Россия маскируется, чтобы вернуть свои нефть и газ в Европу. Как ее остановить
Россия маскируется, чтобы вернуть свои нефть и газ в Европу. Как ее остановить

Россия маскируется, чтобы вернуть свои нефть и газ в Европу. Как ее остановить

Россия маскируется, чтобы вернуть свои нефть и газ в Европу. Как ее остановить

Гибридная стратегия Москвы

Россия вследствие агрессии против Украины, санкций Евросоюза и декарбонизационной политики Европы в основном потеряла нефтяной и газовый рынки ЕС. Азиатские рынки не в состоянии заменить рынок ЕС. Бюджет войны требует все больших поступлений. Его наполнение зависит от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа. Именно этот экспорт является perpetuum mobile как российской агрессии против Украины, так и подрывной деятельности России в Европе.

Сейчас Кремль разрабатывает стратегии возвращения на рынок ЕС российских нефти и газа — варианты гибридных схем, когда российские нефть и газ снова появятся на рынке ЕС замаскированными под формально нероссийский ресурс.

На сегодняшний день прослеживаются три варианта такого возвращения России к «потерянному раю» в Европе: «венгерская нефть» и «азербайджанский газ» для Центральной Европы транзитом через Украину, а также в дальнейшем «катарская нефть» для Германии транзитом через Польшу.

В военных условиях для Украины, находящейся под внешней агрессией, среди других задач важно минимизировать приток поступлений в бюджет агрессора. Это означает, что денежный поток с рынка ЕС в РФ от экспорта нефти и газа надо сделать невозможным.

Нефтяной транзит

Нефть из РФ транспортируется по трубопроводу «Дружба» по территории Беларуси и Украины в основном в Венгрию и Словакию, нефтеперерабатывающие мощности которых находятся в собственности венгерской MOL Group, а также в Чешскую Республику, где нефтепереработка принадлежит польскому Orlen.

Нефтяной санкционный пакет ЕС предусматривал исключение для трех стран Центральной Европы в отношении трубопроводных поставок по южной ветке «Дружбы» транзитом через Украину. Традиционно Венгрия получает наибольшие объемы российской нефти. Учитывая этот факт, а также контроль венгерской MOL над словацкой нефтепереработкой и политическую лояльность Будапешта Москве, именно Венгрию выбрал Кремль для проверки эффективности гибридного сохранения (а в дальнейшем и расширения) российского трубопроводного экспорта нефти в ЕС.

Пресс-релиз венгерской компании констатирует: «Согласно договоренностям, MOL Group получит в собственность соответствующие объемы сырой нефти на белорусско-украинской границе с 9 сентября 2024 года». Таким образом российская нефть становится венгерской, транспортировка которой по территории Украины оплачивается венгерской компанией, а Россия получает экспортную выручку за проданную нефть.

На основании данных ежемесячного мониторинга финского Центра исследований энергетики и атмосферы CREA на протяжении восьми месяцев этого года и с учетом сезонного увеличения объемов импорта можно спрогнозировать общую выручку за экспорт нефти в три страны Центральной Европы транзитом через Украину — минимально 6,6 млрд долл.

Сколько же получит Украина? Согласно заключенному в 2019 году десятилетнему договору между операторами нефтетранспортных систем Украины и РФ — «Укртранснафтой» и «Транснефтью» — украинская сторона получает в качестве оплаты за транзит ежегодно в среднем 165,6 млн долл.

Таким образом, 1 доллар транзитных поступлений украинской стороне принесет почти 39,8 долл. выручки российской стороне от продажи нефти в три страны на европейском конце «Дружбы» в 2024 году.

Газовый транзит

С целью возвращения на энергетические рынки Европы РФ отрабатывает два сценария.

Сценарий 1. Запуск уцелевшей нитки «Северного потока» мощностью 27,5 млрд кубометров.

Сценарий 2. Продолжение поставок от «Газпрома» через украинскую ГТС под видом нероссийского (азербайджанского) газа.

Для реализации сценария 1 проводится активная информационная кампания. Исходя из прогноза российского Министерства экономического развития о цене в 340 долл. за тысячу кубометров для Европы, это составит 9,35 млрд долл. выручки в 2025 году.

«Газпром», не выполняя в полной мере договорные обязательства, заплатит «Нафтогазу» за услуги по организации транспортировки около 890 млн долл. в год, хотя эта сумма должна была бы составлять приблизительно 1,4 млрд. В 2024 году по украинскому маршруту транспортируется газ в некоторые страны ЕС — Словакию, Австрию, Чехию и на север Италии. В период с 1 января по 13 сентября в среднем 43,64 млн кубометров в сутки, или около 16 млрд кубометров в год.

