Неделя переговоров: два визита — госсекретаря США Энтони Блинкена в Киев и президента РФ Владимира Путина в Пекин являются ключевыми накануне обсуждения украинской формулы мира в Швейцарии. Очевидно, стороны говорили о решении войны в Украине. Но приемлемы ли такие предложения?
Макрон и фон дер Ляйен против Си Цзиньпина
Китайский лидер Си Цзиньпин впервые за несколько лет совершил государственный визит в Европу. Он готовился месяцами. До этого Си в Пекине принимал как европейских лидеров — Франции, Германии, Испании, так и высокопоставленных чиновников США. В конце концов маршрут для поездки был определен: Париж, Белград, Будапешт. Если в Сербию и Венгрию Си приехал фактически как хозяин — Китай финансирует инфраструктурные объекты в этих странах, предоставляя огромные кредиты, то в Париже его ждали, действительно, для переговоров, а не только за столом в горном ресторане. Как бы ни пытался лидер Китая избежать встречи с европейскими лидерами и не поехать в Брюссель, Брюссель приехал к Си в лице президента Европейской Комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Говорили не только об экономике и торговле, но и о геополитике, в частности, о войне России против Украины, или как говорят в Китае — "украинский кризис".
И хотя эксперты отмечают, публично после парижской командировки Си ничего в вопросе Украины не изменилось: Макрон и фон дер Ляйен в который раз пытались убедить Китай не поддерживать Россию в ее агрессии против Украины, а именно не предоставлять Москве оружие и товары двойного назначения, а из уст Си по украинскому вопросу не прозвучало ничего нового — тот напомнил, что Китай не стоял у истоков этого кризиса, не был его стороной и не принимал в нем участия, но за кулисами переговоров в Париже были обсуждены месседжи, которые Си мог бы представить Путину в Пекине. Последний запланировал первый свой визит после избрания президентом именно в Китай, 16-17 мая. Европейцы пытались побудить Китай экономически повлиять на РФ. Говорят, разговор в Париже был достаточно эмоциональным, что заметили представители медиа, указав, что увидели Си красным и раздраженным. В конце концов, Макрон и Урсула фон дер Ляйен уточнили: взаимоотношения Пекина и европейского рынка будут зависеть от выполнения Пекином санкций в отношении РФ.
"Сначала был визит Блинкена в Китай, а затем — Си Цзиньпина в Европу. На этих встречах могли обсуждать, насколько США и союзники могут повлиять на ограничение Китая в получении важных для него технологий в случае дальнейшей поддержки РФ. И хотя Пекин говорит, что не поставляет РФ ничего запрещенного, но эти заявления не соответствуют действительности. Вероятно, на встречах с Си были продемонстрированы доказательства таких поставок, сказано, что если будет продолжаться так дальше, то будут искать тех, кто в глобальной экономике может занять место Китая, создавая производственные мощности Например, за 20 лет Индия могла бы заменить Китай, — говорит Фокусу главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований Иван Ус. — Китай стал таким глобальным, какой он есть сейчас, из-за того, что в 2001 году ему позволили быть составляющей глобальной экономики. До этого он экспортировал ежегодно на 300 миллиардов, в 2023 году — на 3,4 триллиона. Из Китая создали большую производственную площадку — фабрику мира. Если ее ограничить, будет заметно".
Киевское турне Блинкена
Между встречами в Париже и Пекине в Киев с необъявленным визитом 14 мая приехал госсекретарь США Энтони Блинкен. Хотя необъявленным этот визит можно считать условно — программа пребывания была достаточно насыщенной и продолжительной — двухдневной. Киевляне, узнав о приезде, шутили, мол, этой ночью точно должны выспаться — вряд ли Путин направит ракеты на столицу. И, действительно, ночь с 14 на 15 мая в Киеве прошла без тревог.
