Аэродром Гостомель стал не только местом, с которого началась атака на Киев, но и символом провала россиян. Поскольку плацдармом для захвата столицы россияне его так и не сделали. В конце марта 2022 года россияне бежали так, что сожгли все со злости.
Навстречу российским десантникам вылетели и наши ДШВ
Первым принять бой пришлось нацгвардейцам, преимущественно срочникам, находившимся на территории аэродрома. На помощь им отправили десантников, разведчиков и спецназовцев. Был среди них и Владимир, командир взвода снайперов 80 отдельной десантно-штурмовой Галицкой бригады.
– Утро началось как почти у всех со взрывов. Получили оружие, боеприпасы, разделились на штурмовые группы. Уже вечером 24 февраля выдвинулись на вертолетах тремя бортами десантироваться возле поселка Блиставица в окрестностях Гостомельского аэродрома, — рассказывает Владимир.
Фото: Факты ICTV
Вместе с другой тактической группой и спецназовцами должны были с нескольких флангов атаковать оккупантов и штурмовать аэродром.
– Одна из боевых задач была занять по возможности взлетную полосу и взять ее под огневой контроль, потому что, по данным разведки, вооруженные силы РФ собирались посадить самолеты Ил-76 с подкреплением десанта. И наша задача была не допустить этого, – говорит снайпер.
Высадились, вертолеты наносили огневое поражение по периметру аэродрома, сбросили тяжелые вещи и совершали пеший марш к аэродрому.
– Столкнулись с очень сильным противником, который нас в принципе ждал. Грубо говоря, попали в засаду, хорошо спланированную. Насколько известно, там была 45 бригада специального назначения воздушно-десантных войск РФ. Это были, пожалуй, наиболее подготовленные кадры, во всех аспектах – боевая подготовка, материально-технические средства позволяли большой спектр задач выполнять, в темное время суток вели эффективно бой, это показывает профессиональную армию, — рассказывает боец.
Попали в окружение, из которого выходили 10 дней. Пересекали реку Ирпень, несколько раз попадали в засаду.
– Мне кажется, вышло выиграть необходимое время, которое было нужно, это самое главное, чтобы развернуть основные силы, провести мобилизацию и другие мероприятия, — говорит Владимир.
Зачищал Интернациональный легион
Что оставили после себя оккупанты, видели бойцы Интернационального легиона, куда вошел и Надим Хмаладзе. Он принимал участие в боевых действиях со 2 марта. 17 марта потерял побратимов из Сакартвело, принимавших участие в отпоре российской агрессии. В общей сложности 60 добровольцев-грузин погибли в Украине после 24 февраля 2022 года.
– Мы вошли в Гостомель. Сначала била артиллерия, а мы зашли на зачистку, шаг за шагом. Но россияне уже убегали оттуда. Это было где-то 27-28 марта. Там мы отравились каким-то химическим оружием. Мы сделали антидот, но долго потом лечились в госпитале. Я лежал четыре раза. Очень повреждены легкие, – говорит Надим.
Почерк у русских повсюду одинаков, где бы они ни воевали, поэтому Надим с побратимами застал сожженный аэродром и сожженную Мрию.
– Они не оставляли ничего. Чтобы что-то уцелело – мы такого не видели. Все сожжено. И они повсюду так поступают – это было и в 2008 году в Грузии. Рашисты, фашисты – это для меня одно и то же. Они только уничтожать могут. Мы знаем, что эта война – это и наша война, если мы не остановим этих рашистов в Украине, дальше будет и Грузия, и Балтия, и Молдова, – говорит Надим.
Фото: Факты ICTV
По его словам, в начале полномасштабного вторжения РФ удалось выстоять, потому что весь народ действовал сообща.
– И артиллерия, и штурмовики, ГУР, ВСУ и тероборона. Я был в восторге от теробороны, и даже местные жители. Вот именно единый народ – причина, почему россияне ушли. Я всегда говорю, что Украина, украинцы – это герои XXI века, – отмечает Надим.
Самолеты рассредоточили по аэродрому, чтобы взрыв одного не задел другого
Начальник аэродромно-диспетчерского центра Владимир Смусь за 2 года полномасштабного вторжения дал уже не одно интервью, общался с десятками иностранных делегаций, потому что он один из тех, кто 24 февраля провел здесь.
– Аэродром работал всю ночь, потому что закончили как раз испытание двигателей на самолете Ан-225 Мрия. На 24-е как раз думали, что получим документы, которые будут подтверждать летную пригодность этого самолета к выполнению летной работы, ночью еще выпускали самолет Ан-124 по маршруту. В шесть часов некоторые специалисты уехали уже домой. А в 8:30 приезжает следующая смена. Но уже в 5 часов утра мы знали, что была обстреляна территория Украины, что по военной части, которая рядом здесь расположена, тоже был нанесен ракетный удар, — рассказывает Владимир.
