В украинский прокат вышел новый фильм культового режиссера Ридли Скотта “Наполеон”. Кто-то его называет главной премьерой зимы, а кто-то ругает за исторические неточности. Vesti.ua посмотрели эпический фильм и рассказывают о своих впечатлениях.
Ридли Скотт – долгожитель мирового кинематографа. Своего первого “Чужого” он снял в 1979 году, то есть без малого полстолетия назад. А что вы хотите, 30 ноября мэтру исполнится уже 86 лет. Откуда у него берутся силы снимать большое кино, он нам не расскажет, но кино у него получается большое в полном смысле этого слова. Кто не знает, режиссерская версия “Наполеона” – это 270 минут (!). К счастью, мэтр свое зрителя пожалел и сократил экранную версию до 157 минут. Но поскольку фильм выпущен компанией Apple TV+, очень вероятно, что однажды “Наполеон” придет к нам в виде шестисерийного сериала, в котором будет в разы больше богатых исторических интерьеров, батальных сцен и любовных моментов.
Своего “Наполеона” Ридли Скотт мечтал снять уже давно. Судя по тому, что он в нескольких интервью рассказал о том, что Стэнли Кубрик планировал снять фильм о Наполеоне, но так у него руки до француза и не дошли, этот факт отца “Чужого” много лет подстегивал.
Кто-то утверждает, что к “Наполеону” Ридли Скотт шел так долго, потому что искал актера, который способен был бы вынести на себе груз этой личности. Но это не так. С того момента, как актер Хоакин Феникс сыграл в “Гладиаторе” (2000) римского императора Коммода, Скотт точно знал, как выглядит его Наполеон. Но он, видимо, настолько верил в то, что успеет снять байопик об одиозном французском императоре, что тянул со съемками два десятка лет. А может быть, сам дорастал до темы. Но хорошо, что успел. Чтобы вы поняли, насколько фильм хорош, скажем так: после такой премьеры Ридли Скотт может спокойно идти на пенсию, потому что подобный проект – это достойная точка в биографии любой кинолегенды. Но про пенсию старика Ридли и не мечтайте – впереди сиквел “Гладиатора”, и кто-то там поговаривает, что и новый “Чужой” где-то в планах.
Но вернемся к “Наполеону”. Сюжет байопика прост – это история восхождения к славе и власти простого французского офицера Наполеона Бонапарта, рассказанная через призму его отношений с Жозефиной.
Проще сказать, данный фильм – это история о любви Наполеона и Жозефины, которая разворачивается на фоне истории становления великого полководца и государственного деятеля, заложившего основы современного французского государства. Любовь эта немного странная, больше похожая на зависимость, но именно она, по мнению автора фильма, была главным талисманом Наполеона. Пока Жозефина Бонапарт вдохновляла своего мужа на подвиги и смелые шаги продвижения в сторону императорского трона, у него все получалось. “Без меня ты ничто”, – убеждала императрица своего супруга, и он с ней был согласен до последнего своего вздоха.
Но только не думайте, что фильм Ридли Скотта – это сплошные постельные сцены. Несколько, конечно, покажут, но скудность поз вас удивит. Хоакин Феникс – психологический актер, поэтому отношения его героя с любимой женщиной – это очень часто крупные планы и игра эмоций. А поскольку актер он очень обаятельный и сексуальный, и энергетика у него теплая, то ты два часа не устаешь смотреть на Феникса и на его шрам над верхней губой, который придает образу еще больше мужественности и притягивает взгляд как магнит.
Ридли Скотт позволил в своей истории Наполеону выглядеть слабым и зависимым, и это уже что-то новенькое в трактовке буквально окаменевшего образа великого полководца.
“Наполеон – это человек, которым я всегда восхищался, – сказал режиссер в интервью Deadline. – Он появился из ниоткуда, чтобы править всем. Но все это время вел романтическую войну со своей женой Жозефиной, которая ему изменяла. Он завоевывал мир, чтобы завоевать ее любовь, а когда ему это не удалось, он начал завоевывать мир, чтобы уничтожить ее, и в этом процессе уничтожил себя”. После этих слов режиссер подумал и добавил, что ни один актер не смог бы воплотить Наполеона так, как Хоакин Феникс. И с этим вполне можно согласиться.
Роль Жозефины в фильме сыграла британская актриса Ванесса Кирби, известная по роли холодной злодейки в последних сериях “Миссия невыполнима” и роли родной младшей сестры британской королевы в сериале “Корона”.