Накануне Блинкен демонстрировал свою уверенность, мол, несмотря на войну в этом городе можно передвигаться, обедать в ресторане и играть на гитаре. Государственный секретарь США побывал на Майдане Независимости, выступил перед студентами Национального технического университета, пообедал в известной пиццерии и спел Rockin' In The Free World в подвале одного из столичных баров. Очевидно, пытаюсь понравиться не только украинцам, но и передать месседж американцам — мол, мы выполняем обещание, поддерживаем Украину, как вы хотите, она уже в относительной безопасности.
Эксперт Совета внешней политики "Украинская призма" Александр Краев говорит, что многое осталось за кулисами переговоров в Киеве. Он убежден, и визит в Париж, и визит в Киев — это подготовка к Формуле мира в Швейцарии.
"После комплекса визитов под условным названием "Китай-Запад", к которым были приобщены в первую очередь как раз американцы и французы, именно они теперь донесут нам позицию Пекина и относительно участия в Формуле мира, и четырех пунктов Китая, и частично относительно Вашингтонского саммита НАТО", — говорит он. И на позицию Китая надо обращать внимание.
"В то время как американцы нам обрисовывают горизонты ближайших двух месяцев, китайцы со своей стороны делают это с россиянами. Ничего удивительного, это классическая практика Холодной войны, и теперь это так работает", — добавляет эксперт Совета внешней политики "Украинская призма".
Что сказал Си Цзиньпин Путину
Пока Блинкен гулял по Киеву, президент РФ Владимир Путин в Москве собирал чемодан в Пекин, чтобы посетить "дорогого друга". У них были запланированы не только переговоры в узком и широком формате, но и неформальные тет-а-тет после концерта, отмечают в Кремле. "Самое важное в Китае выпить чай, наедине особенно", — цитировал помощника Путина Юрия Ушакова "Интерфакс".
Встречи Путина и Си уже давно стали регулярными, их уже состоялось несколько десятков. В частности, накануне полномасштабного вторжения в Украину Путин также гостил в Пекине, где говорил о "дружбе без границ и сотрудничестве без запретных зон". И на практике это работало так, что именно Китай после начала новой волны агрессии РФ, помогает Москве обходить многочисленные санкции, о чем не раз говорили в США и в ЕС.
На этот раз с Путиным в Китай поехал новый министр обороны Андрей Белоусов, его предшественник, а ныне секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров и еще несколько министров, два десятка губернаторов и глав государственных компаний.
Накануне своего визита Путин дал письменное интервью китайскому информационному агентству Синьхуа. В нем он снова заговорил о гарантиях для России, жаловался на введенные санкции и заявил, что готов к переговорам по Украине. "Мы хотим всеобъемлющего, устойчивого и справедливого урегулирования этого конфликта мирными средствами. И открыты к диалогу по Украине, но это должны быть переговоры, учитывающие интересы всех вовлеченных в этот конфликт стран, в том числе и наши интересы", — сказал он.
"Путин хочет понять, изменится ли политика Китая после визита Блинкена в Пекин и Си в Европу. У России есть опасения того, что Китай может в один момент сказать, что мол у нас есть США и ЕС, куда мы поставляем товаров на триллион долларов, и эти средства для нас очень важны, — предполагает консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований Иван Ус. — РФ боится этого".
Эксперты прогнозировали, что Китай, для которого, в отличие от РФ, важен европейский и американский рынок — вместе 45% всего товарооборота Китая, в то время как РФ — только 2%, и будет уменьшать поддержку Москвы. Он будет выбирать стабильность в обмен на не финансирование войны против Украины. "И уже заметно, что выбирает Пекин, который изменил собственную риторику: дипломаты перестали называть россиян "дорогие друзья", "союзники", а ограничиваются словом "партнеры". И даже не "надежные партнеры", как было до февраля 2022 года. Китай демонстрирует, что Россия ему нужна, но просто как дешевый ресурсный хаб", — говорит Фокусу президент либерально-демократической лиги Украины Артур Харитонов. Или же будет сигнализировать о поддержке РФ, выстраивая публичные отношения не только с Москвой, но и Тегераном.