Этот объем позволяет «Газпрому» получить экспортную выручку в 2024 году в размере минимально 5,4 млрд долл. при средней экспортной цене 337 долл. за тысячу кубометров (данные Министерства экономического развития РФ). Это означает, что за каждый заплаченный Украине один доллар за транспортные услуги (маршрут Суджа—Ужгород по газопроводу Уренгой—Помары—Ужгород) Россия получает почти шесть долларов экспортной выручки.

Для понимания путей реализации сценария 2 целесообразно обратить внимание на несколько оценок и важных событий. Азербайджан, имея долгосрочные обязательства по экспорту газа согласно действующим контрактам с компаниями из ЕС, Турции и Грузии, не располагает свободными объемами, чтобы заместить на уровне 14,6 млрд кубометров российского газа, поставлявшегося на рынок ЕС в 2023 году по территории Украины. Так или иначе речь идет о том, что SOCAR просто использует свободный ресурс газа от «Газпрома» для поставок в Европу по агентскому соглашению и по определенному схематозу, который ZN.UA описывало раньше. На российско-украинской границе российский газ станет формально азербайджанским, подобно тому, как стала венгерской российская нефть.

Как известно, еще в ходе встречи премьер-министра Словакии Роберта Фицо с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку 7 мая на совместной пресс-конференции было заявлено о планах Азербайджана «транспортировать в ЕС 20 млрд кубометров газа до конца 2027 года и планах Словакии о закупке этих 20 млрд кубометров». Важно отметить, что Словакия потребляет менее 4,5 млрд кубометров в год.

Таким образом, президент Азербайджана и премьер-министр Словакии исполняют роль лоббистов российского газа для возвращения его на рынок ЕС в как можно больших объемах. В среде украинского теневого энергобизнеса сформирована вертикаль влияния, которая должна выполнить формально европейский заказ по сохранению транзита энергоресурсов через Украину. Отражением этого являются визит в конце августа руководителя «Нафтогаза» Алексея Чернышова в Словакию и его прием премьером Робертом Фицо. Фактически же этой вертикалью заправляют из Москвы, дергая ту или другую марионеточную фигуру.

Итак, суммарно стоимость российского экспорта нефти и газа транзитом через Украину достигнет в 2024 году не менее 12 млрд долл. Транзитные поступления Украины составят в целом около 1,1 млрд долл. Таким образом, сохраняя транзитные потоки нефти и газа через Украину, Киев обеспечит 11-кратно большие поступления экспортной выручки России, чем получит сам в качестве оплаты за трубопроводную транспортировку.

Разные источники в Москве не скрывают того, что для РФ лучшим вариантом было бы подписание соглашения между «Газпромэкспортом» и «уполномоченной ЕС компанией из одной из стран Европы», которая бы покупала газ на российско-украинской границе и платила за транзитные услуги Оператору газотранспортной системы Украины.

«Катарская» нефть для Германии

Компании Rosneft Deutschland GmbH и RN Refining & Marketing GmbH являются «дочками» ведущей российской государственной нефтяной компании НК «Роснефть» и совместно осуществляли экспансию на немецком рынке нефтепродуктов до 16 сентября 2022 года — даты передачи их под внешнее управление немецкого энергетического регулятора Bundesnetzagentur.

2 сентября 2024 года немецкое Министерство экономики и защиты климата опубликовало информацию о продлении срока внешнего управления до 10 марта 2025-го. При этом сообщается, что «Роснефть» отказалась от судебных исков о неправомерности введения внешнего управления. В то же время немецкое правительство поддерживает усилия «Роснефти» по поиску покупателя для ее немецких активов и осуществлению соответствующего соглашения купли-продажи до конца 2024 года, хотя еще до недавнего времени рассматривалась опция национализации подобно тому, как это было сделано с газпромовским активом Gazprom Germania. Важно отметить, что НК «Роснефть» удалось договориться об опции продажи третьей стороне, в частности, речь идет о приоритетности поиска будущего акционера вне границ ЕС и минимально чувствительного к международным санкциям против российского нефтяного сектора.

Потенциальным покупателем может выступить катарский суверенный фонд Qatar Investment Authority (QIA), владеющий 18,53% акций «Роснефти» с 2016 года. В составе совета директоров НК «Роснефть» с 2023 года три из 11 членов являются представителями Катара. Показательно, что возглавляет совет экс-министр энергетики Катара Мохаммед Бин Салех аль-Сада.

