Новая надежда: реанимирует ли государство рынок баллонного газа?
Новая надежда: реанимирует ли государство рынок баллонного газа?

Новая надежда: реанимирует ли государство рынок баллонного газа?

Новая надежда: реанимирует ли государство рынок баллонного газа?

В августе 2024 года Кабинет министров издал постановление «О реализации экспериментального проекта по распределению гуманитарной помощи, поступающей в виде сжиженного газа для удовлетворения потребностей бытовых потребителей в условиях военного положения». Инициировало проект Министерство реинтеграции Украины, контроль и непосредственное участие — за Министерством энергетики. Идея, возникшая в результате многочисленных переговоров о сотрудничестве с иностранными донорами и спонсорами, может придать мощный импульс развитию перспективного рынка баллонного газа. Впрочем, предложенные механизмы содержат коррупционные риски, ставящие под угрозу успешную реализацию эксперимента.

Цель проекта — обеспечить незащищенные слои населения прифронтовых регионов — Донецкой, Сумской, Харьковской и Херсонской областей — бесплатным пропан-бутаном на зимний период. Говорят, впервые идея возникла в ходе встречи представителей Украины и Саудовской Аравии. Тогда саудиты сказали, что могут предоставить гуманитарную помощь в виде пропан-бутана.

Знаменитые «спецы»

Мощный всплеск популярности баллонный газ пережил после начала большой войны, но, в отличие от объемов, уровень цивилизованности этого рынка остался низким.

До 2019 года государство дотировало потребителей коммунального пропан-бутана путем продажи на специализированных аукционах специализированным компаниям части ресурса государственных производителей по льготным ценам. В отраслевых кругах такие торги называли «спецами». Чтобы оказаться в перечне покупателей, надо было пройти девять кругов ада, но иногда и это не помогало. В основном это были региональные газораспределительные компании, более известные как облгазы, наследники советской системы распределения сжиженного газа. Именно они выкупали спецгаз, заправляли его в баллоны и везли потребителям.

В 2019-м произошел законодательный коллапс в расчете цен для спецаукционов, и поставка льготного газа затормозились. А позже правительство внедрило реформу рынка топлива, заставившую владельцев хранилищ нефтепродуктов, LPG в том числе, провести техническое дооснащение баз. Облгазы, которые и без того дышали на ладан, просто прекратили деятельность.

Таким образом, история спецгаза, продолжавшаяся с 2004 года, остановилась, а пользователи баллонов остались с проблемой обеспечения газом один на один. Компаний, которые бы хотели инвестировать в развитие заправки баллонов, почти нет, ведь для вхождения в легальную плоскость этого сектора необходимо инвестировать немало денег и нервов в инфраструктуру, работать с потребителем ультраэкономсегмента, нести возложенное законом бремя ответственности за пользователей.

Львиную долю баллонного газа сейчас заправляет полтавская компания «Надежда». Однако мощности полтавского оператора ограничены и могут удовлетворить разве что потребителей в непосредственной близости к газонаполнительным пунктам компании. Также на заправках «Надежды» можно обменять свой пустой баллон на полный, но, опять-таки, это не самый удобный способ для многих пользователей.

Самым распространенным вариантом стала заправка баллонов на АЗС. Законом это запрещено, но это наиболее удобно и фактически не имеет альтернативы. Именно из-за стихийного характера заправки и бесконтрольности использования в 2022–2023 годах фиксировалось много инцидентов с баллонами разного калибра и применения.

ENKORR

Рынок заново

И вот сегодня на горизонте появилась перспектива возрождения цивилизованной системы поставок коммунального газа населению. Один из основных вопросов: сколько необходимо газа в рамках экспериментальной программы?

Получателями льготного ресурса Кабмин назначил уязвимые слои населения четырех областей, которые к тому же проживают в местности, где нет доступа к природному газу. Это многодетные семьи, семьи с детьми с инвалидностью, малообеспеченные семьи с детьми, родители-воспитатели и опекуны, одинокие матери или родители с ребенком, лица преклонного возраста, беременные женщины, лица с инвалидностью, ветераны войны и члены их семей. На каждое домохозяйство программой планируется выделить 63 кг пропан-бутана в квартал, или по одному 50-литровому баллону в месяц. Для семьи из четырех человек этого достаточно для приготовления пищи.

Фактическими операторами программы являются областные военные администрации. Именно сейчас ОВА оценивают потребность, которая потом будет подана под удовлетворение.

«У администраций разные подходы, кто-то считает владельцев баллонов, кто-то подсчитывает количество социально незащищенного населения», — говорит один из участников совещаний по планированию гуманитарной программы.

По слова другого участника, итоги будут подводить в октябре.

Предполагается, что объявленный спрос будут закрывать в два шага: основной объем поставит Saudi Aramco, а в случае нехватки ресурсом помогут государственные «Укрнафта» и «Укргаздобыча». Постановлением компаниям предусмотрена компенсация из бюджета по рыночным ценам.