Вывод: что объединяет позиции Запада и Пекина
Эксперты отмечают, после этих визитов позиция мира не изменилась: он не готов к распаду РФ. И этот факт можно повторять множество раз на разных форумах и во время переговоров в разных форматах. Никто в странах то ли большой семерки, то ли большой двадцатки не видит перспектив краха РФ в том понимании, как это хочет Украина. Как это уже было с Советским Союзом или Российской империей.
Но если нет видения распада, есть видение сохранения РФ в международно признанных границах. Да, все европейские, американские и даже азиатские лидеры, в том числе и Си, будут говорить публично, что поддерживают суверенитет и территориальную целостность Украины, но на самом деле, будут искать компромисс, как угодить Москве.
Вспомним решение вильнюсского саммита НАТО летом 2023 года. Тогда Украине было отказано в политическом приглашении к членству в Альянс прежде всего из-за позиции США и Германии и предложена идея создания двусторонних соглашений по безопасности, которых сейчас подписано девять, в частности, с Великобританией, Францией и Германией. И в этих соглашениях речь идет об обещаниях финансовой поддержки, предоставлении оружия и боеприпасов, налаживании работы оборонно-промышленного комплекса, обучении украинских военных. То есть все то, что позволит Украине продержаться и не проиграть. Умышленно не говорим победить, потому что победу мир и Украина, очевидно, видят несколько по-разному.
Мировые лидеры работают над тем, чтобы вести всестороннюю политику сдерживания РФ, чтобы она не могла совершить еще одну волну полномасштабной агрессии, уровня февраля 2022 года. Но если вдруг такое произойдет после остановки войны повторно, страны-гаранты обещают проводить экстренные консультации в течение 24 часов.
Иными словами — эти двусторонние соглашения по безопасности посвящены не только нынешнему противостоянию, но и будущему, до которого, надеются, не дойдет.
"Предполагаю, что международные партнеры видят кого-то после Путина. Есть страх, что Россия распадется на мелкие кусочки, и страх использования ядерного оружия. Они не знают, где окажется ядерное оружие, хотя имеют опыт развала гораздо большего монстра — СССР", — говорит Фокусу политолог Олег Лесной.
И все, что остается — думать об условиях мирных переговоров: прекращении боевых действий, фиксации условной линии разграничения, принятии временно оккупированных территорий.
Несмотря на заявления Путина о мирных переговорах, он их определяет для себя как капитуляцию Украины, РФ не видит смысла останавливать войну. И именно поэтому европейцы пытались сказать Си, чтобы тот передал РФ, что капитуляции быть не может, может быть длительная пауза, названная перемирием.
Сейчас уже известно, что во время пресс-конференции в Пекине Си Цзиньпин заявил, что Китай и Россия настаивают на "политическом решении" войны в Украине.
Политически — это с привлечением РФ к переговорам. Как мы знаем, такая позиция кардинально отличается от позиции Украины. Украина заявила, что не будет говорить с представителями власти Путина и самим нынешним хозяином Кремля.
"Безусловно, Китай будет настаивать, чтобы Россия была одной из сторон переговоров в Швейцарии. Но и Украина выступает критически против этого. Возможно, ее привлекут на более позднем этапе, — думает Ус, — и партнеры будут требовать этого от Украины по договоренностям с Китаем. Но замысел таков, что основные месседжи должны быть выработаны именно на Саммите мира в июне, с привлечением Китая и других стран Глобального Юга, а дальше начнется их реализация. Уже был случай, когда на консультации в Саудовскую Аравию приехал представитель Китая. Россия была в шоке. Я, как человек, который часто общается с российскими экспертами на арабском телевидении, помню этот период, когда россияне не могли ответить на вопрос, как они относятся к этой встрече, потому что критиковать ее они не могли — там был посланник Пекина. Как очень хорошо сказала бывшая советница премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля Евгения Габер: "Если турки настаивают на присутствии России на переговорах в Турции — это не проблема. Капитуляцию РФ Украина готова подписать в Стамбуле. Добавлю, что и в Пекине готова также подписать", — резюмирует Ус.