Живопись пеплом и землей. Как Олег Базилевич — военный, сценарист, ученый, полиглот, художник — видит и фиксирует войну
Живопись пеплом и землей. Как Олег Базилевич — военный, сценарист, ученый, полиглот, художник — видит и фиксирует войну

Живопись пеплом и землей. Как Олег Базилевич — военный, сценарист, ученый, полиглот, художник — видит и фиксирует войну

Живопись пеплом и землей. Как Олег Базилевич — военный, сценарист, ученый, полиглот, художник — видит и фиксирует войну

Феноменом современной украинской армии является то, что в ней много гражданских, в частности учителей, преподавателей, айтишников, инженеров, менеджеров, художников и поэтов. Один из таких героев, в прямом смысле этого слова, — ученый-географ, историк, писатель, сценарист игрового и документального кино, переводчик-полиглот, художник Олег Базилевич.

Инфоповодом для эксклюзивного интервью послужило недавнее открытие первой персональной выставки Олега Базилевича в залах галереи «Хлібня» Национального заповедника «София Киевская». Художественная выставка добровольца (на войне с 24 февраля 2022 года), старшего лейтенанта, заместителя командира батареи 1-го самоходного артиллерийского дивизиона 1-й отдельной танковой Сиверской бригады. Все представленные в экспозиции работы Олег написал на линии фронта в период с марта 2022-го по февраль 2024 года. Выставка «Фронтовая палитра», организованная при поддержке культурного центра «Дом Мастер Класс», будет открыта до 16 марта.

Фото предоставлено автором

Попробуем представить грани Олега Базилевича, в которых он ярко реализуется и о которых мы смогли поговорить. Как поделился Олег, ему, католику, начиная со зрелых лет, помогает давняя буддийская практика — «вертикальная диссоциация»: «Нужно выделить определенный аспект своего сознания, «внутреннего наблюдателя», и отделить его от себя, чтобы взглянуть на себя не «сбоку», а «сверху». Тогда четче понимаешь, о чем этому человеку «внизу» лучше сейчас думать, чему уделить внимание, что делать. Так я и стараюсь делать то, что на самом деле нужно».

Фото предоставлено автором

 

Художник

— Олег, в свой военный рюкзак вы положили альбомы, карандаши, краски, кисти и даже флейту. Почему?

— Поскольку я понимал, что, может, никогда и не вернусь к этим занятиям. Если идешь на войну, ты уже фаталист. Понимаешь, что в любой момент все может прекратиться.

⸺ С 2022 года ваша палитра состоит преимущественно из земли, глины, сажи, пепла...

— А еще из растительного сока, например от лепестков подсолнечника в отдельных работах. Именно дожди лета 2022-го, невероятная грязь, в которой пришлось выполнять разные задачи, натолкнули за мысль, что почву и глину из окопов можно использовать вместо красок. Рисовать землей — это не то, во что вкладываешь какой-то мистический смысл, он сам туда вкладывается. Это же наша земля, Отчизна, от нее сила. Мы все с ней крепко связаны, хотя, возможно, далеко не все из нас осознают эту связь.

Фото предоставлено автором

⸺ Когда вы начали рисовать?

— В три года. Я увидел красный мотоцикл, он мне очень понравился, и я взял красный карандаш и нарисовал его. (Улыбается.) Вышло неплохо. И на сегодняшний день рисованием занимаюсь по внутреннему зову. Был пример отца (Олег Петрович Базилевич — известный футболист, тренер. — М.М.). Он рисовал, увлекался скульптурой. Его мама и бабушка тоже рисовали. Бабушка отца была известной на Полтавщине мастерицей петриковской росписи, печи расписывала. Карловский район Полтавской области — там никого не осталось во время Голодомора, все погибли. Потомки запорожцев, выдворенных Екатериной после уничтожения Сечи. О них сохранилось много интересных историй. Знаю, что прапрадед был чумаком... Но в Голодомор вымерло все их село. Выжила мать отца, потому что тогда уже работала преподавательницей в Харькове. А все другие родственники погибли.

Возвращаясь к своему увлечению живописью, должен сознаться, что когда уже был студентом географического факультета, все равно пошел на подготовительное отделение архитектурного факультета художественного института, где моим учителем был такой мастер как Виктор Владимирович Крыжанивский. Потом отдельно учился у нашего выдающегося педагога Григория Яковлевича Хусида.

Фото предоставлено автором

 

Географ-историк

⸺ Почему выбрали факультет географии?

