Сами вырастили, сами продали: как школьники учатся бизнесу с проектом "Умный огород"
Сами вырастили, сами продали: как школьники учатся бизнесу с проектом "Умный огород"

Сами вырастили, сами продали: как школьники учатся бизнесу с проектом "Умный огород"

Кто-то из детей выращивает микрозелень, кто-то в селе – тыквы и овощи борщевого набора. Затем самостоятельно продают выращенное. Тогда, в 2020 году, организаторы «Умного огорода» - украинская агропромышленная компания «Континентал Фармерз Групп» – ставили перед собой амбициозную цель: заинтересовать молодежь агрономией, а затем обучать основам растениеводства и бизнеса.

И дело пошло: сейчас школьники не только выращивают растения, но и находят покупателей, реализуют продукцию, откладывают средства на новые семена и, как минимум, 10% прибыли направляют на благотворительность. Дети начали выращивать микрозелень, продавать ее – и уже собрали на несколько дронов. А из овощей, которые выращивали участники проекта в селах, – начали производить сухие супы для военных.

Сегодня в проекте "Умный огород" - более 300 школьников в селах, которые выращивают овощи на открытом грунте, 17 городских школ занимаются микрозеленью, а еще несколько десятков стоят в очереди на участие в проекте. Школьных команд может стать еще больше, но при поддержке партнеров.

Подробности о бизнес-проекте для детей, основах предпринимательства, заработанных средствах и расходах Коротко про рассказал координатор проекта Роман Коминярский.

"Главное - не только научиться выращивать растения, но и заниматься бизнесом"

Роман Коминярский держит пакетик борща, овощи для которого дети вырастили и высушили самостоятельно. Фото: предоставлено Романом Коминярским

- Роман, когда вы начинали проект, какую именно цель ставили перед собой?

- Наша компания "Континентал Фармерз Групп" – это одна из крупнейших компаний в Украине, которая занимается сельским хозяйством, и мы стараемся тесно сотрудничать с общинами, где арендуем землю, у нас много проектов.

Пять лет назад мы решили сделать проект для молодежи из сел, где мы арендуем землю. Решили их обучать базовым агрономическим знаниям. Сначала хотели продемонстрировать, что даже в селе, выращивая нишевые культуры вроде мальв и календулы, можно зарабатывать достойные деньги. У нас были достаточно интересные случаи: например, один из участников проекта в 2020 году насушил цветов на 20 тыс. грн – приличная сумма для восьмиклассника за 1,5 месяца.

Потом началась война, и лечебные травы несколько утратили актуальность, поэтому мы решили отойти от идеи зарабатывания средств (хотя она до сих пор у нас есть), а увлечь детей идеей социальной ответственности. Тогда мы решили вместо лекарственных трав обратить внимание на культуры, из которых можно приготовить что-нибудь вкусное и передать нашим военным.

В частности, начали выращивать овощи борщевого набора и для изготовления цукатов (из тыквы). Также выращивали такие непопулярные у нас культуры, как арахис, – из микса орехов делали сладости для военных.

В этом году у нас уже 300 участников, проект вышел из 5 областей, с которых начинался, и стал всеукраинским. Теперь у нас участники от Закарпатской до Харьковской области.

– А как появилась идея заниматься микрозеленью?

– Это своеобразная адаптация проекта в городские условия, где нет доступа к открытой почве, но есть много амбициозной молодежи. Пофантазировали и стали выращивать в городских школах микрозелень на специальном оборудовании.

Выходит, теперь две вехи проекта – для села и для города. Городскому проекту (микрозелень) – неполный год. Мы начинали с одной школы, а сегодня есть 17 из разных городов Украины – Киева, Полтавы, Умани, Тернополя, Ужгорода.

Этот проект мы рассматриваем как бизнес-конструктор. Основная его суть не столько в том, чтобы научить молодежь выращивать микрозелень, сколько научить их заниматься бизнесом.

И все получается, потому что мы создаем бизнес-среду. За все процессы отвечают дети, начиная от производства (а для этого нужно наладить закупку семян, научиться упаковывать, думать о маркетинге, продажах, учете средств) и до реализации.

За любые проблемы, которые возникают (а они возникают, потому что это бизнес), также отвечают дети. К примеру, участники бизнес-конструктора «Умный огород микрозелень» столкнулись с периодом отключения света и, как настоящие бизнесмены, должны были найти решение, как наладить свою работу.

В проекте тоже есть история с социальной составляющей. По условиям часть прибыли дети направляют на благотворительность, мы не регламентируем, куда именно, но ве идет на ВСУ. Некоторые дети перечисляют средства на сборы знакомым или родителям, которые служат. Есть школы, которые собирают деньги на общую монобанку – они недавно собрали на два fpv-дроны и уже передали их военным.

