"Конотопская ведьма": кровавый хоррор а-ля "От заката до рассвета", которому не хватило меры и вкуса
Мистический хоррор "Конотопская ведьма" с патриотическим уклоном, премьера которого состоялась 22 августа, многими своими сценами вызывает шок, а логическими нестыковками – массу вопросов.
Вторую попытку создания украинского мистического хоррора вряд ли можно считать удачной. Идея картины была частично взята из мультфильма "Мавка. Лесная песня": там было вооруженное вторжение в лес, а Мавка магическим способом расправилась с вояками. Только теперь это – хард-версия, лес — конотопский, а вояки — российские оккупанты. Однако, никто не ожидал, что настолько "хард" – с поеданием сырых вырванных сердец и развешиванием кишок по деревьям. А так же массой штампов, сюжетных нестыковок и откровенной глупости. При чем, про саму колдунью – мы почти ничего не узнали. Фокус разбирается насколько новому фильму не хватило меры и вкуса и есть ли в нем хоть что-то позитивное.
Первая попытка создания украинского мистического хоррора – это дебютный фильм Любомира Левицкого "Штольня" (2006). Но тогда режиссер только начинал свою профессиональную деятельность и был ограничен в средствах. Затем Левицкий реабилитировался со вполне успешным мистическим триллером "Тени незабытых предков" (2013). Место хоррора на украинском рынке по-прежнему было вакантно и его решили заполнить. "Конотопскую ведьму" делала тяжелая артиллерия кинокомпании Film. Ua: известный продюсер Ирина Костюк ("Мавка. Лесная песня", "Безумная свадьба") и один из лучших национальных сценаристов — Ярослав Войцешек ("Сторожевая застава", "Захар Беркут", "Пульс", "Мавка"). Для режиссера Андрея Колесника, снимавшего до этого сериальное "мыло" , это дебют в полнометражном кино.
Притворялась обыкновенной
По сюжету живет себе симпатичная, сексуальная девушка Елена (Татьяна Малкова). И не одна, а с чудесным, мускулистым парнем Андреем (Тарас Цымбалюк, звезда "Поймать Кайдаша"). У них любовь, как на рекламном постере. Весь гламурный набор: новая квартира, хорошая мебель, ушастый французский бульдог и страстные поцелуи.
Любимый часто заявляется с роскошными букетами, ужин при свечах. Секс – довольно подробно показан, но тоже плакатно. На сияющем фоне одно темное пятно – Елене приснился страшный сон. Она даже тетке (Елена Хохлаткина) звонила – посоветоваться.
Но в целом все было прекрасно у них в Конотопе – до 24.02.2022. После оккупации города молодые люди выбираются оттуда на авто и решают ехать через лес — к той самой тете Елены. Их тормозит отряд отмороженных российских оккупантов. Те пытаются отобрать машину, а людей – в расход. Но Андрей положит кого-то выстрелами из пистолета, кого-то переедет авто: парень оказался хоть куда. Однако у тетки возле избушки выясняется, что Андрея смертельно ранили автоматной очередью… Это не спойлер – все это есть в трейлере и авторы пишут в анонсах, что ведьма, после убийства суженного, начинает за него мстить.
Весь фильм – это рефлексия на тему мести российским оккупантам. Структура картины напоминает "Мавку. Лесную песню", когда произошло вооруженное вторжение в лес, а Мавка магическим способом, превратившись в огненный смерч, разгоняет супостатов. А здесь как бы хард-версия этого, что видно даже по трейлеру "Конотопской ведьмы" (см. ниже), который за 2 месяца набрал рекордных 950 тыс. просмотров. Однако никто не ожидал, что получится настолько "хард".
В трейлере имеется эпизод, как Елена поедает какой-то кровавый кусок мяса — я думал, это какая-то часть колдовского ритуала. Но вряд ли можно было догадаться, что это окажется — вырванное сердце оккупанта. На Западе подобный жанр называется сплэттер ("разбрызгивание") – это когда до 80 % фильма кровавое насилие. Есть примитивные сплэттеры, типа "Пилы", а есть, считающиеся классикой, вроде "От заката до расцвета", где темные мистические силы уничтожают чужаков-преступников.
А тут российские оккупанты — нарываются на опасную ведьму. Но информации о ней – минимум. Сказано только, что ей тысяча лет. И что она спасла свою тетку во время Второй мировой. Что она делала эту тысячу лет? Елена говорила, что за это время "видела десятки войн". Почему же эта война стала для нее таким шоком?
С каждой смертью врага Елена делается все страшнее, женщиной все больше завладевает, по ее признанию, некий Морок. О нем очень немного известно из славянской мифологии, на изображениях он напоминает злого седобородого старца, но в фильме — ничего такого нет, а только какие-то черные руки-щупальца и темная жижа.
Исчерпывающие характеристики врагов
Зато про оккупантов нам сообщают немало: их характеры, увлечения, национальные особенности. Они примитивные персонажи, но – вполне реальные. Один парень (наименее противный) – даже наполовину украинец. Возникает уникальная ситуация: о главной героине мы узнаем куда меньше, чем о второстепенных антагонистах.
Уже много нареканий (от женщин, в основном), что нет предупреждения вначале картины об изнасилованиях, которых тут два. И некоторые критики даже относят ленту не к жанру splatter, а к torture porn – это более жесткая разновидность сплэттера. Возможно, но проблема не только и не столько в этом. Помимо дикой натуралистичности, в картине странные логические провалы.
Приведу только один пример для наглядности. В ролике показана пустая могила и три кровавых следа, идущих от нее. И дерево с ошметками трупов. Эти трупы перетащила как-то Елена. Зачем? Наверное, западня? Отряд оккупантов приближается к дереву с ошметками. И? Враги видят вдалеке фигуру ведьмы и — стреляют. Я, конечно, думал – это фантом: магия ж. Но оккупанты там находят следы крови. А далее, уже в избушке, Елена просит тетю достать из спины пару десятков пуль. То есть трупы нужно было перетащить, чтобы вызвать потом огонь на себя? Какая-то не слишком удачная комбинация, не находите?
Это напомнило эпизод из недавнего фантастического боевика "Бордерлендс", когда героям нужно было пройти незаметно возле банды отморозков. Робот Железяка, похожий на ведро с фарой, сказал, что шансов нет — по математической теории вероятности. "А на живца?" — ему возразили боевые друзья и выразительно посмотрели на него. Дальше сцена, как Железяка что-то "грузит" бандюганам, а те его внимательно слушают, пока герои проходят за их спинами. Потом робот посылает преступников куда подальше и те от души минут 5 минут палят по нему из всего оружия, что у них имеется. А потом Железяка, охая, выкидывает из себя десятки пуль, жалуясь подельникам, что теперь он как решето. Но в этом эпизоде — совершенно ясен замысел маневра. А вот зачем Елена заставила в себя стрелять – на совести создателей ленты.
Однако я все-таки нашел один важный позитивный момент в картине. Да он тоже напоминает в чем-то финал "Мавки. Лесной песни", сценарий к которой писал все тот же Войцешек. Там нужно было вывести Мавку из боевого — огненного состояния. Для этого сгодилась сопилка Лукаша – он заиграл и главная героиня выпала из своего крайне опасного в том числе для себя) состояния, когда она сжигала все вокруг.
И здесь тоже будет — неожиданная концовка. Если вас не испугало все вышеизложенное, думаю, финал понравится. Лично мне он очень пришелся по душе. Вообще — первоначальная идея о том, чтобы народной мести придать черты мистического хоррора через образ конотопской ведьмы — хороша, жаль авторам не хватило вкуса, меры и изобретательности в ее воплощении.