Катар с 2019 года прекратил свое участие в ОПЕК и является независимым игроком на глобальном нефтяном рынке. В случае получения контроля над Rosneft Deutschland GmbH и RN Refining & Marketing GmbH формально поставщиком нефти на НПЗ Германии может стать QatarEnergy. В действительности поставки из Персидского залива в Германию осуществляться не будут, а по агентскому соглашению нефть НК «Роснефть» будет поставляться как катарская транзитом через Польшу, с использованием северной ветки нефтепровода «Дружба».

Фактор Соглашения об ассоциации

Соглашение об ассоциации Украина—ЕС (СA) имеет непосредственное отношение к торговле, транспортировке/транзиту энергетических товаров. Раздел IV «Торговля и вопросы, связанные с торговлей энергоносителями» содержит специальную Главу 11 «Вопросы, связанные с торговлей энергоносителями». В ней указано, что «Стороны принимают меры, необходимые для упрощения транзита согласно принципу свободы транзита...» (статья 272), но вместе с тем указано: «Сторона не должна нести ответственность за прерывание или сокращение поставок... если Сторона не имеет возможности поставлять энергетические товары вследствие действий, связанных с третьей страной» (пункт 3 статьи 276). В этом случае таким действием является агрессия третьей стороны — России — против одной из сторон СА — Украины. Также статья 472 (пункт «с») «Меры, связанные с существенными интересами безопасности» позволяет Сторонам принимать «любые меры, которые она считает необходимыми для обеспечения собственной безопасности... во время войны или серьезного международного напряжения, представляющего угрозу войны, или для выполнения взятых на себя обязательств по поддержанию мира и международной безопасности».

Необоснованно считается, что продолжение транзита газа через газотранспортную систему Украины после окончания действия действующего договора между «Газпромом» и «Нафтогазом» станет гарантией от ударов по газовой инфраструктуре Украины. Это не так. Россия наносила удары по газокомпрессорным станциям на западе Украины 22 и 29 марта, а также 26 августа 2024 года, когда поражалась надземная инфраструктура хранения и транспортировка газа, хотя Оператор ГТС Украины осуществляет транзит российского газа согласно действующему договору. В то же время ВСУ воздерживались от атак по газовой инфраструктуре «Газпрома» в глубине территории РФ.

Таким образом, в условиях внешней агрессии Украина не обязана во что бы то ни стало обеспечивать транзит нефти и газа из России в отдельные страны ЕС, особенно учитывая то, что как у Венгрии, так и у Словакии и Австрии есть технические возможности диверсифицировать поставки энергетических ресурсов. Положительными примерами являются Чешская Республика и Польша, а также польский концерн Orlen, которые усовершенствовали и/или создали дополнительные возможности по полному отказу от импорта и переработки российской нефти. Польша также прекратила импорт российского газа.

Прошло более двух лет после применения «временного» изъятия поставок нефти по южной ветке «Дружбы» из санкционного списка. Но Венгрия и Словакия недавно объявили о продолжении импорта нефти по этому трубопроводу. Хотя было достаточно времени и существующих возможностей, чтобы заменить нефть из РФ и маршрут импорта.

С учетом изложенного выше Европейской комиссии следовало бы предложить Совету ЕС внести изменения в Регламент 2022/879 от 3 июня 2022 года и отменить пункт 3 (d) (Article 3m) по разрешению на импорт нефти из РФ по нефтепроводу с установлением переходного периода — до 1 января 2025 года.

Российский газ никогда не находился в санкционных пакетах ЕС официально. Но ЕС принял решение, чтобы как можно быстрее заменить и прекратить зависимость от всего российского ископаемого топлива, включая газ. 18 мая 2022 года был представлен план REPowerEU, который содержит меры, как этого достичь, но он не устанавливает четкие сроки, когда в ЕС не будет российских газа и нефти. В ЕС в наличии тенденции увеличения импорта LNG из РФ и продолжения импорта трубопроводного газа в страны Центральной Европы.

Также Еврокомиссия должна была бы подготовить и внести в Совет ЕС решение с определением срока замены ископаемого топлива из РФ и запрета/ограничения LNG и трубопроводных поставок газа происхождением из РФ или экспортируемых из РФ по всем возможным маршрутам транспортировки.

И в завершение. Бывший министр экономики Словакии Карел Гирман констатирует на своей странице в Фейсбуке: «Мы все еще платим Путину за его сырье огромные деньги, которыми он потом финансирует свои ракеты и дроны, чтобы бомбить Украину». Можно добавить в развитие тезиса Гирмана, что в Украине есть те, кто готов посодействовать, чтобы у Путина и в дальнейшем были средства на войну, — важно только получить свою толику с этого, прикрывшись фиговым листком фальшивой заботы об энергетической безопасности, а фактически содействуя путинской стратегии обхода западных санкций и возвращения на рынок ЕС.

Источник материала
loader
loader