Прикрывать именами героев или знаменательными датами свои политические, шкурные или амбициозные интересы — обычная практика во все времена. В советскую эпоху можно было посвятить бездарную оперу столетию со дня рождения Владимира Ленина, а при независимости — назвать кривую улицу в заброшенном селе в честь Грушевского и в обоих случаях… получить деньги или славу.
Существует большая опасность, что сегодня власть (из-за присущего ей популизма) и разные «дельцы» (из меркантильных интересов) будут использовать имена украинских героев в своих абсолютно не альтруистичных проектах. Вот одна из таких инициатив, которая вместо того, чтобы воздавать должное памяти героев, может оказаться тривиальным бизнесом.
Киевляне за увековечивание памяти героя
Первая петиция за присвоение улице Анны Ахматовой имени Дмитрия Коцюбайло была опубликована 13 марта 2023 года и набрала 6016 голосов (при необходимых 6 тысячах). Вторая — от 8 мая 2023 года (авторства Ады Роговцевой) — набрала 13 033 голоса и предлагала переименовать в честь героя улицу Неманскую. Обе висят сейчас на сайте Киеврады под грифом «на реализации». Почему ни одну из них за год с лишним не удалось реализовать?
Может, потому, что где-то в недрах аппарата или депутатского корпуса вызревало решение от 9 ноября 2023 года №7298/7339 «Об организационно-правовых мероприятиях по увековечиванию памяти Дмитрия Коцюбайло (позывной Да Винчи) в наименовании объектов городского подчинения на территории города Киева»?
Так или иначе ни одна из петиций не нашла воплощения в этом решении, в то же время Киеврада утвердила вшеупомянутое решение, которое предусматривает (в кратком изложении):
- Поддержать инициативу членов территориальной громады;
- Определить возможность использования земельных участков для создания сквера (перечень прилагается);
- Решить вопрос оформления права постоянного пользования этими участками (их частями) коммунальным объединением «Київзеленбуд».
- Отработать вопрос по присвоению скверу имени Дмитрия Коцюбайло;
- «Київзеленбуду» принять меры по оформлению права постоянного пользования этими земельными участками (их частями).
Это решение оставляет больше вопросов, чем ответов. Непонятно, какую именно инициативу поддерживают, если не переименование улиц? Что мешает сразу предоставить перечисленным земельным участкам статус сквера? Почему бы сразу не передать эти земельные участки в постоянное пользование «Київзеленбуду»? Если создается сквер, то почему сразу не присвоить ему имя героя, разве нельзя было спросить согласия у родственников об этом? Какие такие меры надо принять «Київзеленбуду», чтобы оформить право постоянного пользования, ведь эта процедура четко определена законодательством?
(Может, эти вопросы немного наивны и мы чего-то не знаем? А может, кто-то и не хочет, чтобы мы это знали… Попытаемся разобраться.)
Далее в решении Киеврады идут стандартные положения: обнародовать, установить контроль и т.п. Как видим, задача, поставленная громадой столицы, по сути выполнена не была, определены только подходы к ней. Хотя пункты 3 и 5 фактически дублируют друг друга, но то — такое. Здесь должно насторожить кое-что другое: почему появились «части» земельных участков? Не открывает ли это путь к тому, что часть какого-то участка не перейдет в пользование «Київзеленбуду», а попадет совсем в другие руки?!. Поэтому присмотримся к перечню участков внимательнее.
Надо не забывать при этом, что речь идет об историко-культурном наследии — жилом доме 14/12 по улице Михаила Омельяновича-Павленко, являющемся памятником архитектуры, о чем в решении Киеврады от 9 ноября 2023 года №7298/7339 нет ни слова.
Памятник архитектуры или лакомый кусок общего пирога
Перечисленные участки находятся на улицах Михаила Омельяновича-Павленко, Григория Царика и Николая Гайцана, образовывающих в этом месте треугольник, который, фигурально говоря, стал бермудским для жителей дома там расположенного, но если в океанском треугольнике исчезали корабли, то здесь — земля.
Дом по адресу улица Михаила Омельяновича-Павленко, 14/12 — это памятник архитектуры местного значения в местности Кресты 1912 года постройки (высота потолков — 4,6 м!), хотя и сильно обезображенный застекленными балконами и налепленными на стены кондиционерами.
Конечно, в таком престижном доме довольно давно образовалось Общество владельцев квартир (ОВК) под названием «Літа», которое взяло ответственность за содержание дома на себя. Но в далекие «нулевые», во времена мэрства Александра Омельченко, нашлось некое ОАО «УКРТУРІНВЕСТ», соблазнившееся прилегающей к дому территорией, и решением Киеврады от 14 июля 2005 года №778/3353 получившее в аренду на год земельный участок для «строительства, эксплуатации и обслуживания офисно-жилой пристройки к дому на улице Николая Гайцана, 12/14». Следующим шагом, согласно этому самому решению, в 2007 году земельный участок был продан тому же ОАО (см. письмо Главного управления земельных ресурсов от 13 октября 2007 года №03-85/34264).
А при чем здесь жители ОВК «Літа», которые якобы живут по другому адресу, спросите вы? Это такая детская хитрость организаторов этой «операции «И» — во избежание обвинений в захвате памятника архитектуры с дальнейшим преобразованием его в офисно-жилой комплекс (то есть фактическим уничтожением как памятника), они взяли адрес этого углового дома по другой улице. Что Николая Гайцана, 12/14, что Омельяновича-Павленко, 14/12, — это один и тот же дом.
