Государство или военные: кто лучше знает, как покупать для Вооруженных сил?
Государство или военные: кто лучше знает, как покупать для Вооруженных сил?

Государство или военные: кто лучше знает, как покупать для Вооруженных сил?

Государство или военные: кто лучше знает, как покупать для Вооруженных сил?

Закупки товаров для потребностей обороны — тема, постоянно привлекающая немалое общественное внимание. Из-за закрытых процедур, продолжительного процесса обеспечения и сложного рынка в медийном пространстве часто можно встретить критику той или иной организации, которая покупает для армии. И это мы еще не учитываем коррупционные риски.

У государства есть неотложная необходимость быстро, эффективно и прозрачно расходовать средства на оборонку, ведь это касается обеспечения армии, а следовательно, нашей национальной безопасности. Существуют варианта того, как государство покупает для армии, — централизованные и децентрализованные закупки. У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Как работают централизованные и децентрализованные оборонные закупки?

На централизованном уровне закупки осуществляет Министерство обороны через свои агентства. То есть таким образом обеспечивается вся наша армия. Это сложный, бюрократический и продолжительный процесс. Ведь надо собрать информацию о потребности, агрегировать ее, закупить большие партии, обеспечить логистику, привезти в Украину, отгрузить непосредственно в воинские части. Это позволяет время от времени получить лучшие цены за счет масштаба, но на практике такие процедуры могут продолжаться несколько месяцев.

Децентрализованные закупки — это когда часть или подразделение на локальном уровне самостоятельно закупает необходимые для себя товары. Ведь на местах они лучше понимают потребности и могут значительно быстрее их закрыть. Понятно, это не касается тяжелого вооружения. Но горючего, электроэнергии, дронов и другого «легкого» военного оснащения — да.

Преимущества и подводные камни децентрализованных закупок для армии

Силы обороны Украины насчитывают сотни разных воинских частей, каждая из которых может покупать товары для своего личного состава. В частности, дроны нужны на фронте всегда, ведь это расходный материал. Ожидать, пока государство закупит партию в тысячу беспилотников для многих подразделений и распределит ее, долго и неэффективно. Поэтому подразделения активно покупают БПЛА (и не только) самостоятельно, поскольку у них есть на это соответствующие средства.

Воинские части оперируют своими децентрализованными бюджетами, которые формируются в результате перераспределения налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Часто это очень значительные средства, которыми можно закрыть локальные потребности подразделений.

Но не все так просто. Согласно штатному расписанию, в воинских частях нет должности закупщика. Некоторые, конечно, ищут специалистов и оформляют под другими специальностями. Но это несистемная история. Вместе с тем военным постоянно требуются разные товары — одежда, продукты питания, электроэнергия, канцелярия и, конечно, военное оборудование.

Купить все это — не просто пойти в магазин. Процедура закупки за государственные средства требует подготовки множества документов и может длиться около месяца. Так что мы снова упираемся в нехватку времени и экспертизы.

Закупки в электронном каталоге Prozorro Market

С начала полномасштабной войны все более популярным среди публичных заказчиков становится электронный каталог Prozorro Market. Этот инструмент для закупок работает по принципу интернет-магазина. Он максимально упрощает и ускоряет закупочный процесс, ведь там уже есть готовые необходимые документы, типовые договоры и т.п.

Каталог администрируют централизованные закупочные организации, в частности «Профессиональные закупки». Именно они проверяют поставщиков и расширяют ассортимент. В 2024 году более 270 воинских частей закупали разные товары через е-каталог Prozorro Market. Инструмент позволяет приобрести необходимое через несколько дней и сэкономить средства благодаря высокой конкуренции. Например, дроны в Prozorro Market продают более 100 разных поставщиков. Так что их активно покупают не только военные подразделения, но и громады, передавая потом армии.

Не хлебом единым. Военное оборудование в е-каталоге

Самым популярным товаром для армии в Рrozorro Market являются именно беспилотники — Mavic, FPV, Phantom и другие. За время полномасштабной войны через е-каталог приобрели свыше 25 тысяч разных БПЛА стоимостью 2 млрд грн. Сэкономить удалось более 200 млн грн. В целом по состоянию на сентябрь 2024 года две трети всех закупок дронов за государственные средства происходят в электронном каталоге Prozorro Market.

Также через инструмент покупают военные очки, противошумовые наушники, пульты управления дронами, портативные радиостанции, ретрансляторы, приборы ночного видения, оптические прицелы и т.д.

То есть там есть большой спектр нелетальной военной номенклатуры, которую активно закупают воинские части. Ведь для покупки в электронном каталоге не нужно много времени и сил на подготовку. Однако они позволяют оперативно приобрести качественный товар у проверенного поставщика, сэкономив при этом средства.

Выводы и намек на дальнейшие планы

Оборонные закупки — сложный комплексный процесс. Потребности разного формата и масштаба стоит закрывать различными путями, чтобы максимально эффективно обеспечивать армию. Конечно, сложно представить ситуацию, когда подразделения покупают тяжелое вооружение по несколько единиц каждое само для себя. Это крайне неэффективно, с закупочной и военной точки зрения.

Но если путь можно где-то упростить, избавиться от лишней бюрократии и сделать более прозрачным, это следует делать. Prozorro Market — решение, доказавшее свою эффективность для закупки продуктов, электроэнергии, топлива, дронов и прочего военного оборудования. Ведь инструмент обеспечивает более гибкий подход к закупке. В скором времени ассортимент продукции двойного назначения в Prozorro Market может еще расшириться. Но об этом позже.

Источник материала
loader