Ванесса Кирби попала в проект случайно – в роли Жозефины Ридли Скотт видел француженку Джоди Комер (“Убивая Еву”), которую снимал до этого в исторической драме “Последняя дуэль”. Но Комер неожиданно выбыла из проекта из-за изменений в своем съемочном графике и эпидемиологической ситуации в мире. Трудно сказать, потерял байопик от ее ухода или нашел, но однозначно это было бы совсем другое кино.
Ванесса Кирби в “Наполеоне” хороша, за время съемок в “Короне” она научилась безупречно носить королевские наряды и плести интриги. Глядя на эту женщину, можно поверить, что она способна была свести с ума такого монстра, как Наполеон. Кирби не теряется в тени таланта Хоакина Феникса, но и не забирает на себя лишнего внимания. Она идеально вписана в сюжет, в котором в приоритете – эмоции и амбиции главного героя, а также его путь в истории со всеми прилагающимися государственными переворотами, военными походами и знаменитыми битвами.
Ридли Скотт, еще только мечтая о съемках, говорил о том, что цель будущего фильма – запечатлеть знаменитые сражения Наполеона, как обладателя поразительного стратегического ума и военного провидца.
В короткую версию “Наполеона” вошли шесть его главных битв, включая трагическую битву под Ватерлоо. Все они сняты богато, красиво и динамично. И в каждой из них зритель – на стороне французов, потому что Хоакин Феникс с идеальной спиной верхом на лошади – наше все.
На тот момент, когда на экране французский император Наполеон I проигрывал свое последнее крупное сражение, честно признаться, у некоторых зрителей тлела надежда, а может, на этот раз победит. “И не надейся, Ватерлоо он проиграл”, – бессердечно прошептала мне подруга, глядя, с какой сосредоточенностью я воткнулась в экран. Проиграл. И это не спойлер.
Достаточно много времени на экране отдано военному походу французского императора на Россию. Наполеон, как известно, взял Москву, однако она сгорела. Но что вам сказать, смотреть на то, как красиво пылает столица “русского мира”, можно бесконечно, пусть даже у Ридли Скотта Москва получилась какая-то бутафорская, больше похожая на усредненный образ некой средневековой столицы
В России Наполеон оставил лежать 425 тысяч своих солдат. Домой вернулись жалкие 25 тысяч. Кошмарная цифра, страшнее которой только другая цифра, всплывающая в виде титров в конце киноистории. За свою карьеру полководец Наполеон Бонапарт потерял в боях 3 миллиона своих солдат. И чего он добился, кроме одинокой смерти на острове Святой Елены? Но байопик “Наполеон” очень натуралистично демонстрирует то, насколько травматичными и кровавыми были войны конца XVIII – начала XIX века. У Ридли Скотта много сцен кровавого месива на поле боя, и в этом смысле его фильм можно даже назвать антивоенным. Потому что война – это страшно, а когда ты заглядываешь ей в лицо через глаз камеры Дариуша Вольски (“Марсианин”, “Пираты Карибского моря”, “Дом Gucci”), то хочется остановить эти побоища раз и навсегда. Да, войны двигают историю, контролируют демографию, но лучше бы люди занимались любовью и мечтали полететь к звездам. Вот только как сильные мира сего будут тогда удовлетворять свои амбиции?
Интерес к фигуре Наполеона в мире благодаря Ридли Скотту вышел сейчас на новый виток. Он рассказал нам хорошую историю, которая не обеляет и не очерняет эту историческую фигуру, но заставляет думать и переживать. Эта история, снятая мастером, несомненно, принесет тебе удовольствие и останется с тобой надолго. Ты будешь думать о ней по ночам, перебирать в уме понравившиеся сцены, вспоминать пронзительно-красивый взгляд главного героя и обнаженное фарфоровое плечо Жозефины в тот момент, когда Наполеон увидел ее впервые. После этого фильма ты выйдешь из кинозала уже немножко другим. Такого никогда нельзя сказать о супергеройских боевиках, которые сам Ридли Скотт назвал когда-то “чертовски скучными”.
Читайте также: Не только “Фауда”. Пять сериалов об арабо-израильском противостоянии
Но у всех этих “Марвелов” задача одна – поражать и оглушать. Супергеройское кино – это “Макдональдс”, а “Наполеон” – блюдо высокой кухни. И плевать, что французским критикам он не понравился. Пусть французы сначала снимут фильм такого масштаба о своем же герое, а потом уже начинают дебаты.