Неожиданные обыски у куратора президентского проекта "Большое строительство" говорят о сведении счетов между разными группами влияния во власти. Сотрудники НАБУ выступили техническими "открывателями уголовных дел" — с их помощью легче отстранить людей от многомиллионных схем, уверены опрошенные Фокусом эксперты.
Сотрудники Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) вечером 27 июня неожиданно провели обыск у бывшего замглавы Офиса президента Кирилла Тимошенко. Действия совершались по делу о сливе данных расследования НАБУ коррупции на президентском проекте "Большое строительство".
Сам Кирилл Тимошенко опроверг информацию о задержании, но подтвердил обыски по делу, к которому он "не имеет никакого отношения". В ходе задержания экс-чиновник сидел в автомобиле, а вокруг работали детективы. Позже он сообщил об изъятии ноутбука и телефона.
В НАБУ уверяют: Тимошенко не задерживали, а проводили следственные действия. Кроме Тимошенко, обыски проводили у бизнесмена, бывшего советника Днепропетровской ОГА Юрия Голика. Он также фигурирует в антикоррупционном расследовании "Большого строительства".
Журналисты проекта Bihus.Info ранее заявили о сливах данных о работе НАБУ фигурантам расследований. Речь идет о получении внутренних документов бюро, определений, скриншотов переписок и прочем. Доказательства нашли в изъятых следствием телефонах Голика.
Известно, что 22 мая 2024 года Специализированная антикоррупционная прокуратура расследовала возможную утечку данных и проводила обыск по месту жительства детектива одного из подразделений НАБУ. После публикации расследования депутаты пригласили главу НАБУ Семена Кривоноса на заседание антикоррупционного комитета Рады, но он посчитал публичное обсуждение дела "преждевременным" и не стал отчитываться.
Кому выгодна история с Тимошенко и Голиком
Коррупционную историю "Большого строительства" и последующие обыски у фигурантов дел раскручивают потому, что "сливы из НАБУ" не могут остаться незамеченными. Благодаря общественному резонансу они непременно получат продолжение, говорит Фокусу руководитель политико-правовых программ ОО "Украинский Центр общественного развития" Игорь Рейтерович.
"Все увидели переписку Голика. Понятно, что с Тимошенко они тесно общались и правоохранители со временем обязаны были им заинтересоваться. Формат его участия — даже не свидетель, но телефон проверили. Понятно, что аппарат почистили. Вряд ли Тимошенко просто так отдал бы важную информацию", — акцентирует внимание политолог.
Известно, чтоодним из доказательств по делу стал телефон Юрия Голика. Советник получал подробную информацию о ходе расследования НАБУ через посредника, бизнесмена и экс-главу Броварской РГА Георгия Биркадзе.
В целом, по оценкам политолога, в делах о "сливах из НАБУ" важно сведение счетов между разными группами влияния во власти. Правоохранители всего лишь влияют на конкретно выбранных людей, открывают уголовные производства и далее кого-то отстраняют от денежных потоков. Фигуранты дел были приближенные к команде президента Украины Владимира Зеленского, но часть из них конфликтовали с главой Офиса президента Андреем Ермаком, добавил он.
"В антикоррупционную инфраструктуру вложили много лет и денег, но отдельные люди занимаются политическими заказами. Бывшие должностные лица заняты теневой политикой, как элемент их финального отстранения мы видим разборы полетов", — объясняет Рейтерович.
Вероятно, "сливы из НАБУ" выгодны действующим властям, так как обществу можно сказать следующее: в Украине нет неприкасаемых, все отвечают по закону за преступления, несмотря на высокие должности. Судя по ходу дела, Тимошенко не собираются привлекать к уголовной ответственности, считает политолог.
Дело было в сейфе: как из НАБУ просочились данные?
Утечка секретных данных из бюро возможна, если кто-то из руководителей отделов имел доступ к материалам дела. Ведущий расследование оперативник понял, что фигуранты дела владеют информацией с ограниченным доступом, о которых знает лишь он и его начальство. Поэтому детектив написал рапорт и предупредил о последствиях, рассказывает Фокусу генерал-майор запаса СБУ Виктор Ягун.
Искать виновных в утечке сведений надо только среди имеющих доступ к материалам делу. Как правило, бумаги хранятся в сейфе и по ним докладывают вышестоящему начальству.
Ягун говорит Фокусу, что в СБУ ранее был специальный листок с подписью руководящего делом. Общую информацию по всему делу знают не более трех человек.
"Не думаю, что деловодство в НАБУ кардинально отличается. Определить круг лиц с доступом к делу очень легко. Если информацию передавали для учета в электронной системе, технический персонал также может ознакомиться с ее содержанием. Тогда нужны отметки, кто запрашивал данные", — объяснил он.
Один из сотрудников общественной антикоррупционной организации в конце мая рассказал изданию NV о системном характере утечек данных из НАБУ после увольнения главы Госспецсвязи. НАБУ огласило топ-чиновнику подозрение в схемах на госзакупках.
Собеседник издания в правоохранительных органах отмечает, что утечки информации происходят по делу о хищениях денег на проекте "Большое строительство".
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции ранее направляло в суд протокол об админнарушениях Кирилла Тимошенко согласно закону "О предотвращении коррупции". Чиновника могли внести в Реестр коррупционеров.