Рецензия на фильм «Зона интереса» / The Zone of Interest
Рецензия на фильм «Зона интереса» / The Zone of Interest

Рецензия на фильм «Зона интереса» / The Zone of Interest

Даже если имя Джонатана Глейзера не вызывает у вас никаких ассоциаций, вы все равно почти стопроцентно знакомы с его работами. Ведь именно он снял известный клип на Virtual Insanity от Jamiroquai, а также сотрудничал с Radiohead и Blur. Формат исключительно клипов оказался для создателя слишком тесным, поэтому он перешел к полному метру. Его «Окажись в моей шкуре» и «Рождение» — выдающиеся, очень специфические фильмы, которые точно заслуживают внимания. «Зона интереса» продолжает экспериментальные традиции Глейзера. Рассказываем в нашей рецензии, каким получился фильм.

Плюсы:

нестандартная режиссура, которая работает на идеи кино; каждая сцена имеет свое место и по-своему жуткая; актерская игра идеально передает отсутствие сердца у нацистов; хорошие элементы фильмов ужасов; чрезвычайное техническое исполнение, в особенности — звуковое и музыкальное сопровождение

Минусы:

некоторые детали актерской игры и темпа повествования

9.5/10
Оценка ITC.ua

«Зона интереса» / The Zone of Interest

Жанр биографическая драма
режиссёр Джонатан Глейзер
В ролях Сандра Гюллер, Кристиан Фридель, Ральф Герфорт, Имоген Когге
Премьера кинотеатры
Год выхода 2024
Сайт IMDb

История фильма концентрируется вокруг не совсем обычной семьи коменданта концлагеря «Аушвиц» Рудольфа Гёсса (Кристиан Фридель). Он вместе со своей женой Хедвиг (Сандра Гюллер) и детьми пытается мирно жить в собственном дорогом поместье. Они выращивают цветы, отмечают различные праздники и строят планы. Но от самого «Аушвица» их отделяет одна высокая стена, поэтому обыденность семьи сопровождается криками пленных, выстрелами и другими ужасами Холокоста.

«Зона интереса» — тяжелое, сложное, комплексное кино. Причем во всех смыслах, начиная подготовкой к съемкам и заканчивая мелочами уровня звуков и отдельных деталей съемочных локаций. Рассказывать о нем очень тяжело, но даже это чувствуется закономерным. Ведь создать что-то подобного уровня точно было бесконечно труднее.

Например, возьмем техническое исполнение кино. Глейзер снова решил не ограничивать себя, но на этот раз он не ограничивал и актерский состав. Именно поэтому для съемок режиссер использовал несколько фиксированных камер, которые расположил в разных уголках воспроизведения имения Гьосса. Все камеры работали одновременно, а актеры были вольны действовать так, как им заблагорассудится. Режиссер описал этот подход как «Большой Брат в доме нацистов».

Такой прием создал для кино особое настроение. Даже несмотря на актерские таланты местных звезд, сама операторская структура придает фильму атмосферу наблюдения за тем, что никто не должен был увидеть. Но зрителя будто заставляют смотреть на жизнь «обычной», то есть максимально идеологической семьи нацистов.

Зона інтересу

И самое удивительное, что, вне контекста всего, жизнь здесь действительно обычная. К Хедвиг в гости наведывается ее мама, чтобы порадоваться за дочь, дети играют во дворе и отдыхают у реки. Но именно контексты передают весь безлюдный, почти сверхъестественный ужас ситуации.

Глейзер намеренно не показывает нам убийства, пытки и другие нюансы обыденности в «Аушвице». Но от них нельзя уберечь себя даже когда ты комендант концлагеря. Они просачиваются в мирную жизнь, напоминают о себе.

Тем более циничными и мерзкими кажутся главные герои, которые уже даже не игнорируют смерти людей вокруг, а используют их себе на пользу. Например, Хедвиг без лишних сомнений выбирает себе вещи узников, которых пленили в концлагере.

Зона інтересу

При просмотре можно вспомнить концепцию «банальности зла», но фильм демонстрирует нам зло совсем не банальное. Гёсс не просто выполняет приказы и пытается жить своей жизнью. Он использует идеологию Третьего рейха в свою пользу, не чувствует ничего при казни людей и сжигании остатков в крематории. Для его семьи война превратилась в такую же рутину, как завтрак или вечерняя прогулка. И от этого еще страшнее.

При этом «Зона интереса» не читает вам нравоучений, почти не демонстрирует «другую сторону» и в целом старается оставаться нейтральностью. Но именно такой вектор развития истории позволил ей стать еще более жуткой. Ведь жизнь семьи Гёсса никак нельзя назвать правильной или нормальной. Особенно когда маленький мальчик играет зубами умерших, а о расстреле человека отпускает комментарий «больше так не делай».

Ужасы присутствуют в фильме постоянно, но проявляют себя в основном в звуковом сопровождении. Постоянные выстрелы, крики, команды надзирателей в концлагере. В звуках разворачивается будто совсем другой фильм, который создает для вас ваша же фантазия. И это еще один способ, через который «Зона интереса» взаимодействует с вашим сознанием. Один из очень многих способов.

Зона інтересу

Звуковой дизайн кино вообще находится на каком-то потустороннем уровне. Каждый звук здесь попадает прямо в ваше сознание, а общее настроение роднит фильм с хоррорами. Постановка в целом также напоминает фильмы ужасов. Только вот ужасы здесь вполне реальны и основаны на исторических свидетельствах. Глейзер не зря потратил несколько лет, чтобы изучить все документы и имеющиеся данные о зверствах нацистов в «Аушвице».

Стремление режиссера к реализму заметно во всем. Например, технически фильм основан на книге Мартина Амиса с таким же названием. Но в книге были вымышленные персонажи, а Глейзер решил взять вполне реальных. Реальность фильм дополнительно приобретает через цветовую палитру. Команда использовала исключительно натуральный и практичный свет.

В фильме хватает странных, провокационных, грустных — и почти любых сцен. Это то кино, для которого существует жанр «видеоэссе на три часа о фильме на полтора часа». Потому что только об одной истории создания можно найти интересной информации на цикл документальных видео. А идеи, которые заложены в сценарий, опираются на кровавую историю человечества, поэтому их нельзя воспринимать легкомысленно.

Зона інтересу

Как такое кино вообще можно оценивать? Или больше — критиковать? Например, актерская игра Сандры Гюллер здесь снова выдающаяся, но в «Анатомии падения» она раскрылась лучше. А отсутствие четкой морали в текущие тяжелые времена также может для кого-то стать минусом. Как и немножко странный темп, как и почти полное отсутствие событий на протяжении всей истории. Но все это работает в рамках самого кино как произведения искусства. Искусства жестокого и беспринципного, но такого важного.

P. S. Дополнительно этот фильм заиграет новыми красками в контексте войны с Россией. Потому что в очень многих местах здесь считываются параллели с «обычными» россиянами.

Вывод:

«Зона интереса» недаром получила так много наград и номинаций. Но ни одна из них не стоит всех смертей и страданий, которые пережило человечество, чтобы в конце концов взглянуть на них под углом, который выбрал Глейзер. Режиссер с командой это прекрасно понимали, поэтому создали выдающееся технически, искреннее и жуткое кино, которое остается в сердце. Которое и должно там всегда быть, чтобы ужасы, на которые, к сожалению, и дальше будет обречено человечество, хоть для кого-то стали уроком.

Теги по теме
Кино
Источник материала
loader