Слово должно быть убийственным, но только для врага: интервью с создателями сериала Ботоферма
Слово должно быть убийственным, но только для врага: интервью с создателями сериала Ботоферма

Слово должно быть убийственным, но только для врага: интервью с создателями сериала Ботоферма

С начала полномасштабного вторжения СБУ заблокировала в Украине 76 ботоферм. Эти большие и маленькие империи зла существуют рядом с нами и глубоко пускают свои корни в украинское интернет-пространство. Особенно разрушительным их влияние стало после 24 февраля 2022 года, ведь в основном ботофермы распространяют выгодную для заказчиков ложь, и часто этим заказчиком является Россия. Поэтому они стали очень опасным инструментом в руках нашего врага.

О том, как устроены ботофермы, какие последствия может принести их деятельность и как легко попасть на их крючок, украинский зритель может узнать из четырехсерийного украинского сериала Ботоферма, успешная премьера которого состоялась в октябре 2023 года на телеканале ICTV2.

Эта драма с элементами политического триллера рассказывает о бывшем радиоведущем Антоне, который из-за финансовых трудностей переезжает в Киев и начинает работать в столичной ботоферме. В процессе он понимает масштабные возможности инструмента, который оказался в его руках, а также, что с его помощью ведут не только личные, но и межгосударственные войны. События сериала происходят в период с 2020 года до начала полномасштабного вторжения России в Украину.

Сейчас смотрят

Главную роль в сериале сыграл актер Максим Симчак. Кроме него, в сериале сыграли Михаил Кришталь, Римма Зюбина, Виктор Жданов, Дарья Легейда, Олег Иваница, Константин Корецкий, Тамара Антропова. Эпизодическая роль певицы в одной из серий досталась Анастасии Приходько.

Как создавался этот четырехсерийный фильм, какие смыслы закладывали в этот продукт и об актуальности проблемы ботоферм в Украине мы поговорили с создателями сериала — режиссером-постановщиком и соавтором сценария Тарасом Дронем и автором идеи, соавтором сценария, креативным продюсером Валентиной Руденко.

— Как появилась идея сериала Ботоферма: во время полномасштабного вторжения или это “долгострой”?

серіал Ботоферма

Валентина Руденко — автор идеи, соавтор сценария, креативный продюсер

Валентина Руденко:

— Всю свою жизнь мне приходилось работать с информацией. Всегда это было два трека: либо донести собственную позицию, либо позицию бренда или власти. Тема информационной войны встала особенно остро, когда появился интернет, когда время доставки информации из любого источника из любой точки мира к потребителю начало измеряться в секундах. С одной точки зрения, мы получили колоссальный инструмент для того, чтобы мир стал ближе, с другой точки зрения, мы получили оружие, которое часто направляют против нас самих. Когда Россия стала использовать соцсети как оружие массового влияния в мире, у меня, как человека, который знал эти процессы, возникла идея рассказать об угрозах, которые стоят перед нами именно в информационной среде.

Гибридная война велась против Украины все годы независимости. Сейчас же фейки, пропаганда, манипулятивная информация — все, с чем работают ботофермы — приобрели еще большие масштабы. Главная цель россиян — втянуть украинцев в эту информационную войну и посеять раздор между нами. Поэтому мы создали интересную художественную историю о мире ботоферм, чтобы помочь украинцам понять, как и для чего искажается информация, как бессознательно можно стать заложником мошенничества в соцсетях и жертвой кибератак врага.

Идея проекта Ботоферма возникла за год до полномасштабного вторжения, в этот момент россияне вели свои гибридные войны по всему миру, а особенно в Украине и против Украины. Мне казалось, что можно простыми образами, словами, художественным инструментарием показать, как работает эта пропагандистская машина и насколько она опасна.

Этот сериал — не “долгострой”, но после полномасштабного вторжения сценарий претерпел определенные изменения. Мы включили в последнюю серию те кейсы, а именно бесстыдные фейки, которыми россияне пользовались перед началом самой страшной войны в Европе, которая началась 24 февраля 2022 года в Украине.

серіал Ботоферма

Со съемок сериала Ботоферма

— А почему решили воплотить идею в формате мини-сериала?

Валентина Руденко:

— Мы взялись за тему, которая имеет очень много составляющих: здесь и источники информации, и мотивы ее искажения, и судьбы людей. То есть сам массив данных позволял сделать не один фильм, и даже не один сериал. Так мы решили сделать мини-сериал.