Поэтому руководство решило ограничить количество специалистов, которые должны быть здесь и выполнять работу.
– Здесь были экипаж Мрии, диспетчерский персонал, метрологический и служба обеспечения наземного обслуживания, технические бригады. Где-то в общей сложности находилось до 100 человек. Руководящий состав находился на территории аэродрома. Понимаете, если ты выбрал себе такую работу, ее нужно делать. Это как у военных. Если ты обеспечиваешь работу аэродрома, надо ее обеспечивать, — говорит Владимир.
Мрия стояла на своей стоянке. Она еще ждала “зеленого света” на вылет.
– В 9:00 были еще попытки договориться с государственными органами, чтобы самолет мог вылететь с аэродрома, — вспоминает Владимир.
Но добро так и не дали, тогда Мрию и перекатили в эллинг, то есть под накрытие, говорит Владимир. Именно там, в конце концов, россияне ее и уничтожили. Все остальные самолеты тоже рассредоточили по стоянкам: на случай, если повредят один самолет, чтобы не задело другой. Но настолько массированный был захват, что самолеты, которые были заправлены, все были уничтожены. Те, которые не были заправлены, повреждены, но уцелели.
Фото: Факты ICTV
Налет российских вертолетов Владимир хорошо помнит.
– Где-то в 11:20 мы услышали работу вертолетов. Это характерный звук, который ни с чем не спутаешь. И когда мы увидели, что с позиций подразделений, которые располагались на аэродроме, пошли первые пуски ракет, мы поняли, что это летят не наши вертолеты, — говорит он.
Согласно протоколу, в случае ракетной опасности персонал спустился в укрытие, где и находились преимущественно при захвате аэродрома. Периодически выходили, чтобы понимать, что происходит.
– Тогда мы уже видели, что горят автобусы. Наши самолеты, которые были на перроне, пылают. Все самолеты, заправленные к тому времени, были уничтожены – АН-74, АН-28, АН-26. Мрия тогда еще была цела. Но все-таки россияне ее позже сильно повредили.
Уже впоследствии во время разбора мы нашли НУРС (неуправляемую авиационную ракету — Ред.), которая была в хвостовой части, но не разорвалась. И это чудо, потому что в ней (в Мрие, – Ред.) было 30 тонн топлива во время испытания двигателей. И если бы все было мирно, то 24 февраля самолет покинул бы территорию, — говорит Владимир.
Когда начали пылать автобусы, самолеты, командир пожарной части, обслуживавшей аэродром, попытался выехать на тушение пожара, и его россияне расстреляли с вертолета, коллег ранило. Тело самого командира оккупанты вернули только летом 2023 года.
Когда оккупанты захватили аэродром, то гражданских и военных разделили. Гражданским все время говорили “ничего не бойтесь, мы пришли вас освобождать”, и наконец отпустили с территории. Военных держали в морозильных камерах столовой, пытали, ломали зубы. Детали этих пыток рассказывают те из военных, которые постепенно возвращаются из плена.
Руслан еще взлетит, а Мрию построим новую
Во время оккупации инфраструктура авиационного комплекса была уничтожена примерно на 60% – аграрный, лабораторный комплексы, стоянки, — рассказывает Максим Саноцкий, заместитель генерального директора по авиационно-транспортной и летно-испытательной деятельности ГП Антонов.
– Сейчас мы восстанавливаем в основном инженерные сети – электроснабжение, водоснабжение, отопление. Люди работают, понемногу восстанавливают. Мы разработали и понемногу реализуем концепт Антонов-2. Это очень масштабный и дорогой проект, но мы все верим, что это будет реализовано, — говорит Максим Саноцкий.
Только на восстановление ангарного комплекса потребуется 20-30 млн долларов. Восстановление в общей сложности обойдется в сотни миллионов долларов, если не миллиарды.
– Сильно поврежден АН-124-100. Сейчас идут исследования возможности восстановления этого самолета. Мы считаем, сколько нам нужно будет капитальных средств, и время, которое потребуется для восстановления, – говорит Саноцкий.
Фото: Факты ICTV
Мрия восстановлению не подлежит, но ее элементы будут использованы при восстановлении Мрии-2.
– Я считаю, что это послепобедный проект, потому что здесь должны быть задействованы не только украинские предприятия, но и зарубежные партнеры. Это будет очень масштабный проект и очень дорогой. Но это такой символ, что я считаю, что если мы сможем отстроить Мрию, то и Украину отстроим, — говорит Саноцкий.
Согласно новому концепту, отстроенный аэродром станет западными воротами Киева и даст толчок развитию всего региона. Концепт предполагает и построение пассажирского терминала, и развитие летной полосы, и подвоз по железной дороге.
Согласно проекту, на восстановление понадобится 1,5-2 года, так что уже сейчас ведутся переговоры с поставщиками, чтобы начать восстановление сразу после победы.