперед.

С июня 2023 года действует Единый реестр оружия и электронный кабинет владельца оружия, что существенно упростило для граждан подачу документов на получение или продление разрешений. В ближайшее время соответствующая опция появится и в приложении «Дія», что позволит людям все необходимые разрешения иметь при себе, а также получать напоминание об окончании срока разрешения на оружие.

Да и расти есть куда. Опрос, который мы провели среди пользователей электронного кабинета, показал, что граждане хотели бы видеть в его функционале карту с тирами и стрельбищами, мастерскими по ремонту оружия, магазинами оружия. Есть высокий спрос на продолжение цифровизации услуг, поэтому это наш безоговорочный приоритет во всей системе органов МВД, определенный министром Игорем Клименко. Это все мы будем развивать, поддерживать диалог с обществом и готовить основу для цивилизованных условий владения оружием.

 

Коммуникационная кампания осуществляется в рамках внебюджетного проекта Секретариата ОБСЕ «Поддержка укрепления потенциала государственных органов власти Украины в предотвращении и борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ во всех его проявлениях», который финансируется Европейским Союзом, Финляндией, Францией, Германией, Нидерландами, Норвегией, Словакией и Польшей, а также при поддержке Литвы и Испании. Проект внедряется в партнерстве с Министерством внутренних дел, Национальной полицией, Государственной пограничной службой и Государственной таможенной службой Украины.

Источник материала
loader
loader