Вырастили продукцию, продали – собрали деньги на два fpv-дрона для военных. Фото: предоставлено Романом Коминярским

Дети работают в команде, меняясь ролями, – а затем делают то, что лучше получается

– А кто-то из взрослых помогает детям? Ведь и вырастить растение, чтобы оно дало плоды, сложно, да и реализовать продукцию тоже не просто.

– У нас одно из основных правил, что для села, что для города – проект “Умный огород” для детей, взрослые в нем не участвуют. В селе выделяется участок, на котором нужно работать ребенку. Он достаточно небольшой, 2-3 сотки, но его нужно подготовить: вспахать, подготовить под посев – на этом миссия взрослого заканчивается.

Некоторые участники находятся близко к нам, в Тернопольской области, и туда мы можем ездить часто. Если это Харьковская область, туда привезти агронома, чтобы он мог осмотреть участок ребенка, достаточно сложно. Такой участник проекта может рассчитывать на агрономическое сопровождение онлайн. Но вообще наш проект - микс офлайн и онлайн коммуникаций с детьми.

То же с городом. В школах, где выращивают микрозелень, у нас есть местный координатор. Обычно это учитель трудового обучения или биологии, но он не решает проблемы детей. Если команда вырастила растения, но не умеет их продать, это проблема команды, а не учителя трудового обучения. Взрослые нужны только для того, чтобы я плюс-минус понимал, как справляется команда, если речь идет о микрозелени.

Там, где открытая почва, взрослый нужен для более легкой коммуникации. К примеру, мы говорим учителю, что приедем провести тренинг, просим собрать участников проекта.

Цукаты из тыквы – тоже произведены и упакованы школьниками. Фото: предоставлено Романом Коминярским

– Но дети могут работать только в команде?

– С микрозеленью - только так. Они должны работать в команде, у них даже роли распределены. Сначала каждый школьник пробует все: сеет, продает, рекламирует, а затем закрепляются роли. Кто-то будет только сеять, мы называем их агрономами, кто-то будет заниматься продажами, кто-то – доставлять микрозелень в рестораны, кто-то будет заниматься ведением соцсетей.

Та же история с селами. У нас есть требование – мы берем школьников в проект, если они собрали в команду хотя бы 5 человек на базе одной школы или в одном селе. Они могут выращивать урожай, борщевые культуры на общем участке у кого-то из участников или в школе, если такой участок есть. А могут выращивать овощи в своем огороде – здесь мы уже не регламентируем.

– А еще по поводу продаж, той же микрозелени. Это нужно не просто вырастить, а договориться с каким-то рестораном, чтобы они ее покупали. Дети сами договариваются с ресторанами без помощи взрослых?

– Да, для многих это самый сложный момент. Можно научиться выращивать растения, а вот упаковать свой продукт и предложить потенциальному покупателю – здесь уже нужно решиться. Но да, этим тоже занимаются дети.

Иногда это выглядит так: мы упаковали продукцию, чтобы дать на пробу, знаем, что возле нашей школы есть кафе, пиццерия, ресторан, и идем туда. Рассказываем о себе, своем проекте, предлагаем сотрудничество – и ждем ответа.

Иногда это происходит в телефонном формате, иногда клиенты сами приходят, когда увидят детей в социальных сетях. Очень помогают СМИ. К примеру, начинает работать проект в Хмельницком – на следующий день о нем пишут все местные издания. Часть рестораторов их читает и понимает: классно, теперь можем покупать микрозелень не у какого-то предпринимателя, а в рамках социального проекта. Бывает по-разному.

Иногда с продажами сложно. Здесь наверняка, как в любом бизнесе, сложность не столько в производстве, сколько потом в продаже. Но дети учатся справляться с возникающими трудностями – так и рождаются предприниматели.

- Правда ли, что некоторые участники команды "Умного огорода" проводят даже мастер-классы для учащихся младших классов?

- Да, это дело, которое мы не предполагали, но рады, что дети готовы делиться знаниями. Нужно понимать, что выращивание микрозелени красиво выглядит. Заниматься этим в школе так, чтобы остальные ученики об этом не узнали, почти невозможно. Поэтому, конечно, младшие школьники, не участвующие в проекте, интересуются им. И если у команды есть опыт, почему бы им не поделиться?

Недавно одна команда придумала проводить тренинги. Поскольку цель проекта - научиться зарабатывать деньги, делать это можно несколькими путями. Можно просто выращивать и продавать растения, можно проводить тренинги для взрослых – такие курсы можно продавать. Это уже образовательная история и еще один способ заработка. Также можно производить сопутствующие товары. К примеру, формировать наборы семян и продавать их. Каждая команда по-своему креативит.