⸺ Я любил все науки, и общественные, и естественные, и точные, и гуманитарные. Но выбрал географический, потому что географию знал лучше всего, а, например на исторический факультет надо было иметь так называемую поддержку, то есть печально известный «блат». Считаю, что история и география — это в своей глубине одна и та же наука, которую просто разделили, чтобы было удобнее преподавать. На самом деле нет ничего исторического, что бы ни было географическим. И наоборот. Еще меня влекли международные отношения, философия, романо-германская филология. Если бы был свободный выбор, наверное, пошел бы на что-то международное, потому что очень любил изучать иностранные языки, много читал в оригинале еще с детства.

⸺ Какими языками владеете?

⸺ Английским, польским, испанским, немножко чешским и болгарским. Есть планы изучить и другие языки.

— Но вернемся к истории, потому что историю вы исследуете с юности, с ней и над ней работаете как публицист, писатель, сценарист.

— История лично мне интересна тем, что она исследует причины, следствия, возможности, окна возможностей, которые возникают в определенные исторические моменты. К сожалению, самон распространенное — толкование истории просто как записи хронологии событий. Меня больше интересует содержание того, что происходит. Уверен, все имеет скрытое содержание, скрытую причину. У меня много историков в роду. (Улыбается.) Сестра и мама отца — кандидаты исторических наук, преподавали в свое время в киевском университете.

Фото предоставлено автором

— В 2015 году вы написали статью о «войне всех против всех, когда все ветви на этом страшном дереве войны начнут вдруг плодоносить». По тезисам вашей статьи был создан большой документальный фильм «Третья мировая война». Как вы можете прокомментировать это исследование сегодня — в начале 2024 года, уже имея практический военный опыт?

— Соглашаюсь с тем, что говорят: истекает третий год «трехдневной операции» в десятилетней войне, которая длится уже почти девять веков. (Улыбается.) Впервые Киев они сожгли при Андрее, так называемом Боголюбском, в далеком ХІІ веке.

⸺ Где мы сейчас?

— Всегда думал, что нам нужно мыслить большими категориями. Но, вместе с тем, видеть и маленькое, и большое. Важно постичь, что войну за создание крупнейшей империи в мире начал Чингисхан, а сейчас ее продолжает Путин. Эта война за захват и контроль над территориями отвечает мышлению тиранов, деспотов суши. Есть разные типы цивилизаций: цивилизации путей и цивилизации границ. Киев, историческая наша Русь, — это цивилизация путей, «из варяг в греки», все наши реки были торговыми путями. А империя Чингисхана, Российская империя — это цивилизации границ. Между этими двумя типами цивилизаций глубокий системный конфликт. Это глубокие архетипичные вещи, которые лежат в основе разных культур и всех длительных военных конфликтов. Цивилизации границ стараются расшириться и часто не дают права соседям на самостоятельное существование. Мы сталкиваемся с очень важным вопросом, значение которого часто недооценивают. А именно: насколько сильным или даже определяющим может быть влияние географической карты. Взглянем на факторы развития англо-саксонской цивилизации: пути соединений, мореходство, диффузию нововведений и институций, контакты, коммерцию. И сравним с «кацапстаном», у которого единственная цель — как когда-то у Орды, «максимизация пастбищ», завоевание новых территорий, покорение всего цивилизованного живого большой евразийской степи. Эти вещи нужно осмысливать и говорить о них с миром, который, судя по всему, не очень понимает, с чем мы имеем дело.

Фото предоставлено автором

 

Писатель, сценарист

— Вы об этом много пишете. В вашем творческом багаже больше 50 сценариев и несколько десятков наград в области игрового и документального кино. Расскажите о своем самом большом проекте, на который вы, насколько известно, не теряете надежды получить государственную поддержку.

⸺ Роман «Паратихион» открывает занавес тайны жизни одного из самых удивительных авторов, писателей средневековой Руси — Нестора-Искандера, оставившего серьезное литературно-историческое произведение «Повесть о взятии Царьграда турками». Позже я написал сценарий полнометражного игрового фильма на украинском и английском, который собрал много наград престижных международных кинофестивалей и конкурсов сценариев. Украинский культурный фонд немного поддержал эту инициативу, выделил деньги на игровую документалку, которая тоже имеет награды.

Однако у этого проекта амбиция полнометражного игрового фильма, исторической драмы. Есть огромная черная дыра в истории Украины — мы не знаем, что происходило от Батыя до Богдана. А это целых четыреста лет. Тему, связанную с Нестором-Искандером, я для себя открыл 15 лет назад. Падение Константинополя — XV век, это излом эпох. Закончилось Средневековье, началось раннее Новое время и великие географические открытия. Но успешных фильмов об этом историческом периоде нет, и мы понимаем, почему. Очень сложно, много событий, все переплелось, как и сейчас. Но фигура Нестора-Искандера — это, образно говоря, гвоздь, на который можно повесить одну большую сложную и целостную картину смены эпох. Возможно, сейчас мы тоже живем в такой сверхважный исторический момент, который прямо или косвенно определит судьбу мира на века вперед. И наша роль в этот момент ключевая.