Вполне прогнозируемо ОВК «Літа» ввязалось в судебные тяжбы за неприкосновенность своего дома. Судебные заседания продолжались почти… 20 (!) лет, пока спорный земельный участок усилиями жителей и Киевской городской прокуратуры не вернули в коммунальную собственность.
Сегодня жители дома считают, что указанный земельный участок с 1886 года «исторически принадлежит памятнику истории и культуры — жилому дому — и является одновременно и охранной зоной, и придомовой территорией», а следовательно принадлежит именно членам ОВК (из протокола общественных слушаний жителей дома от 24 мая 2024 года).
Должен несколько разочаровать членов ОВК. Во-первых, это не памятник истории и культуры (не входит в соответствующий государственный реестр), а только памятник архитектуры местного значения; во-вторых, охранная зона и режим ее использования согласно законодательству не установлены (для этого должны быть соответствующее решение/приказ Департамента охраны культурного наследия КГГА). Но все это не меняет сути дела. И здесь надо вернуться к участкам, которые киевская власть хочет консолидировать под территорию будущего сквера.
Ход конем, или внимательно читайте, за что голосуете…
Первый участок площадью 5 соток, упомянутый в решении Киеврады от 9 ноября 2023 года, по классификации целевого назначения имеет код 11.07 — это «Земельные участки общего пользования, которые используются как зеленые насаждения специального назначения». Сформулировано «немного по-дебильному», но понятно, что это участки, запланированные под посадку кустарников и деревьев.
Второй, 0,2 сотки, код 04.10 — «Для сохранения и использования памятников природы», — по указанному адресу растут два старых дуба, один из которых является памятником природы.
Третий, почти 8 соток, код 02.12 — «Земельные участки общего пользования, которые используются как внутриквартальные проезды, пешеходные зоны».
Четвертый, 3,4 сотки, код 11.07, как и в первом случае («немного по-дебильному») — для специальных зеленых насаждений.
Пятый, 17 с лишним соток (а здесь нас ждет сюрприз!), код в классификаторе, в отличие от предыдущих, не указан, поэтому передаю дословно, что написано в приложениях к решению: «Жилой застройки и коммерческой застройки. Информации нет. Для строительства, эксплуатации и обслуживания офисно-жилой пристройки к дому».
Вновь то же самое! Это тот же участок, на котором стоит дом-памятник и который уже раз продавали в 2007 году! Выглядит так, что ОАО «УКРТУРІНВЕСТ», которое тогда претендовало на него (а может, и кто-то другой), сделало «ход конем», чтобы завладеть этим участком. Теперь пазл складывается — это же «золотые сотки» Печерска, бывшая улица Суворова.
Я, конечно, заранее прошу прощения за это предположение у депутатов и секретариата Киеврады и городского головы Виталия Кличко, подписавшего решение, но откуда-то этот проект вынырнул! И именно в такой формулировке им может воспользоваться кто-то, пока нам неизвестный. Возникает вопрос: когда КО «Київзеленбуд» будет оформлять себе право постоянного пользования, не воспользуется ли кто-то другой «частью» пятого участка? Уже без контроля или дополнительных постановлений Киеврады, — решение она уже приняла!
Выводы и вопросы
Если понимать решение Киеврады буквально (а именно так следует понимать юридически значимые документы), то логически вытекает такой вывод: на территории будущего сквера имени Дмитрия Коцюбайло (Да Винчи) более половины (17 соток из 33,6) будет занимать дом и «пристройка» к нему.
Так какой это тогда сквер? Разве в сквере ставят дома и пристройки? Это еще один аргумент к сомнениям в чистоте помыслов инициаторов этого решения.
Становятся понятными и мотивы членов ОВК «Літа», которым Киеврада предлагает бесплатно создать обустроенный сквер во дворе, а они категорически против — просто боятся пристроек и новой судебной войны за свой дом. Кто же откажется от сквера в своем дворе?!
Сложно сегодня сказать, задумывает ли какая-то шулерская команда (назовем ее так) «узаконенную кражу» лакомого куска земли в самом сердце старого Киева. Но ситуация обостряется: уже есть следующее решение Киеврады — долго ждать не пришлось! — от 29 февраля 2024 года №7812/7853 (обратите внимание на название!): «О предоставлении Киевскому коммунальному объединению зеленого строительства и эксплуатации зеленых насаждений города «Київзеленбуд» разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в постоянное пользование для обслуживания и эксплуатации сквера Дмитрия «Да Винчи» Коцюбайло в переулке Крестовом, 12/14 в Печерском районе города Киева».
Здесь снова «детские хитрости» — в который раз изменили адрес участка! (Заметают следы?) Но самое пикантное другое: в названии речь идет обо всем сквере, а в тексте — только о тех самых сомнительных 17 сотках «для строительства и обслуживания». Так что, о сквере можно забыть, главное — «коммерческая застройка»?
В печальном итоге можно сказать только одно: использование имени Героя Украины Дмитрия Коцюбайло — Да Винчи, похороненного, как многие украинские борцы за независимость, на Аскольдовой могиле, не делает чести никому — ни анонимным дельцам, проталкивающим это решение, ни киевской власти, которая на него не реагирует. Ненамеренно, будем надеяться.