Телевидение дает возможность, чтобы этот проект увидели миллионы людей в Украине и за ее пределами, кроме того, еще на диджитал-платформах и в YouTube. Мы осторожно вводим нашего зрителя в эту тему, набираем градус дискуссии и выводим его на те темы, которые так сегодня беспокоят украинцев и весь мир. Если вы посмотрите наш сериал с начала до конца, то увидите постепенное погружение зрителя в систему формирования информации. Сначала мы показали простые кейсы, которыми заполнен интернет — это реклама или антиреклама с жилыми комплексами, это то, что понятно любому зрителю, независимо от вида деятельности и уровня его понимания создания репутации, потому что каждый из нас где-то живет, получает ряд услуг, и это то, что мы можем оценить очень легко. Далее мы усложняем зрителю задачу и демонстрируем кейс формирования репутации известных людей на примере певицы, роль которой сыграла наша украинская звезда шоу-бизнеса Анастасия Приходько. А уже когда зритель получил определенные инструменты, разобрался на простых примерах, как просто формируется общественное мнение, а следовательно репутация, мы продемонстрировали самое тяжелое российское оружие — пятую колонну во власти и ведение гибридной войны. Именно гибридная война, по моему твердому убеждению, и является предвестником настоящей войны с ракетами, Градами, Шахедами и миллионной армией на границе.

Все наши кейсы объединены историей главного героя, который в начале попадает в сети этого процесса, не подозревая, что его уже схватил враг, который тестирует его на креативность и устойчивость и, в конце концов, использует как марионетку. Судьба главного героя и является основной для зрителя, именно его мотивации и трансформации по нашему замыслу должны заставлять каждого из нас поднимать планку критического мышления, тщательно проверять источники информации и быть очень осторожным с каждым собственным выводом в соцсетях или с репостами выводов других пользователей.

— Главный герой сериала начинает работать на ботоферме сперва совсем не осознавая, каким масштабным инструментом пропаганды это является. Для него — это возможность быстро получить большие деньги, которые так ему нужны. Популярна ли эта история среди украинцев, когда люди распространяют в соцсетях фейки, сами не осознавая разрушительного влияния?

серіал Ботоферма

Тарас Дронь — режиссер-постановщик, соавтор сценария

Тарас Дронь:

— Скорость развития информационных технологий, а особенно в разрезе информационной войны и пропаганды сделала в определенном смысле людей заложниками фейковых новостей. Фейки — это хорошо продуманные, ориентированные на эмоцию информационные вбросы, которые рассчитаны, чтобы влиять на сознание общества и не позволить людям даже подумать о проверке информации. Поэтому здесь ответ однозначно “да”, мы видим результаты сами.

Как говорил наш главный герой в сериале — “чем больше ложь, тем больше поверят”. Людей, которые критически думают, не так много. Однако из-за событий последних нескольких лет мы начали только учиться проверять информацию. Также большое количество фейков с легкостью попадает к людям старшего возраста, которые часто слепо верят новостям и не проверяют источники их происхождения. Действительно, о масштабах разрушительного воздействия можно только догадываться. Потому что фейки сеют раздор, постоянный страх, беспокойство, чтобы продать людям хлам или пропихнуть к власти нечестных политиков. Так распространяются враждебные нарративы, чтобы расшатать демократическое общество изнутри, будь то в Украине, Европе или в мире.

Валентина Руденко:

— Много ли украинцев участвует в этой войне сознательно или бессознательно, мне трудно сказать. С начала полномасштабной войны было выявлено более 100 ботоферм на территории Украины, сколько там задействовано именно украинцев — мне неизвестно, и видимо, этот вопрос лучше оставить СБУ, но то, что это “движение” существует, мы не можем отрицать и закрывать на это глаза. Мы все должны сейчас проявить такую выдержку в информационном пространстве, какую наши воины проявляют на поле боя.

— Ботофермы интенсивно распространяют враждебную пропаганду внутри Украины, и кое-где люди ей верят. В чем причина этой слепой веры таких людей, на ваш взгляд?

Тарас Дронь:

— По моему мнению, это частично еще результат пропаганды Советского Союза, которая обрезала украинцам крылья, рубила корни и язык. Соответственно, когда осведомленность, особенно в истории, является слабой, тогда люди слепо верят во что угодно. Люди в основном не имеют реальной позиции или имеют уже фейковое представление о себе, о стране и политической ситуации в целом в мире. А бессознательное общество превращается в стадо, которым легко манипулировать.

Валентина Руденко:

— Главная задача России на сегодняшний день — это разорвать Украину изнутри. Им не удалось захватить наши территории с помощью армии, и они уже точно знают, что причина их всемирного стыда в Украине — это дух и единство украинцев. Поэтому забрасывать нас нарративами, фейками, дезинформировать во всех сферах, чтобы разъединить, остановить этот процесс формирования единой украинской нации и уничтожить этот сильный украинский дух с помощью этого грязного информационного оружия — единственное, что у них осталось.

В первые дни полномасштабного вторжения украинцам удалось очень эффективно бороться со всеми российскими вбросами, особенно хорошо это получалось у тех, кто создавал мемы, они вирусились, стирали потоки российской дезинформации очень точными, острыми и смешными картинками. Я думаю, что россияне не ожидали в тот момент такого резкого прозрения и сплоченности украинцев именно в информационной войне.

