NYT: Украина пытается нарастить торговлю через Черное море на фоне блокировки границы с Польшей
NYT: Украина пытается нарастить торговлю через Черное море на фоне блокировки границы с Польшей

NYT: Украина пытается нарастить торговлю через Черное море на фоне блокировки границы с Польшей

NYT: Украина пытается нарастить торговлю через Черное море на фоне блокировки границы с Польшей

Эксперты ожидают, что Москва может попытаться усилить свои удары по украинским портам, пытаясь остановить черноморскую торговлю.

В течение нескольких недель блокада границы польскими дальнобойщиками серьезно усложняла сухопутную торговлю Украины, не позволяя разрушенной войной стране экспортировать тонны зерна, задерживая доставку жизненно важного военного оборудования и сокращая и без того скудные доходы страны.

Но неожиданным спасательным кругом стал торговый маршрут, долго считавшийся слишком рискованным. И он пролегает через Черное море, пишет New York Times. Украинское правительство заявило во вторник, что более 10 миллионов тонн грузов уже было экспортировано через судоходный коридор, недавно созданный Украиной для обхода фактической блокады ее черноморских портов Россией. Половину этого экспорта составляет сельскохозяйственная продукция, – пояснил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков. Издание обращает внимание на то, что заявление Киева о черноморском экспорте было сделано всего через день после того, как польские дальнобойщики возобновили блокировку одного из главных пунктов пересечения границы с Украиной. Она стала редким светлым пятном на фоне тяжелого для Украины периода, характеризующегося безрезультатными боевыми действиями против России и сокращением поддержки американцев продления помощи США.

«Контраст между успехом черноморского маршрута и перебоями на польской границе стал поразительным явлением с начала войны, когда компании, обеспокоенные перевозкой товаров через акваторию Черного моря, обратились к сухопутным маршрутам. Но способность Украины противостоять российскому флоту и политическим потрясениям на своих западных границах теперь может изменить этот расчет», – говорится в статье.

«Черноморский коридор уже имеет значительные положительные последствия для украинской экономики и, вероятно, станет одним из ключевых драйверов роста в следующем году», - сказала Елена Билан, главный экономист киевского инвестиционного банка Dragon Capital.

Билан добавила, что торговля через коридор, вероятно, более чем компенсировала экономические потери, вызванные блокадой границы, отметив, что общий экспорт Украины вырос почти на 500 миллионов долларов США с октября по ноябрь, когда началась блокада.

Но все же перебои на границе причинили значительный ущерб украинской экономике. Вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Владимир Балин сказал во вторник, что экономика страны "потеряла более 1 миллиарда евро".

Блокада была вызвана жалобой польских дальнобойщиков на то, что дешевая конкуренция со стороны украинских коллег, на которые не распространяются правила Европейского Союза по рабочему времени и заработной плате, сокращает их доходы. Польское и украинское правительства проводят регулярные переговоры по решению этого вопроса, а новоизбранный польский премьер-министр Дональд Туск пообещал прекратить блокаду. Но спор затянулся на недели, и в среду украинские чиновники заявили, что более 5 тысяч грузовиков все еще стоят в очереди на въезд в Украину через четыре заблокированных пункта пропуска.

По словам украинских солдат, блокада препятствует не только торговле, но и поставкам товаров военного времени. Украинский командир рассказал, что заказанные им беспилотники были заблокированы на польской границе и призвал людей в социальных сетях помочь ему купить новые. В свете недавних перебоев на границе, аналитики говорят, что торговля через Черное море может стать еще более важной.

Билан из Dragon Capital сказала, что, по ее оценкам, экспорт товаров через коридор может возрасти до 7 миллионов тонн в месяц по сравнению с прогнозируемыми 5 миллионами тонн в декабре, и что экспорт товаров с высокой стоимостью «может частично переориентироваться с заблокированных дорог на морские порты».

Коридор, пролегающий через западное побережье Черного моря и обеспечивающий проход к территориальным водам стран, находящихся под защитой НАТО, был открыт в середине сентября, после того, как Москва вышла из зернового соглашения, заключенного при посредничестве ООН и Турции. После расторжения договоренностей Россия пригрозила, что будет рассматривать любое приближающееся к украинскому порту судно как потенциальную военную угрозу. С этого времени она неоднократно атаковала украинскую портовую инфраструктуру.

Тем не менее, украинской армии удалось в значительной степени защитить новый маршрут благодаря ряду масштабных военных операций. В прошлом месяце украинское правительство также запустило программу страхования, чтобы обеспечить доступное покрытие для грузоотправителей, следующих по этому коридору. Пока маршрут был довольно успешным.

Кубраков объявил, что с момента открытия коридора 337 судов загрузились в украинских портах и прошли через него, то есть ежемесячно это делали 112 кораблей. Это больше среднемесячного количества кораблей, проходивших по Черному морю в рамках зернового соглашения, - отметил председатель Черноморского института стратегических исследований Андрей Клименко. Он добавил, что Украина ежемесячно экспортирует 3,2 миллиона тонн продукции через коридор, в то время как зерновое соглашение позволяло отправлять 2,7 миллиона тонн.

Клименко ожидает, что Россия нанесет еще больше ударов по портовой инфраструктуре и судам, пытаясь воспрепятствовать использованию коридора. В прошлом месяце Украина заявила, что российская ракета попала в коммерческое судно, в результате чего погиб портовый лоцман и были ранены трое членов экипажа и работник порта.

« спешная торговля в Черном море означает, что Украина зарабатывает дополнительные деньги для бюджета, из которого осуществляется финансирование армии. России это не очень нравится», – объяснил Клименко.

Источник материала
loader