Что будет с ценами на топливо? 4 ключевых вопроса о повышении акцизов
Что будет с ценами на топливо? 4 ключевых вопроса о повышении акцизов

Что будет с ценами на топливо? 4 ключевых вопроса о повышении акцизов

Каждый день по 5–6 эфиров и столько же телефонных комментариев относительно повышения акцизов. Вопросы почти одинаковые, так что просуммирую ключевые.

1. Правительство говорит, что повышает акцизы на горючее для имплементации европейских рекомендаций. Актуально ли сейчас их выполнение?

Правительство повышает акцизы, чтобы закрыть дыру в госбюджете для финансирования обороны. Но есть вопрос, на какие параметры ориентироваться? Синхронизация с европейскими ставками рассматривалась давно, больше года точно. Сейчас проект пригодился.

Абсолютно правильное замечание на счет того, что эти рекомендации не обязательны. Даже такие члены ЕС как Польша и Венгрия не достигли минимальных ставок, но движутся к ним. Так же будем двигаться и мы, потихоньку. Сейчас правительство ориентируется на 2028 год, но никто нас не гонит, надо смотреть на состояние экономики, платежеспособность населения и тому подобное. Поэтому я не исключаю, что впоследствии процесс повышения акцизов могут затормозить или поставить на паузу. Но на сегодня потребность в деньгах очевидна всем.

2. В сети несется о 75–80 грн/л, что будет с ценами?

Вот этого точно не будет, гарантирую. Думаю, что и даже 60 грн/л не будет. Цены на нефть падают, в мае началось снижение и на колонках. Дизель уже потерял более 2 грн за месяц, на некоторых АЗС уже ниже 50 грн/л. Надеюсь, на днях сдвинется с места и бензин.

Акциз на бензин повышается с 1 июля на 1,5 грн/л, на дизель — до 2 грн/л. Это размер обычных рыночных колебаний, на которые обычно никто не обращает внимания. В марте–апреле топливо подорожало на 5 грн/л и это почти никого не волновало. Но массированная медийная кампания устроила настоящую бурю в стакане.

3. Подорожают ли продукты?

Это тезис последней волны упомянутой PR-кампании, которая катится по телевидению и сайтам на этой неделе. Подсчитываем: при цене 55 грн/л и расходе 10 л на сотню стоимость километра составит 5,5 грн/л. Если даже топливо подрастет на 2 грн/л, будет 5,7 грн/км. Не знаю, на что может повлиять 20 коп./л. И как я уже говорил, вообще не факт, что те 20 копеек нарисуются. Ну а то что наша традиция валить все на бензин будет использоваться для спекуляций по широкой линейке товаров, я даже не сомневаюсь.

4. Сжиженный газ умрет, потому что акциз на него резко увеличивается?

Автогаз умрет, если его цена будет 80% от цены на бензин. Сейчас она составляет 48%, будет 55%. До 2014 года такая пропорция была нормой и при этом газ стремительно рос в объемах. Ничего с ним не произошло и в 2022 году, когда правительство уравняло все акцизы, а точнее — обнулило. Цена стабильно была 50% от бензина. Так что ездить на газу будет выгодно, хотя и не так, как раньше. Экономили 25 грн на литре, теперь будет 20, согласитесь, неплохо.

Не вижу трагедии и с коммунальным газом. Мы покупаем маме на дачу 50-литровый баллон, которого хватает месяцев на шесть (это с вареньем, консервацией, борщами и т.д.). После поднятия акциза придется платить на 45 грн в месяц больше. Пусть кто-то потребляет в 2–3 раза больше, 100–140 грн/мес. — это трагедия? Поэтому сказки о конце света из-за поднятия акциза на LPG — чистая манипуляция (как и та, что ниже).

Источник

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Теги по теме
Экономика цены
Источник материала
loader