А вот сейчас пошла другая волна, и она меня пугает, потому что россияне начали “убивать по одному”, четко выбирая цели, бить по самым неприятным для России вопросам, обесценивать мысли, реальные действия, а главное личности. Господин Буданов в одном из интервью говорит, что россияне уже даже не тратят больших средств на информационные битвы, они делают нам вброс, а дальше украинцы сами доводят дело до конца, не понимая не то что уровня разрушения, которое можно нанести стране, а самого факта, что сами уже стали и жертвами, и инструментами в российской войне против нас же. Это означает, что действия россиян в гибридной войне стали менее видимы, гораздо более коварны, а значит, очень опасны и разрушительны.

Мы, все люди, сейчас источники информации, а потому должны нести ответственность и понимать силу каждого напечатанного нами слова. Оно должно быть убийственным, но только для врага, мы все должны помнить, что каждый из нас является жертвой войны, что она пришла в наш дом в той или иной форме, мы должны осознавать, что мы не знаем, какие уже последствия принесла эта война нашему другу, товарищу, соседу, мы должны все сбиться в один кулак и давать ежедневно, ежесекундно по зубам нашему единственному общему врагу — России, а свои претензии друг к другу оставить, простить, отсрочить, но не дать россиянам нас самих разорвать изнутри, а значит, разрушить Украину.

— В кино мы играем в реальную жизнь, и именно здесь у кинематографистов часто бывают проблемы. Расскажите, как вы работали над образом столичной ботофермы.

Тарас Дронь:

— В первую очередь хочу отметить, что воссозданная нами ботоферма — это собирательный образ ботоферм, которые уже существуют. Таким образом мы разъяснили зрителю, как работает этот механизм. Сложность в том, что они действительно используются для пиара тех или иных людей, звезд, политиков, компаний, и за это невозможно привлечь к ответственности. Уголовная ответственность наступает, когда информация несет угрозу государственной безопасности. Поэтому мы в первых двух сериях сконцентрировались на принципе работы ботофермы, а в третьей и четвертой рассказали, как такая, на первый взгляд безопасная, ботоферма может превратиться в инструмент для формирования общественного мнения путем манипуляции. Мы имели несколько разговоров с реальными ботами, анализировали психологический портрет таких людей, и так появились наши персонажи. Поэтому я считаю, что нам удалось создать правдивый образ такой организации с правдивыми персонажами, но при этом не копируя какую-то одну конкретную ботоферму в поисках правды. Ведь правда жизненная и правда драматургическая — это разные вещи.

— Тарас, расскажите о внутренних трансформациях, которые на протяжении всей истории проходят главные герои.

Тарас Дронь:

— Главным героем является Антон. Он простой радиоведущий из небольшого городка, который становится руководителем столичной ботофермы. Скромный парень взрослеет, становится уверенным и заслуженным лидером, однако не замечает, как оказывается инструментом противоправных действий в руках врага, направленных против его же друзей и близких, против его страны. Осознание реального положения вещей толкает его на принятие решения: когда он понимает все угрозы, которые несет его ботоферма Украине, он разворачивает все ее мощности против своего же заказчика, и на своем примере пытается хоть как-то спасать ситуацию, говоря правду. Хотелось бы, чтобы зритель вместе с героем прошел этот путь трансформации, чтобы осознать реальную опасность, которую несут враждебные фейки в социальных сетях, и насколько легко можно быть обманутым и стать оружием в руках преступников в интернете.

серіал Ботоферма

Антон — главный герой сериала Ботоферма в исполнении актера Максима Самчика

— Что было самым сложным для вас во время работы над Ботофермой?

Тарас Дронь:

— Думаю, сложнее всего было получить на экране правду, рассказывая практически реальную историю. Это было важно, чтобы зрителю не казалось, что это просто какая-то фантастика, потому что иногда было такое впечатление. Даже актеры спрашивали меня в некоторых моментах: “А это действительно так происходит?”.

— Ботоферма учит своего зрителя более критично относиться к информации в интернете, объясняет, как создаются и распространяются фейки. Эффективно ли сейчас, на ваш взгляд, вот так разбирать острые социальные проблемы в кино, чтобы помогать обществу с ними бороться? Интересно ли это зрителю или как сделать так, чтобы это было для него интересно?

Тарас Дронь:

— Кино, а особенно сериалы — это очень хороший способ для раскрытия таких тем. Главное при этом не пытаться создать объяснение зрителю или инструкцию. Нужно выстраивать в первую очередь человеческую историю, понятную любому человеку, строить понятные отношения, а среду или тему ставить как обстоятельства, в которые попадает герой или героиня. По моему мнению, сериал или кино должны быть сделаны так, чтобы было ощущение, что это среди нас, где-то за стеной или в соседском доме происходит. Самое главное — не начинать убеждать зрителя в чем-то. Из хорошей истории зритель сам сделает выводы, и доказательством этого являются отзывы о Ботоферме после телепремьеры.

Теги по теме
СБУ
Источник материала
loader