Курская операция имеет как минимум три долгосрочных последствия, считает аналитик Денис Довгополый. В перспективе она бьет по России в экономическом, социальном и дипломатическом плане.
Напишу немного о Курской операции со своей точки зрения.
Итак, может ли курская операция иметь краткосрочные и долгосрочные экономические аспекты? Может, и еще какие. И даже дипломатические.
Давайте начну с самого простого. Дипломатический аспект. Мы захватили Суджанскую измерительную станцию. Через нее осуществляется перекачка газа в Европу через территорию Украины. Мы ее контролируем. И тут начинается интересная ситуация: станция находится в зоне боевых действий и может быть случайно или "случайно" уничтожена или повреждена. Станция приносит выгоду сразу трем сторонам, но что это за стороны? Первая сторона — это Украина. Мы получаем за транзит газа деньги, и это довольно значительная сумма в условиях военной экономики. Вторая сторона — Россия, они получают деньги за экспорт, и что важно — лазейку в санкциях, чтобы эти деньги получать. Еще не понятно, что из этих пунктов важнее для них. Но в любом случае, можем прекратить транзит, но тут дело не только в деньгах за транзит, но и в обязательствах перед европейскими партнерами. И здесь все становится очень интересным. Давайте посмотрим, кто эти партнеры? А это партнеры — наиболее пророссийские страны ЕС — Австрия и Венгрия. При этом, как говорят в ЕК и ЕП, "чтобы договориться с Венгрией, надо давить на Австрию". Австрия — наш самый опасный "друг" и друг России. Они тихо сидят и успешно манипулируют Венгрией. Так вот, Венгрия и Австрия — основные получатели газа по этой ветке. Если с трубой что-то произойдет, то они пострадают больше всего. Они не умрут, конечно, но удар по ним будет ощутимый. Поскольку станция, которая должна контролироваться "Газпромом", теперь не контролируется им, ситуация очень шаткая. И такая ситуация дает нам возможность немного (может и не немного) сильнее давить на эти две страны. Мои европейские друзья сказали, что если мы не воспользуемся этой возможностью (выторговать газ за неблокирование какой-либо помощи Украине), то мы дураки. Надеюсь, что сможем.
Далее и самое важное. Курская АЭС. Это очень интересная история. Она может стать ключевой. Более того, нам не надо ее захватывать, нам достаточно поставить ее под огневой контроль. Важно, чтобы расстояние было достаточным, чтобы уничтожать подстанции, которые распределяют энергию, высокоточным оружием. С моей точки зрения, нам не надо их уничтожать, нам надо иметь возможность их уничтожить в ответ на уничтожение нашей энергетической инфраструктуры.
Давайте посмотрим, что такое Курская АЭС. Курская АЭС обеспечивает БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНО от 80 до 90% электроэнергии Курской области. Это означает, что при потере возможности поставлять в области наступает коллапс. Не энергетический, а глобальный. АЭС обеспечивает 49% энергии центрального черноземного экономического района. А это Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области. Там проживает 7 млн человек, что по оценкам более 4% населения России, а если учесть, что переписи населения и оценка населения там игнорировали миграции из депрессивных регионов на юг, то можно предположить 5%, а некоторые и 6%. Потеря 49% приведет к таким же последствиям, что и потеря у нас половины мощностей. А в соседних областях приведет к энергетическому кризису. Что интересно — это стационарное питание РЭБ и РЭР, и ПВО.
Что еще интересно: есть предприятия стратегического значения, которые питаются непосредственно от Курской АЭС. И тут мы приходим к понятию Курской магнитной аномалии. В рамках этой аномалии существует большое количество ГОКов и комбинатов, которые играют ключевую роль в экономике, особенно в условиях санкций. И здесь удар может быть с двух сторон. С одной стороны, эти предприятия стратегические, а некоторые, как, например, Оскольский электрометаллургический комбинат или Новолипецкий металлургический комбинат (который крупнейший в России и 17-й в мире) ключевые. Это удар по промышленности, но это удар и по целой группе олигархов.
И это первая часть истории. Вторая часть истории, что в черноземье сосредоточена большая доля сельского хозяйства России, а как следствие, и центры переработки и производства продуктов питания. Там же очень развито производство животного белка: птица и разный скот (не путать с гражданами), без электричества там пипец.
Ну и третья часть истории — отсутствие электричества — это создание социального напряжения в зоне с населением 30-50 человек на кв. км с 60% населения в городах. А огневой контроль с радиусом 100-120 км может сделать жизнь некомфортной для 0,8-1,1 млн поголовья.
То, о чем начали говорить, но еще тихо — это то, что никто не хочет помогать побежденным. Есть данные, что качнулась вся ось зла поддержки России — от Венгрии и Китая до Ирана и прочих тираний Мидл Иста. Но результаты этого будут заметны только к весне.
Итак: с точки зрения геополитики и глобальной стратегии — операция гениальная. С точки зрения планирования — выглядит очень хорошо. Мы пока не получили финальный чек за нее, а цена может быть высока — от больших потерь до возможного удара тактическим ядерным вооружением. Поэтому когда мы радуемся нашим успехам, надо помнить о цене, которую мы платим и еще заплатим.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно Курская операция и "красные линии": действительно ли Запад уже не боится эскалации с РФ