То есть и дальше ищете возможности государственного финансирования этого мощного имиджевого проекта?

— Мы подавали заявку в Госкино, потому что инициатива создать фильм такого масштаба должна идти от государства. Ждем ответа. А иностранцы готовы принимать участие. Верю, воплощенный проект будет иметь и коммерческий успех.

(Сценарий «Паратихион» (Parateihion) получил двенадцать международных наград, в частности победил на London Movie Awards i Florence Movie Awards. — М.М.)

Фото предоставлено автором

 

Военный

Что повлияло на ваше решение с оружием в руках оборонять Украину? Что двигало вами?

— С Россией у меня на уровне семьи, предков есть свои счета. Моего прадеда, который был прокурором в Киеве, большевики расстреляли, когда Муравьев ворвался в город (во время необъявленной войны советской России против УНР. — М.М.), его убили во время первой волны российских репрессий. Потом последствия Голодомора, о которых я уже упоминал. Много ветвей моего родового дерева уничтожила империя.

У меня было немного времени для раздумий, но совсем чуть-чуть. Полдня. Принял решение методом исключения. Если я пойду, меня могут убить, но по крайней мере у меня будет оружие в руках, и это плюс. Я не умру беззащитной жертвой, а буду участником событий — это снова плюс. Да, на фронте может быть холодно, голодно, дискомфортно, травматично, опасно — это куча минусов. Но если я не пойду — всю жизнь буду чувствовать укоры совести, что не пошел, когда это надо было сделать. Это объективная потребность, даже более высокая, чем наша способность ее постичь. Когда такое случается, это императив. Гумилев-младший писал о пассионарности, пассионарном толчке. Очень интересные вещи писал. Когда есть критическая масса людей (но речь идет о небольшом проценте), готовых пожертвовать жизнью ради высшей цели, именно они дают пассионарный толчок всему народу. Это вполне естественно. И Украина сейчас переживает такой пассионарный толчок. Ради Украины, чтобы нация была. Потому что нас может и не быть. Историческая судьба Украины и украинского народа решается просто сейчас на весах Истории. Нельзя стоять в стороне и смотреть.

— Мы с вами разговариваем в конце февраля 2024 года. Очень многие украинские пассионарии погибли, искалечены физически и ментально… Генофонд нации пострадал. И мы очень волнуемся за тех, кто на фронте сейчас, за вас лично. Какой месседж вы бы хотели передать мужчинам в тылу, кто может, но боится, колеблется?

⸺ Ну, нельзя не пойти. Понимаете?

— Предположим, я понимаю, но немало здоровых мужчин в Украине мыслят иначе. Что бы вы им сказали?

— Пусть готовятся. У кого нет военной специальности, того направят на курс молодого бойца или дадут такую специальность. Колеблетесь? А стыд вообще у вас есть? Думать «это не мое»? Так не получится. Это народная война — за выживание народа. И если ты часть своего народа, — поднимай зад и иди в военкомат. Если нет, то ты или чужак, или трус. Еще можно понять, когда есть действительно объективные причины — больные родители, состояние здоровья, какие-то семейные обстоятельства. Конечно, есть разные ситуации. Но вообще прятаться от войны — это позор для настоящего мужчины.

Фото предоставлено автором

 

Оптимист

⸺ Вы называете себя оптимистом. На чем ваш оптимизм зиждется?

⸺ На желании верить во что-то хорошее. В вере всегда есть оттенок надежды, что нам удастся спастись. Вера без надежды — это не вера. А я верующий человек.

⸺ Ваши нынешние правила жизни выкристаллизованы войной?

— Кристаллизация произошла значительно раньше, еще в юношеские годы. Например, я понял, что не воспринимаю спиртные напитки. Мне противен их вкус. Еще хочу, чтобы у меня было чистое, ясное сознание. Этого вообще сложно достичь в жизни. Еще я давно понял, что хочу жить с чистой совестью. Возможно, потому, что не хочу гореть в аду. Но вообще так просто лучше.

 

Послесловие

Несколько дней назад Олегу Базилевичу сняли швы. Он проходит ВВК. Тридцать дней на восстановление — и возвращается к побратимам на фронт, где точно планирует быть, пока не демобилизуют по возрасту. 60 лет Олегу исполнится в ноябре 2024-го. «Мы сейчас возле Гуляйполя, в Запорожской области. Это, конечно, не самый горячий участок фронта, но нам там хватает…

Источник материала
loader
loader