Городские школьники учатся выращивать и продавать микрозелень. Фото: предоставлено Романом Коминярским

"Команда и школа должны быть готовы к трудностям"

– Кроме аграрных навыков, дети приобретают и волонтерский опыт. Расскажите об этом. Что они делают, что выращивают?

– Они выращивают по селам культуры борщевого набора – это все овощи, необходимые для приготовления борща: свекла, морковь, фасоль, капуста, картофель… Часть своего урожая дети передают нам – мы передаем подрядчику, который правильно их готовит: высушивает, формирует наборы – и в таких специальных пакетах их передают военным. Такие борщи и супы очень легко готовить: открываете пакетик, заливаете туда кипяток, закрываете пакет – и через 10 минут можно смаковать.

Арбуз – тоже школьники вырастили. Фото: предоставлено Романом Коминярским

Арбуз – тоже школьники вырастили. Фото: предоставлено Романом Коминярским

В этом году у нас также будут фрипсы из красной свеклы (дети уже передали часть овощей) и тыквенные цукаты. Дети выращивают тыквы – подрядчик делает из них цукаты – сладости мы передаем военным. Это работа на открытом грунте.

Если говорить о городской версии проекта, там социальный аспект другой: дети заработали деньги, направили определенную сумму на благотворительный сбор или собрали средства и приобрели дрон для военных.

– 10% заработка дети отдают на благотворительность?

– На самом деле больше. 10% от заработка – это официальное требование и минимальная сумма. Но большинство команд направляют больше средств. Есть команды, которые 10% направляют, есть те, кто более 50%, а есть отдающие 100% (минус себестоимость, часть заработка нужно потратить на закупку семян и расходных материалов).

С января, когда стартовал городской проект, мы начинали работать с одной школой, сейчас уже работаем с 17 школами. Если учитывать, что это не сразу 17 школ, то наш общий оборот с 1 января по 1 октября составил 250 000 грн. По меньшей мере, 25 000 было направлено на благотворительность, но на самом деле гораздо больше. Кстати, рекордный месячный заработок команды на микрозелени – 12 000 грн, средний – 6000+ грн.

– А дети какого возраста могут участвовать в проекте?

– Обычно с 7-го по 11-й класс.

- Кто финансирует участие школ в проекте – ведь оборудование, все материалы, пожалуй, дорого?

– У нас есть правило: для школ проект должен быть бесплатным, тем более для государственных. Но оборудование стоит денег. Нас хорошо поддерживает последние два года Посольство Королевства Нидерландов. Отчасти благодаря их поддержке нам удается масштабировать и один, и другой проекты. Конечно, финансирует проект компания "Континентал Фармерз Групп". Однако мы масштабируемся, привлекаем новых партнеров. Это может быть украинский бизнес, необязательно аграрный.

- Многие желают присоединиться к вашему проекту сегодня?

– Регистрируется очень много школ, в очереди на проект – несколько десятков. Кто-то не подходит из-за невозможности соблюдать условия, кто-то по другим причинам. Но мы присылаем каждому регистрируемому на проект небольшой экспериментальный набор. Благодаря ему можно вырастить зелень на подоконнике. Это не то же, что участие в проекте, но отчасти свой интерес к выращиванию растений можно удовлетворить.

Проект смотрится красиво, но он достаточно сложен. Нужно, чтобы школа и команда были готовы к трудностям. Если школа твердо решила, что хочет участвовать в проекте, мы ее ставим в список и пытаемся найти профинансирующего ее партнера. Сейчас работаем в этом формате.

Занятия по выращиванию микрогрина детям нравится. Фото: предоставлено Романом Коминярским

Конкретно

– Как принять участие в проекте "Умный огород"?

- Нужно зарегистрироваться на сайте, там указаны необходимые критерии. Нужна команда, которая готова за это взяться. В школе важно иметь помещение, которое плюс-минус отвечает определенным критериям.

Сейчас у нас готовится третий этап "Умного огорода" – это будут образовательные курсы в онлайн-формате и офлайн. Онлайн будут проходить небольшие лекции по разным направлениям – курс "Продажи", курс "Маркетинг", курс "От идеи до стартапа". Кроме того, что дети приобретают практические навыки, хотим сформировать теоретический фундамент, чтобы дети могли применить новые знания на практике и улучшить свой результат. Наша идея – учить молодежь быть успешными предпринимателями.

Офлайн – это тренинги в формате путешествующих учителей. Офлайн-история больше ориентирована на села, это будут просветительские лекции, тренинги. Учитель приезжает в конкретное село, где есть наши участники, проводит тренинг и едет в другое село.

А недавно мы провели первый тренинг по финансовой грамотности.

Такую рассаду вырастила участница проекта. Фото: предоставлено Романом Коминярским

Теги по теме
Бизнес
Источник материала
loader