Одна премьера в жизни Нацоперы или Почему в темные времена душа тянется к свету
Одна премьера в жизни Нацоперы или Почему в темные времена душа тянется к свету

Одна премьера в жизни Нацоперы или Почему в темные времена душа тянется к свету

В Национальной опере Украины – новый балет "Мадам Бовари" в хореографической постановке Виктора Ищука и оркестровой Николая Дядюры. На премьере (билеты на которую было достать практически нереально) побывала наша коллега Наталья Кудряшова. Своими мыслями, эмоциями и впечатлениями она поделилась с редакцией. Мы же решили передать его рассказ и читателям KP.UA

На каждом спектакле в Национальной опере аншлаг

Билетов даже за несколько дней до спектакля не купить.

Под входом крутятся типочки, продающие билеты с рук. Цена 100 грн. – это в разы дешевле, чем на официальном сайте.

Спрашиваю, почему так дешево – говорит, девушка не пришла на свидание, поэтому хочу выручить хотя бы часть стоимости.

Предлагаю ему пройти вместе на контроль, если пропустят по этому билету – сразу с ним рассчитаюсь.

Он в ответ прищурился и говорит – "иди себе дальше"

Через два дня, когда я снова посетила театр, я снова встретила старого знакомого и снова он продавал билеты.

Билеты на представления еще со времен "коведа" продаются только через сайт Национальной оперы. Кассы в помещении театра – не работают. Билеты в продаже появляются через 2-3 недели. Потому что планировать как до войны спектакли заранее на сезон невозможно. Театр, как и все мы живет коротким горизонтом событий.

Я заметила, что два верхних яруса закрыты.

С вопросами, почему действуют такие ограничения, обратилась к руководителю пресс-службы Национальной оперы Лане Рокси. Кстати, она отмечает, что, как и все в театре, не просто работает, а служит. Потому и пресс-служба, а не пресс-центр.

К началу великой войны Национальная опера могла пригласить на представления 1306 зрителей, сейчас только 459. Это связано с размером собственного хранилища, которое может разместить только ограниченное количество человек.

До внешнего хранилища, каково метро, ​​- далеко, можно и не добежать. Поэтому ГСЧС настаивает на использовании только гардероба театра, который находится в подвальном помещении.

Поэтому театр вынужден себя ограничивать почти в 2,5 раза по количеству зрителей.

На время тревог спектакли останавливаются и все зрители приглашаются в безопасное место.

Иногда в хранилище приходится сидеть и несколько часов. А особенно, когда спектакли для детской публики – в хранилище делается прямо там-тарарам.

Но в театре знают, как из лимона сделать лимонад – на время остановленных представлений в хранилище к зрителям приходят артисты, происходит живое общение.

Такая ситуация сложилась 31 декабря 2022, когда во время показа балета "Снежная королева" тревога затянулась настолько, что закончилась, когда уже должен был начинаться следующий спектакль, который был заполнен зрителями полностью.

Такая же участь была и у спектакля, который должен был состояться 24 февраля 2022 года, билеты на который были проданы в солд-аут.

В этот день, ставший черным для Украины, планировалась "Баядерка". Кстати, все просьбы зрителей о переносе этого билета на другой спектакль были выполнены.

– Неужели никто не просил вернуть средства? - интересуюсь я у Ланы Рокси.

– Нет. В этой и в аналогичных ситуациях люди просят перенести их билет на другой спектакль. Возвращать деньги не требуют. Вообще люди стали более лояльны, чем раньше. Первый стрессовый период для театра – это был ковод, когда спектакли отменялись, отменялись, "резалось" количество зрителей в зале. Так вот, в этот период мы возвращали деньги за билеты почти год, административная служба, которая этим занималась, была в постоянном стрессе. Люди нервничали, скандалили. Сейчас все вежливее, тише.

Что делать, если ваше представление "съела воздушная тревога? Обратиться в административную службу театра, можно сразу на месте, он находится у центрального входа. И вам предложат пути решения вопроса.

В связи с комендантским часом и тем, что из-за тревоги спектакль может растянуться на часы – время начала тоже было смещено. На 17:00 по будням и на 15:00 по выходным.

На выходные проводить спектакли попросили сами зрители. Ведь хотят еще после театра не спеша зайти в ресторан и прогуляться по городу.

Интересно цветовое решение трансформации героини. Фото: Александра Злуницына

Главная сцена для прогонов расписана поминутно

В военное время Национальная опера для зрителей открылась 21 мая 2022 года оперой "Севильский цирюльник", а 3 июня к выступлениям присоединилась и балетная труппа.

- Как только прогнали орков с Киевщины, сразу стали репетировать, - отмечает Лана Рокси.

Балетная труппа на первый спектакль насчитывала 30 человек. Вместо 150 довоенных артистов. На сцену выходили все – здоровые, больные, с травмами. Артисты торопились на любимую сцену. Помогали решать проблему нехватки исполнительского состава и студенты Киевской муниципальной академии танца имени Сержа Лифаря. Но это не помешало дать первую премьеру балета-концерта "Танцуем Штрауса", состоявшуюся 24 июня 2022 года.

На новый сезон труппу количественно докомлектовали.

Спрашиваю Лану, присоединились ли к ним артисты из театров на оккупированных территориях.

– Многие такие артисты пришли в Национальную оперу еще в 2014 году. Но все проходили общий конкурс на профессиональное мастерство.