«На одном из совещаний звучала цифра около 2000 тонн от саудитов на весь отопительный сезон. Вроде бы они могут и больше, но хранить большие запасы опасно», — говорит знающий о подготовке работник одного из министерств.

«Укрнафта» постановлением назначена также ответственной за логистику гуманитарного газа от границы до газонаполнительных станций (ГНС) или газонаполнительных пунктов (ГНП).

Оценить базу абонентов сложно еще и потому, что пользователями программы могут быть не только существующие владельцы баллонов, но и новые абоненты, которые самостоятельно приобретут себе емкость или получат от государства. Кстати, собственно сами баллоны постановлением также относятся к гуманитарке и могут быть импортированы из-за рубежа по разным программам помощи. Соответствующие переговоры уже ведутся с USAID и комитетом Красного Креста.

ENKORR

«Впрочем, администрации доносят до потенциальных потребителей: если бесплатных баллонов не будет, то покупайте сами, мы вам заправим», — говорит собеседник enkorr.ua.

Собственно, механика распределения — это тоже очень интересный и комплексный вопрос. Баллоны надо наполнять на специальных мощностях, развозить спецтранспортом, иметь специфическое оборудование для осуществления квалифицированного сервиса тары. Поиск организаций, которые организуют доставку газа от хранилища до абонента, также возложен на ОВА. Сейчас продолжаются переговоры. Однако выбор небольшой. Инфраструктура облгазов разрушена если не война, то временем, персонала там давно нет. У многих компаний, оперирующих в Украине, нет всех необходимых разрешений, так что рассматривать их как провайдеров гуманитарного газа можно лишь условно.

По словам главы газового направления единственной крупной компании-оператора баллонного газа «Надежда» Станислава Батраченко, его предприятие также ведет переговоры с ОВА.

«Простейший вариант — провести тендер на услуги в каждой области», — говорит С.Батраченко, сразу добавляя, что полностью легальных и состоятельных компаний в этих областях нет.

На вопрос, потянет ли «Надежда» гуманитарную программу самостоятельно, руководитель говорит, что, скорее всего, да. «Главное — обеспечить людей баллонами. Когда будет парк баллонов, то остальное — дело техники, она отработана», — объясняет специалист.

Он также рассказал, что, кроме доставки баллонов, есть вариант выезда специальным транспортом с дальнейшим наполнением баллонов потребителей на месте. При этом существует возможность проверить исправность баллона. Батраченко говорит, что переговоры о закупке такого транспорта также ведутся в рамках проекта.

Удержать газ в баллоне

Проект породил немало обоснованного скепсиса в газовых кругах. Самый главный вопрос, возникающий у любого причастного к сжиженному газу, — точность контроля целевого потребления газа. Именно льготный газ со спецаукционов, который перепродавался простым коммерсантам по рыночным ценам, стал фундаментом печально известной империи Сергея Курченко. Соблазн отщипнуть бесплатного газа и сейчас будет чрезвычайно большим.

По словам участника межведомственных совещаний в рамках экспериментального проекта, представитель одной ОВА оценил потребность региона в 100 тыс. баллонов.

«Это примерно в десять раз больше, чем максимальное количество профессиональных игроков рынка», — говорит собеседник. Впрочем, он сразу замечает, что это не говорит о каких-то плохих намерениях, а может только свидетельствовать об оторванности чиновников от сферы коммунального газа.

Контроль над оборотом газа возложен на Министерство энергетики. Постановлением предусмотрены формы поименных отчетов по заявкам абонентов и выдачам наполненных баллонов. По мнению предпринимателей, имеющих опыт работы в баллонном бизнесе, отследить, сколько реально было заправлено газа в баллоны, будет чрезвычайно сложно.

Один из выходов Батраченко усматривает в передаче ОВА не газа для дальнейшего распределения выбранными операторами, а уже заправленных баллонов. В этом случае ответственность сместится именно на ГНП частных компаний.

«Для предприятий с налаженной отчетностью это не проблема», — говорит он.

***

Сжиженный газ — это мобильный и эффективный энергоноситель, для транспортировки и хранения которого существует инфраструктура в Украине. Опыт многих стран мира показывает, что баллонный газ — очень перспективный сектор рынка LPG. В Украине он запущен из-за полного отсутствия внимания со стороны государства. Эксперимент, задуманный правительство, подбодрит сектор коммунально-бытового газа и наведет фокус чиновников на его проблемы. Чем бы он ни закончился. А дальнейшая качественная реализация технических моментов вдохнет новую жизнь в рынок баллонного газа. Налаживание прозрачной схемы поставок льготного газа бытовым потребителям может стать фундаментом для освобождения баллонного газа от налогообложения, что выведет рынок на качественно новый уровень. Развитие этого направления — дополнительная энергетическая независимость для населения, а для частных компаний — перспектива существенно увеличить оборот ресурса на фоне падения потребления автогаза.

Источник материала
loader