Артистам в новых условиях тоже не просто. Из-за тревог репетиции проводятся вместо балетных классов в хранилищах, которые не предназначены для этого. Но иначе не успеют ни поставить новые представления, ни прорепетировать те, что в репетуаре.

Главная сцена для прогонов тоже расписана поминутно. И тревоги сбивают весь график, поэтому артистам приходится репетировать в нерабочее время, после представлений, до начала рабочего дня.

Да, неудобно.

Да, тяжело.

Но это минимальная плата, чтобы иметь возможность заниматься в наше время профессией.

Многие артисты ведут параллельно волотерскую деятельность в ТРО в медицинских подразделениях.

Много сейчас на передовой.

Заслуженный артист Украины Александр Шаповал уложил жизнь защищая Украину.

Но Национальная Опера Украины, как и все украинцы, живут ради одной цели - победы и мира.

А для этого работают дальше.

В военное время Национальная опера для зрителей открылась 21 мая 2022 года. Фото: opera.com.ua

Очень тонко: от хореографии до цветового решения

На первый взгляд, "Мадам Бовари" должна развлечь публику, выхватить ее на время из современности, забот, нервов, волнений и отнести в мир любовных перипетий и совершенной хореографии.

Этому способствует и любовно-романтический сюжет, и музыкальное полотно соткано из инструментальных хитов разных эпох – от барокко до модернизма. В балете по мотивам одноименного романа Гюстава Флобера используется музыка Георга Фридриха Генделя (Пасакалия), Йозефа Гайдна (Симфония № 103, с тремоло литавр), Фридерика Шопена (Этюд ми-мажор, опус 10), Мориса Раве Симфония №2, ч. 2).

Когда оркестр вступил первыми аккордами творения Генделя, женщина, сидевшая передо мной, закатила глаза и сказала спутнику:

– Боже, какая замечательная музыка! Мой любимый Моцарт!

– Это не Моцарт. Это Пасакалия. - вмешалась я, но не успела закончить предложение, как дама меня перебила угрожающе

- Не ругайтесь! Театр – храм, он не любит мата!

Наверное, для нее Пасакалия - это что-то ближе к перистальтике, чем к музыке.

Постановщик ставил целью показать не просто любовную драму из-за женской распущенности и несдержанности, прежде всего он хотел осветить развитие депрессивного состояния у героини.

И на это играли все средства выразительности.

Музыка – от солнечного и беззаботного Гайдна до беспросветной черноты Малера в финале. И как соло души – кульминация с вариациями Эммы Бовари под фортепианную откровенность Шопена. Просто среди оркестрового нашествия – вдруг тишина, и в свете прожектора одинокое тело с голосом фортепиано. Это было очень откровенно, подлинная исповедь героини. Ведь когда мы самые открытые – мы не кричим, не повышаем голос, мы тихо, но откровенно озвучиваем самому себе новые истины.

Хореография. В процессе развития сюжета она усложнялась и грубела. Чисто классическая балетная школа на пуантах перемежалась современными приземленными, откровенными, иногда даже вульгарными вставками, а в финале перешла в ритмичную степь.

Решение показать внутренний мир героини из-за расслоения личностей – тоже достаточно оригинально и понятно. Ведь Эмма искала себе приключения потому, что, прежде всего, была очень разносторонним человеком. В ней жила наивная девочка, которая верила, что свадьба и все, что будет после него – это сказка; великая мечтательница – которая влюблялась каждый раз, как последний; рассудительная дама, которая все же оставалась в браке с врачом, приносившим ей материальные блага. Таких личностей можно насчитать 11. И все они выходили на сцену вместе с главной героиней и плясали ее партию. Сначала синхронно с ней, а в финале ее личины разорвали ей душу, что и привело к самоубийству. Так изящно, как сделал это постановщик, можно оправдать на первый взгляд очень некрасивые и приземленные стороны характера, как разврат, недалекость, инфантильность Эммы Бовари.

Оркестр тоже занимался не только музыкальным сопровождением хореографии. Когда мужчина Эммы попадает в сон и видит все ее изменяющие лики, каждая с собственным избранником - используется засурдиненный звук и помехи, которые создает струнная группа, играя параллельно с произведением какофония. Таким образом, слушатель получает эффект, будто музыка прорывается сквозь наслоение мистики и нереальности. И в процессе того, как герой понимает, что все это не сон, а правда – музыка становится живой, чистой и реалистичной.

Интересно цветовое решение трансформации героини. В первой вариации она предстает в ярком, солнечном оранжевом платье. В финальном па-де-де у нее серое платье.

Серый – это когда чистый белый лист наивной души запачкался черным.

Серый – это цвет депрессии.

Депрессия, и вообще ментальное здоровье, это то, что сейчас актуально, как никогда. И приходя в театры зрители ищут ответы на вопросы, беспокоящие именно их.

Спектакль "Мадам Бовари" показывает, что может произойти, если ласкать свою депрессию и не бороться с ней, не просить помощи у окружающих, а замыкаться в себе. Это путь в никуда. Душевные болезни – это такие же болезни как и телесные, и их нужно лечить, не стесняться. Мы ведь не стесняемся обращаться в больницу с переломом или приступом аппендицита? Так почему же так тяжело пересилить себя и пойти к психологу?

Театр не всегда показывает, как правильно. Показать как неправильно – это тоже урок, для тех, кто их умеет учить.

На премьеру Мадам Бовари получить билет практически невозможно. Фото: opera.com.ua

Источник материала
loader
loader